Встречи с медведем

Никита Заглядов 2
Если внимательно прочесть русские народные сказки, то можно заметить, что встреча с медведем не сулила человеку ничего хорошего. В моей жизни были мимолетные встречи с медведями, и слава Богу без последствий. Некоторые встречи с медведями состоялись и у моих друзей и родственников, о которых они рассказали мне.

Моя жена Люба родом из Вологодской губернии, где тоже водились медведи рассказала о встрече с медведем в детстве. Местные охотники застрелили медведя и привезли его в санях в деревню, где вся детвора смотрела на него, а некоторые даже забрались на него сверху. Любу тоже посадили на медведя и она почувствовала, что он еще теплый, а собаки, окружившие сани, лаяли не унимаясь.

Моя первая встреча с медведем была в Сибири в стройотряде. По сути дела посёлок Тея, где мы строили кирпичный завод располагался в небольшой уютной долине, окруженной сопками, а по долине текла река Тея, которая потом впадала в Подкаменную  Тунгуску, а та в Енисей. До ближайшего города Северо-Енисейска было больше 100 километров. Для строительства кирпичного завода был вырыт большой котлован на окраине поселка и наша задача была залить нулевой цикл, т. е. сделать бетонное основание для кирпичного завода. Лес находился в непосредственной близости к стройке и один из студентов решил сходить в лес по большой нужде. Мы работали, и вдруг услыхали крики нашего товарища, который выбегал из леса и кричал: «Медведь, медведь!» Когда он наконец застегнул свои штаны и успокоился, то рассказал, что он спокойно сидел под кустом, как вдруг почувствовал сзади чьё-то дыхание, он обернулся и увидел, что медведь лижет продукт его жизнедеятельности и ест его. Студент подхватил свои штаны и бежать, а как только выбежал из леса давай орать. Мы немного покричали в сторону медведя, но никто не рискнул пойти туда и проверить. Где то через неделю мы узнали, что медведь задрал собаку в одном дворе и хозяин собаки его застрелил.

Прошло 10 лет. За это время я успел закончить институт, поработать в НИИ, развестись с женой и уехать в Архангельск. Я работал директором одной небольшой конторы, где был свой маленький автопарк. Меня по делам возил на УАЗике пожилой водитель, которого все звали «Ибрагим» за его молчаливость. Один из моих друзей пригласил меня за грибами на Сийские озёра, но с меня была машина с водителем и я уговорил «Ибрагима» съездить вместе за грибами. Итак мы поехали вчетвером, т. к. мой друг взял с собой родственника. Дело в том, что у этого родственника на Сийских озёрах служил отец смотрителем базы отдыха, где иногда бывали люди из обкома КПСС и в свободные от приезда людей из обкома дни можно было спокойно отдохнуть в нормальных домиках за символическую плату в виде нескольких бутылок водки и немного закуски. Смотритель оказался ветераном войны и весь вечер рассказывал мне про танковое сражение под Курском. Все остальные были заняты подготовкой к рыбалке. После танкового сражения смотритель рассказал про посещение базы людьми из обкома КПСС. Они привозят очень много всего – Водка, коньяк, вина, шампанское и горы деликатесов – пьют один час и закусывают – потом их разводят по домикам и их водители и обслуга допивают и доедают всё, что остается от партийных бонз. Тут я спросил: «А как же Вы?» он ответил, - «Мне привозят отдельно, и лично вручают перед попойкой.»

