Полезные и вредные навыки, привычки

Гадаев Алексей Вениаминович
Особенности навыка проявляются при научении и обучении новой профессии, на занятиях спортом, физической культурой, в манере общения и поведения и др.
Переход некоторых действий на уровень навыков и привычек у каждого человека происходит постоянно и неизбежно, иногда даже помимо его воли, что обусловлено закономерностями высшей нервной деятельности. Поэтому многие аспекты поведения детей и их деятельности, в том числе аномального и проступочного , определяются сформировавшимися навыками и привычками, которые нередко выступают в качестве обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе воспитания детей и подростков.
В общих чертах формирование навыка у человека представляется следующим образом. Приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает для выполнения непривычного еще для него действия уже сложившимися способами решения. Ему приходиться сознательно определять и контролировать не только действие, но и отдельные движения, посредством которых он его осуществляет. В результате многократных повторных решений одной и той же задачи приобретается возможность выполнять данное действие, состоящее из нескольких различных операций, как единый, целенаправленный акт без постановки специальной цели сознательно подбирать для него способы выполнения. Человек уже не вынужден, как это было сначала, перемещать свое внимание с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, и есть автоматизация, а автоматизированные компоненты, участвующие в выполнении сознательного действия человека, это и есть навыки в специфическом смысле слова.
Рассмотрим в первую очередь психологические механизмы образования навыковых действий.
Материал http://pravorggu.ru/2005_5/25chulahov_24.shtml
В.Н.Чулахов считает, что : "Сложившиеся нервные механизмы вызывают в структуре действия ряд изменений, которые становятся возможными благодаря его автоматизации. Эти изменения сводятся к следующему:
1) в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. К примеру, по мере совершенствования навыка письма человек начинает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 - 3 коротких слова;
2) исчезают лишние и ненужные движения. Так, начиная учиться письму, первоклассник высовывает язык, раскачивает корпус, нагибает голову и т.п. По мере освоения действия все эти ненужные движения устраняются;
3) ряд частных самостоятельных движений, которые до того совершались изолированно, сливаются в единое действие, где нет заминок и перерывов между отдельными составляющими его простыми движениями. Например, переключение передачи скоростей, которое у ученика происходит как ступенчатое действие, у опытного шофера выполняется одним плавным движением руки.
Как же возникают эти изменения в структуре действия, каков их психологический механизм?
В основе своей это механизм, включающий в себя исследовательские попытки и отбор. Человек пробует выполнить определенное действие, контролирует его результат. Успешные движения, оправдавшие себя ориентиры и способы регуляции постепенно отбираются и закрепляются, неудачные и не оправдавшие себя – подавляются и отсеиваются. При этом отмеченные выше изменения в структуре действия человека являются следствием происходящих изменений в строении его психической деятельности:
1) изменяются приемы сенсорного контроля над действием. Зрительный контроль над выполнением движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестетическим). Так, пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру;
2) вырабатываются специальные сенсорные синтезы, которые позволяют оценивать соотношение различных величин, определяющих характер движений. Например, глазомер и чувство скорости у шофера;
3) развивается способность быстро различать ориентиры, важные для контроля результатов действия. Так, у сталевара развивается способность выделять в процессе плавки оттенки цвета лавы, характеризующие состав металла, температуру и т. п.;
4) изменяются приемы центрального регулирования действия. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на обстановку и его результаты. Некоторые расчеты, решения и другие интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно.
Таким образом, в связи со стандартизацией приемов контроля и регулирования выполнение действий все более автоматизируется, освобождаясь от контроля сознания. Внимание переключается на цели и условия действий.
Такая перестройка структуры психологической деятельности у человека при выработке навыка обусловлена физиологическими процессами, происходящими в нашем организме, особенно в центральной нервной системе. Своему возникновению и устойчивому проявлению навыки обязаны чрезвычайно развитой способности головного мозга запечатлевать, объединять, длительно сохранять и воспроизводить последовательность организованных нервных процессов и функциональных состояний. Это обеспечивает, с одной стороны, экономичность в работе головного мозга, с другой – его надежность.
В результате постоянного повторения действий проторение нервного пути и его закрепление приводят к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Образуются системы условнорефлекторных связей с упроченными переходами от одной системы нервных связей к другой, т.е. создается определенный стереотип реакций коры головного мозга на систему раздражений, который получил название динамического. В коре больших полушарий выстраивается как бы сложная цепочка, состоящая из многочисленных звеньев, сцепленных нервных процессов и соподчиненных друг другу, что придает устойчивость структуре навыка, обеспечивает преобладающее значение (значение доминанты) и автоматизм навыковых действий. Последнее означает: если в коре мозга сформировалась и закрепилась цепь нервных процессов, то достаточно в последующем первоначального короткого начального действия, чтобы воспроизвести весь процесс. Поэтому становится возможным высвобождение сознания от контроля за происходящими действиями, и навык осуществляется автоматически, как единый акт.
