Голос Крови

Евгений Габелев
«Лишь тот, кто до конца освободил себя от уз земли и крови, может считать себя вполне человеческим существом»

Эрих Фромм



 

Кем был Пушкин – русским или эфиопом…?

Кем был Лермонтов – русским или шотландцем из клана Мак-Лермонта…?

Кем был Тютчев – русским дворянином или монгольским ханом…?

 

Кем были капитаны Беринг и Беллинсгаузен, князь Багратион, граф Нессерьроде, фельдмаршал Миних и генерал Барклай де Толи – русскими или немцами, шведами, грузинами, и не вполне понятного рода прибалтами…?

 

Кем была императрица Екатерина? Кем были государи российские и великие князья московские и киевские, ведущие род от норманнского вождя Рюрика и бесчисленных греческих, татарских и немецких княгинь…?

 

Кем были Иосиф Кобзон, Лев Ландау, Давид Ойстрах, Ян Френкель и Мстислав Ростропович – русскими или евреями…? Кем по национальности являются Ходорковский, Гусинский и Березовский…?

 

Кем были Троцкий, Бухарин, Каменев, Зиновьев, Рыков и Дзержинский…? И наконец, кем нам считать Сталина и Берию – русскими или грузинами…?

 

Господи, а сам-то я кто…



 

СТРАННАЯ ИСТОРИЯ

 

Странная история, правда? Первые вопросы не вызывают сомнения, и сознание автоматически выдает ответ на них в следующую секунду. Более того, многие из вас до сего дня и не подозревали, что Лермонтов выходец из древнего шотландского рода, а Тютчев потомок монгольских князей, принявших христианство.

 

Тем более вам недосуг разбираться с родовыми корнями Александра Сергеевича Пушкина, и даже сама мысль о возможности изъять его из числа русского народа покажется многим кощунственной и невероятной. Писатели и поэты это наше все, кем бы ни были их предки. Они русские, и это не подлежит спору.

 

Но чем дальше, тем труднее отвечать на вопросы. Мы неожиданно понимаем, что русские капитаны, именем которых названы моря, острова и проливы, не имели к русскому народу никакого отношения… за исключением преданной службы, присяги, и вклада в историю государства российского, ставшего им родиной.

 

Мы вспоминаем, что многие полководцы, министры и государственные деятели, без которых история нашей страны оказалась совсем иной, не имели в своем теле ни капли русской крови. Зато многие из них проливали за эту землю собственную кровь. И совершили при этом немало самоотверженных подвигов.

 

Но кем считать этих людей? Мало кто помнит, что герой русской армии, отдавший жизнь за отечество, князь Багратион –  был наследником грузинских царей. Династия Багратиони правила в Грузии много веков. И последний грузинский царь этого древнего рода подписал договор о ее вхождении в Россию.

 

А вот кем были остальные…



 

КУЛЬТУРА И ГЕНЕТИКА

 

По мере продвижения к концу списка, мы все меньше склонны признавать за его участниками право зваться русскими. Если присмотреться, это никак не связано с наличием в них той или иной доли русской крови. Более того, мысль о вычислении ее процента представляется тут довольно бессмысленной.

 

Похоже, при определении национальной принадлежности мы руководствуемся чем-то совсем другим. Каким-то совершенно иным критерием, нежели наличие в человеческой плоти тех или иных генов. Что не удивительно, ибо наука не обнаружила у нас органа чувств, способного навскидку считывать геном.

 

Исследовав свои реакции на заданные вопросы, и собственные ответы на них, в большинстве случаев мы получим следующую картину. Мы считаем несомненно и безусловно русскими тех, кто внес выдающийся вклад в русскую культуру. Для большинства это совершенно очевидно и даже банально.

 

Вклад в науку, экономику и государственное управление внушает нам меньшую склонность причислять человека к русским, и все большее желание определить его нацию по критерию крови. Исторические деятели, которых мы считаем героями, скорее всего русские. А воры и злодеи наверняка инородцы.

 

То есть наша готовность считать человека русским пропорциональная тому, насколько положительным и сильным мы считаем его вклад. Словно национальность это награда, которой мы наделяем тех кто нам близок и дорог, тех кем мы хотим гордиться. И мы сомневаемся, когда этот вклад неоднозначен.

 

Тех кто нам неприятен, мы исключаем из своего народа.



 

ЦАРИ И БУНТОВЩИКИ

 

Если спросить верующего сталиниста, то скорей всего он ответит, что товарищ Сталин был великим русским историческим деятелем, а рассуждения о его грузинских корнях хоть и по сути верны, но не вполне уместны, поскольку только затеняют суть дела. Естественно, что для его противников Сталин грузин.

 

Точно так же для истинного большевика старые революционеры, организаторы октябрьского переворота и военачальники гражданской войны – не евреи, поляки и мордва, укравшие счастье великого русского народа, а самые что ни есть русские. И их русские псевдонимы надо воспринимать всерьез.

