Эхо войны

Симион Волков
Воспоминания из детства.
-----------------------
Рассказ
=======================
Скоро праздник - День Победы над Германией. Кое кто из нынешней молодёжи уже не знает, кого победили и когда это было. Я их за это не виню, у них уже, к великому сожалению, своих войн хватило. Моему поколению сороковых годов в этом плане "повезло" больше - я родился почти сразу после окончания той войны, которая для нашего народа стала Великой Отечественной войной.

Войной на истощение, войной на уничтожение целых народов. Родился я в Беларуссии, тогда она ещё была БССР и входила союзной республикой в состав огромной по территории страны - Советского Союза.

В Беларуссии отношение к войне и ко всему, что с войной связано, особенное. Потому что она начала воевать с немцами с первого часа. Ещё и потому, что территория Белоруссии была временно захвачена оккупантами. Ещё и потому, что в во время войны погиб каждый четвёртый житель этой республики - вдумайтесь в эту цифру, пожалуйста.

И на борьбу за её освобождение от оккупантов поднялся весь беларусский народ. Это я написал не как листовку к параду, а к тому, что так и было на самом деле. Воевали все - от мала до велика, партизанские отряды, схоронившиеся в густых лесах и непроходимых болотах Беларуси, донимали захватчиков везде.

Время стирает, как компьютерный червяк с жёсткого диска в копьютере, события и воспоминания. В чём мне повезло, так это в том, что я не раз и не два разговаривал с людьми, прошедшими с оружием в руках тяжёлыми дорогами войны.

Люди эти были замечательные, недостаток у них был один - о войне они говорить не любили. Если иногда о чём-то вспоминали из фронтовой жизни, то что нибудь бытовое, какой нибудь смешной случай. Ведь война - это тяжелейший и опаснейший труд, труд ежедневный, ежечасный и порой смертельный.

Хотя я и родился в Белоруссии, но вскоре родители, вместе со мной переехали жить на Урал. И на родину, в Бобруйск я приезжал с родителями на лето, когда были каникулы в моей уральской школе. Жили мы у бабушки в деревне под Бобруйском, в небольшом местечке Титовка.

В деревне нам, пацанам, было вольготно, родители особо дома не держали. Я лазил с местными ребятами по окрестным лесам, собирали на металлолом старое оружие, чтобы сдать в приёмный пункт "Вторсырья". Надо сказать, что лес от деревни был очень далеко. Дома тётка рассказала, что в войну немцы вырубили лес около населённых пунктов, боялись партизан. И боялись они народных мстителей не зря, партизаны пленных не брали. И партизан в плен не брали, немцы вешали и расстреливали партизан на месте.

Хотя ходить в лес нам без родителей категорически запрещалось, но этим самым запретом поход в лес был для 10-12-летних пацанов настоящим приключением. И то сказать, наши белорусские леса были в 50-е годы нашпигованы брошенным оружием, нередки были подрывы местных коров - пеструшек на лесных полянах, где они мирно паслись в густой траве. Найти в лесу полузасыпанную партизанскую землянку или брошеную немцами при бегстве амуницию, было делом несложным.

Так вот, однажды мы нашли в лесу длинную металлическую трубу, очень тяжёлую. Если бы мы смогли сдать эту трубу на металлом, то на порцию  мороженого каждому должны было хватить. Мороженое в вафельном стаканчике за 1руб. и 50 коп. было главным лакомством нашего послевоенного детства.

То, что труба для нас была тяжёлой, так ведь нам было по 10 лет, а наше послевоенное поколение здоровьем богатырским не отличалось. Прошло уже полвека, даже чуть поболее и я подзабыл, где мы нашли тележку, чтобы эту трубу дотащить до бабкиного дома.

Дело в том, что войну моя бабушке прожила в эвакуации, в Сибири. Чудом она с младшей дочкой смогла сесть на поезд. Две других дочки и пятеро внуков и внучек уехать не успели и все были убиты немцами. Сын бабушки, мой будущий отец, с первого дня войны был призван на военную службу.

А в её домик в деревне Титовка попал в войну снаряд и дом разделился на две половины. В одной бабушка жила с отцовской сестрой, моей тётей, которая потеряла в войну жениха. А вторую половину небольшого домика и часть двора бабушка сдавала под приёмный пункт "Вторсырья".

Тётка замуж после войны так и не вышла, не за кого было. Почти всё мужское население нашего еврейского местечка погибло - кто-то в рядах Красной Армии, кто-то не успел эвакуироваться и призваться, попал в гетто и был расстрелян зондеркомандой. Были и такие ребята, которые ушли в леса, воевали с оккупантами в партизанских отрядах и не вернулись из леса живыми. 

Но вернёмся к нашей лесной добыче - тяжёлой трубе. Начал писать я вечером, но настолько тяжело даются воспоминания, такая чёрная энергетика идёт из того тяжёлого для нас периода времени, я просто валился у компьютера.

Всю ночь я плохо спал, а под утро, эврика! Вспомнил - за тележкой, чтобы притащить эту чёрную трубу из леса, кто-то из ребят возвращался к приёмщику, дяде Нёме.

Он был очень добрым с нами - с фронта он вернулся живой, но с одной рукой. Мальчишки помогали ему, чем могли, а он всегда имел для пацанов горсть дешёвых конфет в обёртках.

Время, про которое идёт у меня речь, было ровно пятьдесят лет пять назад. Мне было двенадцать лет, вы можете не поверить рассказу пацана. Лицо дяди Нёмы в тот день, когда мы на тележке подвезли к нему длинную трубу, я запомнил навсегда. Он стоял на крыльце, один рукав рубашки у него был пустой, он был заправлен под ремень, это  я запомнил тоже.

Цвет лица у него стал абсолютно белым и на нём стали чётко видно множество синих точек, потом мне сказали, что это следы от осколков снаряда.  Страх был у него или нет, но когда он заорал "Ложись!", мы все от перепуга упали, где стояли.

Сам он осторожно подошёл к тележке и заглянул внутрь трубы. Пару минут что-то в ней разглядывал, потом сказал:"Ладно, мины вроде нет, подъём!" Оказалось, мы припёрли из леса немецкий 50-ти миллиметровый миномёт.

Телефонов тогда в Титовке не было нигда, кроме почты. Кто-то из ребят молнией слетал на почту и оттуда уже позвонили в милицию. Не помню когда, но приехали солдаты - сапёры из бобруйского гарнизона, который стоял на реке Березине. Я не видел, что они делали с миномётом, но около часа они с нашим трофеем провозились. С собой они миномёт не увезли и он лежал под бабушкиным забором до самого нашего отъезда в конце августа. А нашим пацанским рассуждениям и фантазиям, которым мы предавались на берегу знаменитой Березины, толчок эта лесная "находка" дала сильный.

Вот такое было наше интересное и весёлое послевоенное детство.

2014год.Май.Израиль.
Для инвесторов, редакторов и спонсоров:semen_v47@yahoo.com;скайп:semen-volkov