Исходя из вышеизложенных изменений, происходящих в действии, самой психической деятельности человека и его центральной нервной системе, попытаемся сформулировать понятие навыка.
Навык, будучи по своим внешним результатам действием, по своей психологической природе перестает быть им, если под действием подразумевать акты, направленные на осознаваемую цель. Пока навык осваивается, он является сознательным действием, цель которого заключается в освоении данного способа действия. По достижении последнего соответствующая операция начинает выполняться автоматически и включается компонентом в сознательную деятельность человека. Это, собственно, означает, что человек в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью. Навык, таким образом, это компонент сознательной деятельности человека.
Какие характерные особенности отличают навык от других компонентов сознательной деятельности человека?
Во-первых, он образуется в результате упражнения. Упражнение – целенаправленное многократно выполняемое действие, которое осуществляется не только с целью его закрепления, но и усовершенствования.
Во-вторых, особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в начальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания.
Говоря об освобождении действий от сознательного контроля, конечно, не надо думать, что это освобождение абсолютно, т.е. человек совсем не знает, что он делает. Особенность навыка – не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности. За границей сознания оказываются самые отработанные компоненты действия.
Возможно возвращение каких-то компонентов навыка в сферу сознания. Обычно оно происходит при возникновении трудностей или ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Это возвращение может быть и результатом произвольного намерения.
Таким образом, в качестве характерных особенностей навыка можно выделить следующие: он образуется в результате упражнения, становится автоматизированной операцией и не требует сознательного контроля над осуществляющимися действиями.
Определение понятия навыка будет неполным, если мы оставим без внимания физиологические изменения, происходящие в организме человека при его выработке. Как мы уже выяснили, в коре головного мозга человека образуется система условнорефлекторных временных связей, называемая динамическим стереотипом, позволяющая навыкам проявляться в виде автоматизированно протекающих действий.
В итоге определение понятия навыка выглядит следующим образом. Навык – это автоматизированный, относительно устойчивый и индивидуальный компонент деятельности человека, образующийся в результате многократного повторения и обусловленный закономерностями формирования соответствующего динамического стереотипа.
На наш взгляд, предпринятое уточнение определения понятия навыка отражает все основные характерные особенности в виде проявлений свойств личности человека и подчеркивает его психофизиологическую природу. Это коренным образом отличает данное определений от тех, в которых не находили отражения физиологические механизмы образования навыков. А ведь наличие у навыков таких важных для криминалистики свойств, как относительная устойчивость и склонность к повторному воспроизведению, обусловлено свойствами динамического стереотипа, что очень существенно при использовании информации о навыках при решении диагностических и идентификационных задач в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Понятие привычки, закономерности ее формирования. Привычка – это еще один из элементов деятельности человека. Как и навыки, привычки являются автоматизированными действиями, вырабатываются, прочно укореняются и совершаются в силу динамического стереотипа по принципу условного рефлекса – в этом их общность. Различие между ними заключается в том, что навык – это лишь способность произвести то или иное действие без особого контроля сознания, привычка же включает потребность произвести соответствующее действие. У человека, например, существует привычка чистить зубы перед сном. Если в силу каких-либо привходящих обстоятельств он этого не сделает, то будет испытывать неприятное состояние беспокойства, какое обычно бывает, когда не удовлетворена какая-нибудь потребность.
От навыков привычка отличается еще и тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.
Чаще всего привычкой становится хорошо закрепившийся устойчивый навык. Например, такие гигиенические навыки, как умывание, мытье рук перед едой, выработались у нас в детстве после многочисленных упражнений и наставлений. Однако благодаря каждодневным повторениям они вошли в обиход нашей деятельности, стали привычными, и мы не можем сесть завтракать до умывания. Побуждения к таким действиям так же, как и ко всем прочным навыкам, возникают автоматически, без участия сознания. При этом пусковыми сигналами для них служат внешние и внутренние раздражения. Например, мы чистим зубы утром и потому, что видим зубную щетку на полочке умывальника и ощущаем неприятный вкус во рту, и потому, что эта процедура сознательно включена нами в систему утреннего туалета. Подкреплением этой привычки служит как сама процедура, так и чувство удовлетворения, наступающее после нее.
Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и стихийно, без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.
Таким образом, привычка – это автоматизированный, относительно устойчивый и индивидуальный компонент деятельности, регулярно повторяемый человеком в связи удовлетворением его внутренних психофизиологических потребностей и обусловленный закономерностями формирования соответствующего динамического стереотипа. Привычки не требуют совершенного ими владения и активного участия в самом действии не принимают. Они обладают способностью непроизвольно или под влиянием порожденной ими потребности проявляться в любой момент как характерные свойства личности.
Классификация навыков и привычек. Разработка методов получения сведений о навыках и привычках преступника и успешное использование их при раскрытии и расследовании преступлений возможны только при условии четкого понимания характера и объема этой информации по соответствующей классификации.
На данном этапе существует несколько систем классификаций навыков. В психологии они подразделяются в зависимости от формы деятельности человека на двигательные, мыслительные и сенсорные.
Двигательные (или моторные) навыки включены в самые различные виды деятельности, связанные с разнообразными сложными и простыми движениями. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.д.
Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. О навыках мышления можно говорить, имея в виду закрепившиеся, ставшие автоматическими приемы, или способы мышления – определенный подход к решению встающих перед человеком задач, упрочившиеся приемы их решения и т.п.
Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности и связана с ощущениями. Например, овладению иностранными языками в школе мы обязаны формированию слуховых навыков – обучение в начале идет при активном участии сознания, а затем также постепенно наступает автоматизация.
Довольно редко приведенные навыки предстают в «чистом» виде, чаще всего при формировании какого-либо одного навыка они взаимно дополняют друг друга. Так, примером двигательно-мыслительного навыка является навык письма, который в свою очередь состоит из письменно-двигательного и навыка письменной речи.
По степени сложности различают простые и сложные навыки. К простым относятся многие элементарные, частичные навыки совершения одноактных действий, движений и отдельных операций – например, навык резки металла с помощью газосварочной аппаратуры.
Простые навыки, подчиняясь одной цели, могут входить в более сложный навык. Но было бы ошибкой думать, что сложный навык образуется из ряда частичных навыков путем простого их суммирования. Одновременное выполнение требует существенной перестройки каждого из них. При этом по мере совершенствования цель автоматизируемых действий постепенно удаляется от них и формируется все более и более сложный комплекс навыков выполнения какой-либо работы. Примером такого сложного навыка в криминалистике может служить навык совершения всей мошеннической операции с использованием денежной «куклы».
Определяя значение разделения навыков в психологии на двигательные, мыслительные и сенсорные, а также на простые и сложные, необходимо признать данные виды классификаций в качестве дополнительных, вспомогательных для криминалистики, как раскрывающих сущность навыковых действий и объясняющих характер и механизм их проявления.
В криминалистике, на наш взгляд, будет целесообразнее, если за основу деления навыков принять сферу, род и вид деятельности, в процессе которой они сформировались. В зависимости от этого можно выделить следующие группы (роды) навыков:
· профессиональные (трудовые);
· спортивные;
· преступные;
· поведенческие;
· бытовые;
· навыки, связанные с увлечением или любительским занятием человека.
Изучение способа совершения преступлений показывает, что они довольно часто избираются с учетом уже сложившихся трудовых навыков. Благодаря тому, что профессиональные навыки обладают способностью материально фиксироваться на внешнем облике изготовляемых изделий (самодельное огнестрельное оружие, взрывное устройство и т. д.), а также в иных формах выражения трудовых усилий, последние становятся источниками информации о навыковых особенностях тех лиц, которые их изготовили.
При совершении преступлений среди спортивных чаще всего используются навыки стрельбы, бокса, борьбы, рукопашного боя. С распространением в нашей стране различных систем восточных единоборств участились случаи использования этих приемов для нанесения жертве серьезных телесных повреждений (вплоть до смертельных).
Деление навыков на преступные обусловлено следующими обстоятельствами. Неоднократное совершение однородных преступных действий или специальная тренировка перед совершением лишь одного преступления приводят к тому, что у преступника в условиях постоянного воздействия однородных раздражителей в коре головного мозга возникает устойчивая цепочка условнорефлекторных временных связей. Образовавшийся динамический стереотип позволяет заученным действиям проявляться вновь в уже изменившихся условиях при возникновении благоприятной ситуации.