 

Естественно, для белых все было в точности наоборот. И всякий, посягнувший на веру, царя и отечество, даже если и был он стопроцентно русских кровей, казался им инородцем, и чаще всего евреем. При том что сам государь, бывший по крови почти стопроцентным немцем, считался русским царем.

 

Известен связанный с этим курьез. Когда советские кинематографисты сняли первый фильм о Сталине, играл его актер грузинской внешности и с сильным акцентом. Фильм Сталину понравился, он похвалил авторов… а потом удивленно спросил: а что это у вас товарищ Сталин говорит с грузинским акцентом…?

 

Разве уважаемый режиссер не знает, что товарищ Сталин – русский…? Фильм пересняли, никого не расстреляли, все обошлось легким предынфарктным состоянием у всех членов съемочной группы… но с тех пор товарища Сталина играли русские актеры, говорящие без акцента на идеальном русском языке.

 

Царь на Руси всегда русский.



 

ГЕНИИ И ЗЛОДЕИ

 

Писатель властвует над душами и умами русских людей, подобно царю. Поэтому на бессознательном уровне он кажется русским, и мы готовы защищать его родство с нами, даже если он совершенно чужд нам по крови. Родство языка и культуры, и та власть, что имеет он, оказывается пропуском.

 

Собственно, весь современный мир, за редкими исключениями, определяет национальную принадлежность по языку и культуре, а не по крови. Человек социальное существо, и принадлежит он к тому обществу, на языке которого думает. К народу, чью культуру разделяет, и историю которого считает своей.

 

Поэтому писатели и поэты пользуются преимуществом перед музыкантами, живописцами и учеными. Мы определяем национальность по языку и развитой способности человека им владеть. Мышление и речь сильнее крови. Поэтому мы европейцы, несмотря на все столь любимые рассуждения о евразийстве.

 

Как правило, русский легко согласится считать русским обрусевшего немца, но с большим подозрением отнесется к чеченцу и таджику. Немец не станет танцевать лезгинку на площади, даже в самом сильном подпитии… и мы всегда сможем найти с ним общий язык, даже если у него ужасный акцент.

 

Впрочем, как показали приведенные выше примеры, военные заслуги и успех на литературной стезе легко преодолевают и это различие. Мы определяем своего по культуре, по общности мысли и культурного кода. Лишь пещерный националист способен оценивать качества собеседника по разрезу глаз…

 

Но так ли уж далеко мы от него ушли…



 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Царь властвует над нами, и поэтому по определению является русским, даже если в нем нет ни капли русской крови. Или если в нем ее не более пары капель, это совершенно не важно. Не важно, если он говорит по-русски с ужасным акцентом, или и вовсе предпочитает говорить преимущественно по-французски.

 

Национальность правителя вынуждено совпадает с национальностью подданных. Или они будут должны признать, что находятся под властью чужеземцев, и пребывают в состоянии национального рабства и иноземной оккупации. Тогда им придется выбирать меж кровавым восстанием и национальным позором.

 

Поэтому существует два сорта национализма. Национализм верноподданнический и конформистский, сросшийся с властью, и национализм революционный. Первый из них основан на верности существующей власти. Всякая власть, пока она существует, национальна. Ее враги предатели и инородцы.

 

Революционный национализм растет из чувства обездоленности и обиды. Из ощущения власти не как заботливого отца, наемного менеджера или старшего друга, а как оккупанта. Носитель этого мировоззрения воспринимает весь правящий слой как чужеземцев и инородцев, хитростью захвативших власть.

 

Однако, стоит признать что хрен редьки не слаще, и все описанные тут виды национализма, включая национализм просвещенный, суть вещи весьма неприятные. Хотя бы тем, что искусственно вбивают клин меж людьми, и без того крайне различными и имеющими массу причин для конфликтов.

 

Нация, это лучший предлог для войны.



 

ОБРАТНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

 

Смею предположить, что те, кому близка позиция автора, или чем-то симпатична его личность, скорей всего отнесут его к своему собственному народу. Несмотря на не вполне русскую фамилию. Более того, даже если им известны его не русские корни, он все равно свой. Вполне довольно общего языка.

 

Те же, кому позиция автора представляется враждебной, или имеющие к нему личные претензии, равно как и некоторое количество людей, всегда относящихся с неприязнью к людям пишущим или просто образованным, естественно склонны подозревать в нем инородца. Не стану их в том разубеждать.

 

Думаю, многие сталкивались с очаровательной манерой полемизировать, весьма популярной в интернете. Когда человек, с вами судя по всему несогласный, и просто чем-то возмущенный или несчастный, вместо того чтоб возразить по существу, называет вас евреем, или интересуется вашей нацией.

 

Дело не обязательно в том, что этот человек нацист, и мечтает уничтожать евреев в газовых камерах. Просто вы или ваша позиция ему не нравитесь, и он не находит слов, достаточно обидных для вас… и вместо этого исключает вас из числа своего народа. Вы столь дурны, что не можете быть одной крови.

