Степь, да степь кругом...

Мира Папкова
  В телячьих вагонах после второго курса
нас  отправили  на  целину  в  Казахстан.

  Доехали  до  станции  Семиозерной,  оттуда
(за 120  км) на грузовиках развезли по аулам.

  Вдоль  тракта  на  телеграфных
столбах сидели огромные дрофы.

  Степные   казахи  жили в саманных домиках. Многие не  говорили  по-русски.  Они никогда
не занимались   земледелием,  зерноводством. Кочевали  по степи.   Теперь  их  обеспечивало  почти   натуральное  хозяйство: держали овец, кур, кумысных кобылиц. В райцентре за 25 км  покупали:  муку,  сахар,  соль,  спички, корицу 
и плиточный чай.   
 
   Меня  определили  поваром.  Под  открытым  небом стояла печь в виде перевернутой буквы
Г. Высокая труба, топка,  два  вмазанных котла - один  для  чая,  другой  для  любой  другой  еды. Привозили дрова,  продукты  в  крафт-мешках: лапшу,  картошку,  лук,  ведро  постного  масла. Иногда привозили и мясо, но чаще тушонку из стратегических запасов.

  Чтобы  приготовить  завтрак (кашу), я вставала ранним утром,  до свету, когда в сизом  небе еще 
не  погасли   самые  большие  звезды. Товарищи
мои еще  спали - утренний  подъем оказался для
них  самым  трудным  испытанием  на  целине.

  Меня  ждали.  На  небольшом квадрате трубы в позе  архара  на  скале  стояла  черная  коза,  мой "злой гений". Я кидала в нее картофелиной, коза совершала изящнейший полет (я любовалась!) и приземлялась  строго  на  границе  досягаемости.

 Стоило потерять бдительность, как коза влезала с  ногами в крафт - мешок  и пожирала  припасы. Особенно любила лапшу.  Я трескала  ее  корягой поперек спины,  коза  пятилась  из  мешка, легко отпрыгивала и невдалеке ждала нового удобного случая.

  В  глубине  души  я   красавицей-козой восхищалась и удар  по  спине  означал
"хватит",  по-настоящему  я  ее  не  била.

  После завтрака всех увозили работать на ток,
а я оставалась  мыть  посуду  и  готовить  обед.

  В гости ко мне приходил аксакал с домброй. Садился  на  перевернутое  ведро и исполнял -
весьма  искусно  -  национальные  мелодии. Старик хорошо говорил  по-русски и охотно  обучал  меня  казахскому.  Я уже знала счет,  названия  домашних животных, продуктов, глаголы, обозначающие основные действия.

  Поил  кумысом.  Сказал,  что  продавать
кумыс нельзя, им можно только угощать.
 
  Аксакал носил ватный халат, тюбетейку, на ногах - мягкие,  как чулки, сапоги и глубокие резиновые остроносые галоши. Его украшала узкая длинная прозрачная седая борода.

  Женщины  одевались  в  яркие  платья,  поверх которых  носили  плюшевые  безрукавки  очень красного, очень зеленого или очеь синего цвета. На ногах  шерстяные носки и все  те  же  галоши.

  Дружба народов крепла - нас стали приглашать
в гости. В жилищах  земляные  полы  покрывала кошма,   валиком  скатанная   постель  лежала  у стен. Мебель отсутствовала.

  Все  рассаживались  на  полу  вокруг самовара. Плиточный  чай  заваривали с корицей и пили
со сливками без сахара.  Для  желающих  лежал рафинад, наколотый щипчиками. Пить первым начинал аксакал, остальные за ним.

  К чаю подавались вкусные лепешки, свежайшее самодельное  сливочное  масло
и лакомство - сюзьмэ - молоко, выпаренное
на очень медленном огне, превратившееся
в розовые сладкие  комочки.  В подарок мы приносили  желанный  репчатый лук.

  Казахи  своих  овец,  лошадей  и коров не пасли. Этим занимались собаки, похожие на афганских  борзых.  Утром  они  отгоняли  скотину  в  степь,
а вечером пригоняли  обратно.

  Кто родился и рос в степи, счастлив нигде не будет.  Только  в степи. Посреди  неба. Внутри него.   Невероятное,  космическое  ощущение.

  Восход и  заход  солнца,  луны и созвездий из-за горизонта  за  горизонт!  Млечный путь!  Даже  в новолуние  светло - так  много  звездного сияния, не отфильтрованного грязным воздухом городов.

  В нежных ранних сумерках вылезало наверх множество забавных пятнистых сусликов, они  стояли  столбиками  и  пересвистывались.  Их  башка  поворачивается, обеспечивая обзор на 270°.  По сигналу тревоги сторожевого суслика все разом ненадолго ныряли в норы.

  Большие пернатые хищники, как планеры, раскинув  неподвижные  крылья,  парили в восходящих воздушных потоках.
 
  В криках кишела рыба. Наши мальчики просто черпали ее майками, снизу завязанными узлом.

  Жили мы в полуразрушенном складе. Набитые сеном  наматрасник  и  наволочка,  лежащие  на  земле  -  вот   и   вся  постель.  Когда  -  к  счастью  почти  никогда  -  шел  дождь, крыша протекала.

  Но никто не заболел - воздух в степи целебный.

  Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

  Я совершенно  не хотела ехать на целину, рвалась  к  родителям  домой - прожили  в
разлуке  чуть  не  год,  и  я  сильно скучала.

  Но  жизнь  в  степи  мне  очень  понравилась.
Жаль было расставаться с необъятным небом.
Если  перед  очередным  рождением мою душу спросят, где она хочет родиться,  душа выберет степь.

  Вернувшись  в  большой  город,  я  долго и болезненно  привыкала  не замечать узость
его улиц, скудное количество  звезд на небе
и  воздух,  пропитанный  дымом  заводских
труб  и  выхлопными  газами  автомобилей.