Как видим, во время многократного совершения однородных преступлений или продолжительной подготовки к предстоящему преступлению в организме преступника происходят точно такие же психические и физиологические процессы, как и при образовании обыкновенного навыка. Разница заключается в том, что преступные навыки вырабатываются и предназначаются для единственной цели – осуществления преступного замысла и используются для совершения преступлений. К ним относятся навыки сокрытия следов преступлений, навыки взлома хранилищ ценностей (сейфов, металлических шкафов и т.д.), навыки совершения насильственных действий (например, при убийстве, изнасиловании) и др.
В процессе подготовки, совершения и сокрытия преступления в действиях преступника могут проявиться поведенческие навыки, такие, как навык дисциплины, вежливого (грубого) обращения с людьми, бытовые (особенности приготовления пищи, умение обращаться с бытовыми приборами и др.).
На выбранный способ совершения преступления могут оказать влияние навыки, связанные с увлечением или любительским занятием человека. Чаще всего это навык вождения легкового автомобиля, езды на велосипеде.
Из всего разнообразия навыков можно выделить некоторые, присущие большинству людей. Их можно назвать «универсальными». В зависимости от функционального назначения они подразделяются на навыки письма, речи, ходьбы (бега) и мышления. Эти навыки начинают сформировываться у людей с самого раннего детства, достигают очень высокого уровня автоматизации, а значит, и устойчивости. Благодаря этому качеству они получили большое распространение в криминалистике. Разработаны частные криминалистические теории и методики исследования этих навыков, позволяющие идентифицировать преступников и решать различные диагностические задачи.
Привычки в психологии определяются степенью полезности как для общества, так и для самого их обладателя, и подразделяются на положительные (полезные), неуместные и отрицательные (вредные).
· Полезные – которые дают человеку возможность быстро и уверено совершать нужные действия, соблюдать гигиену, правила поведения, труда и т.д.
· Неуместные – вызывающие бесполезные и ненужные в данных условиях действия.
· Отрицательные (вредные) – образуемые в результате подражания, а также закрепления неправильных форм поведения (привычка к алкоголю, курению, употребление бранных и грубых слов, передразнивание и др.).
На наш взгляд, привычки, так же, как и навыки, в криминалистике будет уместным классифицировать по сфере, роду и виду деятельности, в процессе которой они образовались. В зависимости от этого различаются несколько групп привычек.
· Профессиональные (трудовые) – определенная манера трудиться, привычка планировать работу и доводить ее до конца, самостоятельно действовать и т.д.
· Поведенческие – привычка поглаживать волосы, вертеть и теребить различные предметы в руках, правильно и красиво говорить, покусывать губы, жевать жевательную резинку и т. д.
· Бытовые – убирать за собой, определенным образом вести себя, быть аккуратным и т.п.
· Санитарно-гигиенические – мыть руки перед едой, умываться, чистить зубы, уход за ногтями рук (ног) и т. д.
· Антигигиенические – грызть ногти, брать соль во время еды из солонки рукой, облизывать пальцы после еды и т. д.
· Нравственные – говорить правду, быть честным, принципиальным и т.д.
· Умственные – привычные способы мышления, отработанный подход к решению задач, освоенный способ рассуждений и т. д.
В приведенной классификации по возможности указаны все роды (группы) навыков и привычек, встречающихся в деятельности человека. Привести же исчерпывающий перечень их видов по причине многочисленности не представляется возможным, как невозможно перечислить все виды человеческой деятельности.
Необходимо отметить, что с развитием производства и человеческого общества навыки и привычки людей постоянно меняются. Особенно ярко эта тенденция прослеживается на фоне профессиональных и бытовых навыков. Да и сами преступные навыки не остаются неизменными. Преступники постоянно их совершенствуют и видоизменяют, применяя, к примеру, новые способы обмана, вскрытия замков, технические средства подделки документов. Появляются новые виды преступной деятельности, которые требуют от преступников новых навыков. Например, человек, совершивший неправомерный доступ к компьютерной информации или занимающийся созданием и распространением вредоносных программ для ЭВМ, обязательно должен быть высококлассным специалистом в области программного компьютерного обеспечения.
Свойства навыков и привычек. Использование навыков и привычек в криминалистике в качестве источников судебной информации становится возможным благодаря таким основным их свойствам как индивидуальность, относительная устойчивость, склонность к повторному воспроизведению и способность к отображению.
Рассмотрим более подробно каждое из указанных свойств.
Один и тот же навык у тех, кто им владеет, в зависимости от физических, психических и иных свойств формируется, а затем и проявляется по-разному. Поэтому в деталях любой навык у каждого человека индивидуально неповторим, так как по своей физиологической природе он относится к рефлексам, которые приобретаются организмом в процессе индивидуального развития на основе жизненного опыта.