 

Я бы назвал это явление обратным национализмом. И как показывают ответы на приведенный в начале статьи тест, он не чужд и многим из нас. Если обычный национализм наделяет лиц иной крови некими воображаемыми негативными чертами, то обратный национализм действует в обратной логике.

 

Если человек мне не нравится, то он мне чужой.



 

ЛОГИКА ЛЮБВИ

 

Собственно, во всем вышесказанном нет ничего удивительного. Мы хотим дружить с теми, кто нам близок. Хотим общаться с теми, кто разделяет наши взгляды и имеет общую с нами культурную базу. Нам есть о чем поговорить с этими людьми. Мы чувствуем себя более комфортно и расслабленно с ними.

 

Мы хотим быть на одной стороне с достойными, мужественными и добродетельными людьми, и поэтому легко записываем их себе в родню. И не хотим иметь ничего общего с подлецами, ворами и злодеями. Мы не желаем, что бы нас как-то связывали с этими дурными персонажами, и отрицаем свое родство.

 

Мы легко причисляем к себе первых, и исключаем вторых. Если мы пребываем во власти магии земли и крови, то действуем в логике обычного национализма. То есть, наделяем соплеменников высокими моральными, волевыми и умственными качествами, по мере возможности принижая чужих.

 

Но если мы выросли, и готовы ощутить себя частью человечества, а не отдельного племени, национализм еще может иметь над нами власть. Он возвращается как обратный национализм, как бессознательное стремление вписать приятных людей в число «своих», исключив из него оппонентов и врагов.

 

Это логика любви и ненависти, логика обычных человеческих чувств. И нация, как мы в большинстве своем воспринимаем ее на бессознательном уровне, это система распознавания свой-чужой. Они не имеет отношения к крови, генетическому материалу или семейной истории. Нация есть функция культуры.

 

Культура это кровь человечества.



 

ЗОВ КРОВИ

 

Впрочем, эта благостная логика верна не всегда. Логика культурной общности и общего языка прекращает действие, когда к власти приходят нацисты. Когда в дверь стучат те, кто определяет нацию, высчитывая процентное соотношение крови в венах и измеряя черты лица стальным циркулем.

 

 

 

Они не спрашивают, на каком языке вы думаете. Им нет дела до вашего вклада в культуру и особенностей вашей личности. Они хотят отделять своих от чужих. Они хотят безжалостно убивать, убивать еще и еще, убивать всех кто отличается от избранной нации. Для начала они просто злословят…

 

С этими людьми не о чем разговаривать. Все споры закончены в Нюрнбергском Трибунале. Нам больше не нужно ничего им доказывать, все уже давно доказано. В приличном обществе не спорят с нацистами. С ними не разговаривают, не подают руки, не приглашают на праздники… и это окончательное решение.

 

Однако, так было не всегда. Более того, так не было почти никогда за всю историю человечества. На протяжении многих веков люди воевали и порабощали друг друга. Победитель получал все. Он обращал народы в рабов, или уничтожал их. Или истреблял мужчин и забирал женщин что бы умножить род.

 

Поэтому на протяжении многих эпох национализм был единственным выбором, гарантирующим жизнь и сохранение культуры. Только вместе, осознавая свое кровное родство с соплеменниками, люди могли противостоять другим племенам и народам. Победитель остается в истории. Побежденный исчезает.

 

Многие и сейчас живут, словно ничего не изменилось.



 

НОВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

 

Невозможно в одной статье описать многообразие идей, связанных с представлением о нации. За века представления о племенной тождественности и ее критериях многократно менялись. Само понятие нации, близкое современному, появилось лишь несколько веков назад, на излете средневековья.

 

Все больше людей на земле определяют свою идентичность по культурной общности, а не по крови и почве. С другой стороны, усиливаются националистические тенденции и происходят кровавые конфликты на национальной почве. Поэтому многие стараются избегать взрывоопасной национальной темы.

 

Однако,  кровь то и дело бьет в голову самым воспитанным и образованным из нас. При этом в каждом из современных людей за вычетом обитателей отдаленных джунглей, смешана кровь самых разных племен. Не исключение здесь и я. Впрочем лучше я оставлю собственную историю до следующего раза.

 

Мне интересно будущее человечества, то новое место, куда стремится наш дух. Время, где миллионы людей будут находить друзей и любимых не по подданству и крови, и даже не по языку, но по зову ума и притяжению сердца… и общаясь с молодыми я понимаю, что это время уже пришло.

 

Будущее вокруг нас. Присоединяйтесь или не мешайте. Или катитесь в свое средневековье и оставайтесь там со своими пещерными взглядами. Не мешайте тем, кто ощущает себя гражданами планеты Земля. Тем, кого вы в ослеплении своем зовете иванами не помнящими родства и безродными космополитами.

 

Время пещерных люди прошло, а человечество будет жить вечно.



 

Человечество без наций и границ…



 

Продолжение следует.