Жизнь после книги. Что стало с героями

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия, приложение
© 2009 – 2014

Приложение к трилогии
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ




ЖИЗНЬ ПОСЛЕ КНИГИ:

Что стало с героями, и последние напутствия


     Если читатель желает (впрочем, даже если и не желает), я в нескольких словах поведаю о дальнейшей жизни главных персонажей всей этой истории. Делаю это, чтобы не обрывать свое повествование на полуслове и чтобы о главном из них, об Артуре, не сложилось банального впечатления, которое создают многочисленные писатели в конце литературных романов о своих героях: «… и он покончил с собой из-за одной единственной неудавшейся любви» или наоборот «… и пошли они вверх по белой лестнице прямо в рай»…
     Ныне тридцатитрехлетняя, Дина Пилевская частенько выходит в социальные сети и размещает свои фотографии, на лице ее много грима, скрывающего морщины, однако некоторые все же комментируют эти фотографии с восхищением: «Как идут цвета!!! И вообще выглядишь на двадцать пять, не больше!», на что Дина отвечает: «Ангелочек!», подразумевая себя. Иногда она размещает там фразы своих мыслепредставлений типа: «В Новый год я хочу: вернуть то, что потеряла, сохранить то, что имею, и получить то, о чем мечтаю!» Как говорится, «…на ее рабочем столе продолжали стоять картинки с мужчинами, которые страстно целуют и обнимают женщин, денежные купюры, и она продолжала мысленно “притягивать” к себе и большую любовь, и несметные богатства…». Иногда на ее страничке можно прочитать чужие высказывания, например: «Никогда не слушайте советов про любовь, потому что у каждого она своя», слова известных людей, например, Уинстона Черчилля: «Русские могут казаться недалекими, нахальными и даже глупыми, но остается только молиться тем, кто встанет у них на пути», в сопровождении фотографии политика, замысловатые фразы типа «Интересно! Дед Мороз принесет на Новый год!?», или «Кто мы? – Женщины! – Чего мы хотим? – Не знаем! – Когда мы этого хотим? – Прямо сейчас!», сопровождающиеся идиотскими карикатурами. Выражаясь языком женщины-поэтессы, Интернет-собеседницы Артура, Дина еще находилась «в поиске», а от себя добавлю: «чудесной любви и счастливой жизни».
     Ольга – ей в декабре стукнуло тридцать два года – уже без малого год как рассталась со своим кавалером, на которого одно время смотрела с восхищением. Рассталась потому, что тот в ответственные моменты оставлял ее наедине со своими проблемами, так сказать «не был привязан». Она рассказывала знакомым подругам о своей жизни, а те в ответ удивлялись: «Ну и судьбу ты себе выбрала!», и однажды она сказала ему собирать вещи. Ольга в то время не работала, а он держал ее за кухарку, давал минимум денег на расходы, скрывал их связь от всех своих знакомых и знакомиц, получал соблазнительные эсэмэски от других женщин, а Ольга опустилась до того, что стала следить за ним, читать его сообщения в мобильном телефоне. Потом она стала преподавать йогу, получила аттестат известной федерации и в общем, вероятно, была довольна собой. Иногда она звонила Артуру, они разговаривали, кто знает, может, она даже пыталась прилепиться к нему. Получилось же все наоборот. Однажды они беседовали в кафе, после того как Артур исполнил ее желание: пофотографировал ее в фото-студии, где она позировала, исполняя разные движения и фигуры. Они просматривали фотографии на фотоаппарате и находились близко друг к другу так, что у него возникало желание. Ольга говорила, что он хороший фотограф, что ничьи снимки не получались такими обалденными, где бы она выглядела такой живой и естественной, что снимает он не раздумывая над тем, какую позу выбрать объекту, на что Артур отвечал, что в этом деле важно, чтобы модель была фотогенична и фотограф – именно таков, а выставить свет и настроить фотоаппарат может и техник. Артур рассказывал о своей книге, и она сказала, что мужчины всегда должны иметь содержание, а не быть «офисным планктоном». «Какие у меня были мужчины!», – с гордостью пользующейся спросом самки произнесла она, имея в виду Артура и своего предыдущего полового партнера. Он поведал, что теперь употребляет и мясо, и курятину, и колбасы, и рыбу, потому что это вкусно и особенно для того, чтобы быть агрессивным, а она отвечала, что это правильно и что она тоже ест рыбу. Они ехали в метро и Артур сказал: «Хочется тебя поцеловать, уединиться». Он поцеловал ее, она ответила дружеским поцелуем, не размыкая губ. «Раздразнила я тебя», – произнесла она, подразумевая прошедшую фотосессию. Артур понял: он сейчас невыгодная партия, а ей теперь нужна «любовь с интересом», ведь у них снова всплыли бы неразрешимые проблемы с жильем и многие другие, и… снова плакал вечером, и на следующий день, в том числе в тихий час во сне, накрывшись подаренным ею непальским ангоровым пледом, который она привезла ему из Индии. В одном из телефонных разговоров, когда она в очередной раз позвонила поинтересоваться как дела, он вывел ее на чистую воду, и она призналась, что у нее новый любовник, просто, по ее словам, ни к чему распространяться на эту тему. После этого разоблачения Артур сказал ей, чтобы она больше не звонила. Через год Ольга выйдет замуж, но об этом Артур еще долго не будет знать.