Действие усваивается человеком с помощью объяснений, показа или подражания, но сам навык в завершенном виде у него возникает лишь в процессе упражнений, в ходе которых его своеобразие складывается в результате взаимодействия многочисленных объективных и субъективных причин. Из объективных причин можно выделить следующие:
· условия и методика обучения навыку;
· обстановка, в которой человек упражняется в процессе освоения навыка;
· наличие и особенности орудий и инструментов, с помощью которых осуществляются навыковые действия;
· характер условий, в которых навык совершенствуется в процессе дальнейшей учебы и служебной деятельности.
Субъективные причины охватывают анатомические, физиологические и психические свойства индивида, его сознательное отношение к процессу овладения навыком. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение познавательной, ориентировочной и исполнительской сторон деятельности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям развивать в процессе труда более точное выполнение действия, другим – более быстрое. Особенности анатомического строения, как то: размеры частей тела (главным образом, конечностей), степень развития и сила мышц, участвующих в навыковых движениях, состояние зрения – также оказывают влияние на формирование характерных черт навыка, имеющих индивидуальное значение.
Способность к сохранению комплекса действий, входящих в тот или иной навык, определяется закономерностями высшей нервной деятельности фиксировать и длительно сохранять следы локальных возбуждений и торможений различных стереотипных комбинаций в виде динамического стереотипа. Как отмечал академик И.П. Павлов, «стереотип ... становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями»[2]. Поэтому изменение сложившегося динамического стереотипа в навыке протекает при очень большом напряжении сознания, длится сравнительно долго и дается с большим трудом. И чем выше степень развития навыка, чем он прочнее и автоматичней, тем труднее осуществить перестройку и изменение комплекса действий.
Но навык нельзя рассматривать как постоянную совокупность фиксированных движений, сцепленных друг с другом лишь временными условнорефлекторными жесткими связями. Внутри своей устойчивости навык сохраняет и некоторую изменчивость, большую или меньшую гибкость, пластичность. При этом оба противоположные свойства навыка должны рассматриваться в их единстве, являясь выражением двух характерных черт системной деятельности коры головного мозга – динамичности и стереотипности. Динамичность системы корковых нервных процессов (как и самого навыка) выражается в ее подвижности, способности меняться и переделываться в соответствии с изменяющимися условиями и, вместе с тем, в постоянной склонности к объединению, к систематизации нервных процессов.
Одним из проявлений устойчивости навыка служит его вариационность. Природа вариационности кроется в ее приспособительной функции и применительно к навыку означает приспособление последнего к различным видоизменениям задач и условий его выполнения. Вариационность свойственна сформировавшемуся навыку, поскольку прочно сложившийся динамический стереотип более гибко реагирует на изменения внешней среды, чем слабо выработанный.
Длительно текущие нервные процессы, лежащие в основе механизма динамического стереотипа, имеют черты доминантных (преобладающих) состояний и характеризуются склонностью к повторному воспроизведению. Благодаря этим свойствам нервных процессов наш организм вне зависимости от сознания при решении возникшей перед ним задачи из всего арсенала имеющихся у него навыков выбирает именно тот, который ранее в такой же точно ситуации приводил к положительному результату. Это свойство становится особенно важным при проведении следственного эксперимента по установлению у обвиняемого того или иного навыка. Если он выработан, достаточно предъявить условные раздражители лишь первых рефлексов, чтобы точно воспроизвелась вся цепь процессов. В случае повторения ситуации результат будет аналогичным.
Навык – один из материальных процессов действительности и как таковой находится в связи и взаимообусловленности с другими событиями и явлениями, отражается в них и сам выступает отражением каких-то процессов. Судить о содержании навыка мы можем по тем изменениям в окружающей среде, которые произошли в результате его взаимодействия с другими явлениями и объектами материального мира. Навыки не могут сами непосредственно отображаться на материальных телах, а поддаются восприятию и изучению окружающих лишь тогда, когда применяются для осуществления заложенных в них действий в виде различного рода движений мышц рук, ног, корпуса человека, органов речи и т. д. Эта способность навыков внешне проявляться через мышечные движения и служит основой для возникновения различных форм материальной и идеальной фиксации их особенностей – например, в виде дорожки следов ног, текста рукописи, записи голоса на магнитофонной ленте, мысленного образа в памяти очевидцев.
Таким образом, отображение навыков – это проявление соответствующих психических, физиологических и других свойств личности в навыковых действиях индивида, которые при определенных условиях могут стать источниками необходимой для следствия и суда информации о личности преступника.
Источники информации о навыках и привычках человека. Навыки и привычки человека, отображаясь в обстановке преступления, образуют источники криминалистической информации в виде различных материальных и идеальных следов. Знание форм и механизма отображения навыков и привычек в окружающей среде, умение извлекать нужную информацию из образуемых следов – одно из условий успешного расследования преступлений.
Представляется целесообразным классифицировать источники информации о навыках и привычках человека на виды в зависимости от их характера и формы отображения. Разберем вначале ситуации, когда лицо, совершившее преступление, не установлено.
Большую группу источников данных о навыках и привычках неизвестного преступника образуют их материально фиксированные отображения. К этой группе относятся:
1. Следы, возникающие вследствие выражения преступником своих навыков и привычек – следы взлома, дорожка следов ног, рукописные и печатные тексты, фонограммы звуковой речи, следы курения, причиненные телесные повреждения и т. д. Одни из них позволяют идентифицировать преступника, определить профессиональную принадлежность и степень владения навыком, другие – предполагать наличие у человека определенных привычек. Привести исчерпывающий перечень следов, образуемых вследствие выражения человеком своих навыков и привычек, вряд ли возможно из-за их многообразия. На наш взгляд, главное суметь усмотреть в следах проявление навыковых и привычных действий человека.
2. Предметы и изделия (продукты труда), появление которых обусловлено наличием у изготовителя определенных навыков и привычек. К ним можно отнести самодельные взрывные устройства, самодельно снаряженные охотничьи патроны, кустарно пошитые вещи, поддельные документы и денежные знаки и т.д. Необходимо подчеркнуть, что изготовление и подделка некоторых предметов по действующему законодательству образуют состав преступления и влекут за собой уголовную ответственность (ч. 3 ст. 138, ст. 181, 186, 187, 223, 228, 233, 234, 242, 273, 326, 327 УК РФ). Такие действия обязательно включают определенные навыки подозреваемого (обвиняемого), поэтому при расследовании уголовных дел данной категории они должны быть подвергнуты тщательному исследованию.
3. Обстановка места происшествия. Большие возможности по установлению навыков и привычек преступника открываются при осмотре места происшествия. Навыки могут отразиться в выборе лицом способа преодоления преград, средств и орудий взлома и т. д. Например, на трупе изнасилованной и убитой женщины были обнаружены пятна, оказавшиеся мазутом. Недалеко от места нахождения трупа имелись следы автомашины. Следователь выдвинул предположение о том, что преступник владеет навыком вождения автомобиля и может быть шофером по профессии. В процессе расследования это предположение подтвердилось.
Следующую группу источников о навыках и привычках неизвестного преступника составляют идеальные следы – мысленные образы, отобразившиеся в памяти очевидцев (потерпевших, свидетелей). В следственной и оперативной практике нередко для розыска и отождествления преступников используют мысленные образы походки, речи, жестикуляции, запомненные очевидцем. Так, по делу об ограблении универмага свидетели показали, что грабителя отличают вежливость в обращении, книжные обороты речи, театральные жесты. Все это в совокупности дало возможность выдвинуть версию о причастности к ограблению приехавших на гастроли артистов, которая при проверке дала положительные результаты.
Способ совершения преступления зачастую содержит информацию о сложившихся преступных или иных навыках и привычках неустановленного лица. Под их воздействием может быть определено время и место совершения преступления, распределены обязанности между соучастниками и т. д.
В некоторых случаях определенную информацию о навыках и привычках преступника может содержать объект преступного посягательства. Например, при краже спиртных напитков можно предположить, что лицо имеет привычку к алкоголю, если похищены наркотические средства – привычку к наркотикам. При угоне автомобиля преступник непременно должен уметь управлять этим транспортным средством, при краже специальных инструментов вероятнее всего при розыске обращать внимание на людей той профессии, в которой они применяются.
Многие навыки и привычки, так или иначе, связаны с использованием орудий, средств, материалов, веществ, предметов, специальной одежды, без которых была бы невозможной деятельность человека. Поэтому их также следует отнести к источникам информации о навыковых и привычных действиях преступника. Условно эту группу можно назвать «предметы, сопутствующие навыкам и привычкам». О владении определенными профессиональными навыками можно судить по оставляемым иногда преступниками на месте происшествия или недалеко от него орудиям взлома. О занятии подозреваемого лица квартирными кражами (конкретно о владении навыком вскрытия замков) могут свидетельствовать обнаруженные при его обыске специальные «воровские» инструменты: связки ключей или заготовки для них, небольшие металлические рычаги, узкие длинные пластины с насечками, напоминающими вырезы на ключах, некоторые другие предметы.