     Об Анне сведений нет, будто пропала. В это время ей должно быть тридцать лет.
     Артем в свои сорок лет испытывал кризис, возможно, кризис среднего возраста. «Я не даже испытываю желания убирать в своей квартире», – говорил он Артуру во время встречи. На вопрос Артура о дочери сообщил: «Дочь растет, что ж тут особенного – природа! – детский садик, лепка, рисование и прочая развивающая деятельность…».
     Однажды он выслал Артуру любопытную переписку – диалог с женского Интернет-форума о знакомствах с иностранцами и жизни за границей, саркастично подписав: «Тебе это должно “понравиться”». Одна заинтересованная подруга писала: «Познакомилась с мачо из Германии, страховой агент. Девчонки, подскажите – какова может быть его заработная плата? Смогёт ли меня обеспечить, или даже не развивать отношения дальше?» Ответ другой умной подружки: «Смотря в какой федеральной земле живет. Плюс еще различные начисления или льготы в зависимости от компании. В среднем от 2776 в Берлине до 3449 в Гамбурге – netto. По землям средние зарплаты страховых агентов (и не только) вот ссылка…». Новая реплика: «Большое спасибо за информацию! Живет в Bergisch Gladbach, работает в Кельне, сорри, не знаю какая это земля… К какому городу приравнять? Прочитала, что это не самая лучшая профессия, это так?» Новый ответ: «Кельн – это Nordrhein-Westfalen. Что значит не самая лучшая? Нормальная профессия, требующая трехлетнего профессионального образования». И последняя реплика заинтересованной: «Рылась в Интернете, там и прочитала. Как говорится, за что купила, за то и продала. Теперь буду знать! Спасибо!» Ее аватар сопровождался метафорой «Не все, с чем вы столкнулись, можно изменить. Но ничего нельзя изменить, пока вы с этим не столкнулись», а настроение в ее статусе было таким: «Надежда умирает последней!».
     На это Артур ему ответил: «Ты прав, мне понравилось… Даже сказать нечего… Грустно как-то, печально и одиноко становится от этого… Поздравляю тебя с сегодняшним концом света. Кстати, ты мне сегодня днем снился – в тихий час недавно. Ты говорил мне: “Представляешь, моя женщина говорит, что не беременеет, а теперь снова – третьим!”. То есть во сне у тебя уже два ребенка и на подходе – третий! Я тебе сказал: “Поздравляю, везет же некоторым!” Так что готовься!» Артем ответил: «Да уже пофиг».
     Прощаясь с нашими героями и отпуская их в дальнейшее путешествие по своей жизни, я приведу диалог из недавней переписки между друзьями (их было до обидного мало в книге, а ведь в них-то и смысл!). Однажды осенью Артем написал Артуру:
     «Заболел. Третий день дома. Времени зато полно. Наверно столько, сколько обычно у других, оттого и по Интернету лазаю до утра. Сегодня рассмотрел сайт одного нашего популярного дизайнера, слышал раньше, еще года три назад, как о неком великом, но ни времени не желания не было смотреть. Сегодня посмотрел. Ну и что? То, что начал заниматься всем этим, когда и Интернета-то у нас не было, так эта фора ему же в минус и при запросах в поисковиках вылезает первым, без оплаты рекламы поисковику. Другие, которые только образовались, за клик по 300 рублей платят, и не факт, что зашедший что-то закажет, а то и куча прыщавых «кликушников» в перерывах между мастурбацией под ложными айпи-адресами выкликивают бедолаг за пять минут и поисковик это съедает, ему пофиг… Хам с амбициями и горой времени, проводящий в поездках и путешествиях 300 дней в году, и откуда при такой плодовитости столько времени-то? Нет, ну есть, конечно, неплохие идеи, но исключительно в фото-коллажах, которых по Интернету на-гора можно вывалить. В маразме своей успешности он посылает всех прямым текстом туда, за что морду бьют. Я вот о тебе подумал и твоих попытках создать агентство. Шансов – ноль. И талант здесь ни причем, и так везде. Ты ж книжки читаешь, даже пишешь. Скажи, какой идиот этим всем рулит и распределяет – кому что?»
     Артур ему ответил:
     «Раньше, как раз в то время, когда мне во сне являлись разные слова, неологизмы (я тогда их стал записывать), и когда после этого я планировал заняться созданием названий для брэндов, я читал писаки этого дизайнера. Тогда я тоже задумался о том, как он работает. Просмотрел некоторые его фото из путешествий и вспомнил свои поездки, но даже не позавидовал ему – вот до какого состояния я дожил, представляешь!? Некоторое время назад я хотел тебе выслать скан притчи о возвращении блудного сына (из Евангелия от Луки с комментариями), но сейчас ремонт и Новый завет где-то в коробках и искать трудно. Вот почитай без комментариев. На ссылку… Я сделал такой вывод, и он отражен в моей книге на весьма ярком собственном примере – когда прочитаешь книгу полностью, поймешь. В жизни, чтобы успешно “жить и наслаждаться”, надо думать только о себе, начхать на других, делая вид, что ты к ним относишься с чувством уважения или заинтересованно, нанять батраков, чтобы они работали на тебя за зарплату, драть их как сидорову козу, чтобы пахали на тебя до самозабвения, беспардонно увольнять их, кидать других, но для своего круга и для тех, при помощи кого можно удовлетворить свой шкурный интерес, надо выглядеть умно и деловито, по-свойски, но по-человечески ни к кому не относиться (только делать вид, что относишься – однако делать это с выгодой для себя). “Общество награждает ловкий обман, но не тайную преданность”. Эта цитата из Бальзаковской “Дочери Евы” присутствует в моей книге. Я хоть и читал это произведение давно, года в двадцать три, но понял и осознал, насколько это правда, только сейчас (и то не знаю, осознал ли до конца). Проще говоря, обманул кого-нибудь, кинул, а еще лучше – всю страну, как наши олигархи и создатели финансовых пирамид, получил прибыль, нажился на этом – ма-ла-дец, будешь поощрен обществом! А будешь честным и скромным – на тебя свалится вся тяжесть жизни и полетят шишки со всех сторон – убеждаюсь на примере своей жизни. Теперь осталось научиться так жить (если сумею научиться в таком возрасте – надо обязательно научиться). И все это объединяется одним законом, и название ему – лицемерие. А более общий вывод таков: человек – смрадное животное, прикрывающееся личиной человека, а еще пуще, не дай бог, личиной ангела или праведника. Кто распределяет за человека – я не знаю, но догадываюсь: все зависит от генов (наследственности), воспитания и среды (социальных связей в детстве, юности и далее). Хотя я сам таким не был – не выбирал людей по одежке, более честный. Но честные – дураки, как старший брат из притчи. Весьма поучительная притча: греши и тебя простят, особенно “верующие”, для них ведь придумана эта дебильная религия. Короче, “жить нужно по-христиански”, как сказала “моя возлюбленная”. Впрочем, Нострадамус в письме к сыну Цезарю говорит, что “настоящее время в руках владельца земли (сатаны)”. Наверное, поэтому и жизнь, и принципы жизни именно такие. Эта религия для слабеньких животных, для дураков она и придумана – что нужно нести в мир добро. Одни скормили ее другим. Люди таковы, что желают, чтобы к ним относились честно, но сами – лгут».
     Артем ответил ему так:
     «Пять баллов за ответ, хотя то, что “все зависит от генов (наследственности)” звучит фатально и оставляет единственный вариант, когда что-то можно выбрать самому – мышьяк или веревка».
     На это Артур ответил:
     «Наследственность можно как-то попытаться обойти при помощи воспитания и среды. Но здесь тоже может быть загвоздка – при общении с людьми то или иное поведение не будет увязываться с твоей внешностью и генами, посему другие могут настороженно к тебе относиться и думать, что ты лжешь. Так что ты, вероятно, в общем смысле прав на счет мышьяка и веревки. Хотя попытаться измениться можно. Но если измениться не получается, то можно попробовать «выйти из игры» и просто жить, ничего никому и ни себе не доказывая, расслабиться, ни о чем и ни о ком не думать, как в песенке из «Дома, который построил Свифт», о том, что нужно делать, когда в голове слишком много ума. И еще вспомнить стихи английского поэта Суинберна (прочел в “Мартине Идене” Джека Лондона):

          Надежды и тревоги
          Прошли, как облака,
          Благодарим вас, боги,
          Что жить нам не века.
          Что ночь за днем настанет,
          Что мертвый не восстанет,
          Дойдет и в море канет
          Усталая река. (Перевод Р.Облонской)

     Для женщин же искания таких как Мартин Иден – банальности…».

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/06/2037

Вернуться к послесловию к «Человеческой трагедии»: http://www.proza.ru/2013/04/29/2091