Кроме того, для выдвижения версии о профессиональных или иных навыках человека могут широко использоваться результаты изучения других вещественных доказательств:
· предметов специальной одежды (специальные ботинки и защитный щиток для сварщика, акваланг для водолазов и т. д.);
· одежды с внедрившимися в них веществами, обусловленными спецификой профессионального навыка (частицы горюче-смазочных материалов для одежды водителей, автомехаников и т. д.);
· материалов и веществ, используемых в узкой области производственной деятельности человека, (обнаруженные у подозреваемого остатки тола и другие материалы могут свидетельствовать об изготовлении им самодельного взрывного устройства; фальшивые металлические рубли, отлитые из металла, используемого в стоматологии для изготовления зубных коронок и мостов, указывают на возможную причастность к преступлению зубного техника и т. д.).
Некоторые предметы, как то: курительная трубка, четки, маникюрный и педикюрный наборы, могут указывать на наличие соответствующих привычек.
У людей некоторых профессий в процессе постоянно повторяющихся движений нередко возникают характерные изменения организма или отдельных частей тела, которые свидетельствуют в ряде случаев о механизме их образования и позволяют предположить, что человек владеет определенными навыками. По степени развития мускулатуры, телосложения можно установить, занимается ли человек умственным или физическим трудом, спортом и каким видом. Больше всего информации получают в результате исследования кожи ладони и пальцев рук, в частности мозолей, рубцов, шрамов. В литературе приводятся данные о наиболее типичных изменениях кожного покрова рук у лиц различных профессий[3].
Навык
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна.
Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.
Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
Формирование навыков
Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.
На формирование навыка влияют:
1. мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям.
2. для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.
3. для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).
Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.
Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.
Привычка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки». При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением этого действия приятный эмоциональный тон, так как оно является «усвоенным…, которое стало автоматическим и совершается без усилий».
Механизм формирования привычки: точки зрения
Основная статья: Привыкание
1. Психологический аспект:
Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. Здесь идет речь о привыкании — прекращение или снижение остроты реагирования на ещё продолжающий действовать раздражитель, который вызывает эмоционально положительные состояния в период реализации привычки и, напротив, рождает отрицательные переживания в обстоятельствах, мешающих её осуществлению. Однажды выработанная, привычка часто продолжает оставаться и после устранения причинных факторов, приведших к её развитию. Поведенческая психология основывается на убеждении, что одни привычки могут быть заменены другими.
2. Физиологический аспект:
Привычка есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Система таких нервных связей служит основой более или менее сложных форм поведенческих актов, которые И. П. Павлов назвал динамическими стереотипами. В комплекс нервных структур, обеспечивающих привычный образ действий, как правило, включаются и механизмы эмоционального реагирования, который уже является психологическим аспектом формирования привычки.

Привычное действие – это и есть привычка. Мы все знаем что привычное действие бывает полезное нейтральное и вредное.
Вредная привычка это автоматически повторяющееся  ущербное и даже негативное действие. 
Привычка
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/privychka
Маргарет Тетчер убеждена, что разум и выработанные привычки определяют жизнь человека.
Привычка - действие, которое возникло постепенно, в результате повторения, и теперь выполняется само, без моей воли.
Например, зашел в темную комнату - машинально, не задумываясь, включил свет. Кстати, многие люди, сделавшие ремонт знают: если выключатель света сдвинуть со старого места, какое-то время по нему не будешь попадать. Потом включится мозг и сообразит, где находится выключатель. А потом снова возникнет привычка включать свет машинально.
Привычки можно определить и как сложившиеся со временем шаблоны поведения. Формирование привычки называют приучением, устранение привычки - отучением.
Привычки бывают самые разные: профессиональные и бытовые, социальные и индивидуальные, возникающие постепенно или практически мгновенно. А самое главное - привычки бывают полезными и вредными. Вредной привычкой может быть и курение, и привычка недовольно топать ножкой, когда что-то не выходит, не получается, и привычка мстить. Полезные привычки - привычка ложиться вовремя и рано вставать; привычка в трудных ситуациях думать, а не переживать; привычка видеть в людях и в себе в первую очередь хорошие черты.
Привычки человека - важнейшая характеристика его личности. Привычки складываются в характер, а характер определяет уже судьбу. Наши привычки бывают и нашими друзьями, и нашими врагами, поэтому за ними нужно внимательно следить. К сожалению, плохие привычки липнут к нам сами: чтобы приучить себя ложиться вовремя, нужно время и усилия, а чтобы приохотиться смотреть телевизор после полуночи, достаточно просто расслабиться...
Важное правило: отучать от плохих ошибок - дело малоперспективное. Если стоит подобная задача, сформулируйте ее не как борьбу с плохой привычкой, а как выработку новой хорошей привычки. Отучать - плохо, приучать - хорошо.
Привычка - результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении). Станет ли привычка чертой характера? - Станет при сложении нескольких обстоятельств: если человек понимает смысл, нужность этой новой привычки; если новые действия человека хорошо вписываются в его образ жизни и поддерживаются его окружением; и, наконец, если скоро начинают появляться видимые положительные результаты от усвоенной привычки. Если вы внимательны к своей жизни, вы не будете позволять, чтобы к вам липли плохие привычки. Если вы еще верите в себя, вы всегда будете беречь свои прежние хорошие привычки и приучать себя к новым полезным привычкам.
Посмотрите статьи, где могут оказаться подсказки, как приобретать хорошие привычки и как приучать к хорошим привычкам своих близких.
Как начать вырабатывать новую хорошую привычку на место плохой старой? Может ли перевоспитание все-таки быть эффективным? Редко, но может. Выбирая стратегию, нужно учесть многое: прочна ли вредная привычка, возможность обратиться к разуму и воле человека, его умение работать над собой, даже возраст человека. Пока плохая привычка не закрепилась, можно (и даже лучше) не обращать на нее внимания, переключая себя или другого на другие дела, занятия, увлечения. Если же дурная привычка закрепилась, отвлекать человека уже бесполезно, требуются уже решительные действия. Самое радикальное решение: физическое вмешательство в жизнь человека, тотально исключающее возможность ведения для него образа жизни с дурными привычками. Понятно, что это крайний случай, и до него лучше не доводить.
Вредные привычки: как избавляться
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vrednye_p...
Как отучиться от вредных ролей.
Вредные привычки - все те привычки, которые ограничивают человека и работают против его личной эффективности, успешности, благополучия и здоровья.
Например, Привычка откладывать все на потом вредна тем, что тормозит не только в деловой сфере, но и на личном фронте.
Привычка курить - вредная, ибо гарантированно понижает здоровье человека.
Главное, что нужно знать: сама постановка вопроса о "избавлении от вредных привычек" - неверна. Это негативная цель и поэтому малоэффективная деятельность. Нарабатывать полезные привычки - правильная задача, и избавляться от вредных привычек - скорее западня. Если вы с утра до вечера думаете, как бы вам бросить курить, вам будет постоянно хотеться курить. А как только вы загоритесь идеей здорового образа жизни, начнете налаживать сон, питание и измените привычное окружение, у вас естественным образом начнет снижаться желание покурить...
То, от чего вы хотите избавиться - будет постоянно попадаться вам под ноги, и чем больше вы будете на это (и на себя) злиться, тем сложнее от этого избавляться. Вместо того, чтобы бороться со своими недостатками, определите позитивным образом то, что вы хотите, и займитесь этими разумными делами. В процессе ваших хороших и разумных дел все плохое уйдет само.
Вредные привычки: как отучать
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vrednye_p...
Самый простой способ отучать от дурных привычек - поставить человека на деньги.
Вредные привычки - как от них отучать?
Отучать кого?
* Себя самого.
* Других.
Отучать себя
* Замотивировать себя
* Самому самоорганизовать себя
* Замотивировать других организовать вас (найти себе «пастуха»)
Отучать других
Отучить другого человека от какой-либо вредной привычки - здесь различите разные задачи: либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда, другое дело - чтобы он что-то не делал рядом с вами. При этом одно дело - отучать посторонних людей, другое - близких, при этом отучать своих детей - другое, нежели отучать своих родителей.
* Как отучать от конфликтогенов других людей
Интересно, что женщины как будто органически то ли не переносят, то ли не понимают необходимость жестких мер в отучении. Они рассматривают варианты, когда все только по-доброму: словами, а не действиями, чтобы вызвать желание, а не просто запретить. Они будут объяснять и уговаривать, когда объяснять нужды нет, а уговоры не помогают. Вот и происходит: пытается мягко день за днем, месяц за месяцем, потом нервов не хватило - наорала, устроила истерику, что-то решилось, но некрасиво, регулярно так действовать нельзя... Снова напоминает, просит и уговаривает - и так до следующего скандала.
Рецепт:
* научитесь действовать жестко.
* Без скандалов - но жестко.
* Предупредили - лишили.
* Предупредили - наказали.
* Без лишних разговоров.