Наша компания вела себя нормально – утром рано на УАЗике мы отправились за грибами. По лесной дороге мы проехали километров пять и всё – дальше было не проехать. Поскольку УАЗ числился на мне – я остался его охранять, а все ушли по дороге дальше. Я поискал грибы в прямой видимости, набрал немного и залез в УАЗ, чтобы немного отдохнуть Рядом с дорогой, метрах в двадцати были кусты брусники и черники. Я почти задремал, но услышал странные звуки – было ощущение, что кто-то лупит по кустам. Смеркалось, но я разглядел силуэт медведя, который сидел на задних лапах, а передними бил по кустам черники и брусники. Как мне потом пояснили охотники – это медведь набивал лапу – ягоды застревали между когтей, а потом постепенно высыхали и зимой медведь в берлоге сосал эту лапу, восполняя в организме недостаток витаминов. Я потихоньку вылез из машины, достал нож и срезал небольшое дерево, чтобы сделать острую палку, на всякий случай. Когда я выстругал себе деревянное оружие, я решил прогнать медведя и начал кричать и махать палкой. Медведь недовольно заворчал и с треском ушел вглубь леса. Мои спутники вернулись через час с полными корзинами грибов, и мы благополучно отправились домой.

Как то ранней весной мой друг уговорил меня сходить в поход на лыжах в лесную землянку, которая была построена для туристов на берегу реки Сумара. Он уговорил еще двух девушек пойти с нами в поход и мы вчетвером на лыжах вышли на маршрут. Рюкзаки у нас были нелегкими – килограмм по 40 и у меня заболела язва желудка после первого семикилометрового перехода. У меня была с собой фляжка со спиртом – на всякий случай. Ну я взял и сделал пару глотков – язва утихла, но через секунду мне показалось, что меня ударили мягким, тяжелым мешком по голове – в глазах слегка помутилось, но я шёл, сосредоточившись на рюкзаке впередиидущего и стараясь удержать равновесие. Через некоторое время язва опять заболела и я снова глотнул спирта. И опять мешком по голове – впереди маячит рюкзак и я иду, как заведенный. Однако туман рассеялся и когда мы пришли на место – язва совсем успокоилась и не тревожила меня полгода.

Землянка располагалась на крутом берегу речки Сумары и была изнутри вполне цивильная, стол, стулья и полати. В землянку вел довольно узкий ход и была толстая дверь с маленьким окошком, которое открывалось изнутри. Когда мы пришли в землянку, то заметили разодранные суповые  пакеты и следы когтей на них. Мы нарубили дров, истопили буржуйку, поели и залегли спать. Утром нас разбудило царапанье в дверь и отодвинув плексигласовое окошко мы увидели медведя, который рычал и царапал дверь, пытаясь её открыть. К счастью у моего друга было с собой ружьё. Он достал патроны, зарядил ружьё и сказав нам, чтобы мы заткнули уши – вставил ружьё в окошко и выстрелил. Царапанье за дверью прекратилось и мы попробовали открыть дверь, но не тут то было. Мы подумали, что убили медведя и теперь он лежит у дверей и нам его ни за что не сдвинуть, но потом потихоньку мы стали раскачивать дверь и обнаружили за дверью большую кучу медвежьего дерьма. Кое-как мы с другом вылезли из землянки и увидели вдалеке нашего медведя – он улепётывал восвояси. Полдня мы убирали медвежью кучу, потом спилили сосну, распилили её, нарубили дров и наконец приготовили обед.

Есть у меня друг – его зовут Борис, и он работает лесничим. В его обязанности входит работа с лесом, в том числе выдел делянок для вырубки по просьбе заказчиков. От того, как выделена делянка зависит качество и количество вырубаемого леса. Поэтому заказчик, как принято, накрывает «поляну», т. е. угощает лесничего за работу. Вот именно этот случай и рассказал мне Борис. После выдела удачной делянки в довольно глухом месте он возвращался один через лес к дороге, где его ждала машина и вдруг перед ним оказался медведь, который стоял на 4х лапах и рычал. Борис был сильно пьян, но тоже опустился на четвереньки и зарычал в ответ. Комплекция у Бориса не маленькая, да и голосом Бог не обидел, так что рычал он громче медведя. Так они постояли – порычали друг на друга и медведь развернулся и ушел по своим делам, а Борис, моментально протрезвевший поспешил быстрым шагом к дороге, где его ждали. Когда он рассказывал об этом его немного трясло – то ли с похмелья, то ли это была реакция на рычание.

Мой друг Анатолий, с которым мы не один год проработали вместе на заводе – собрался уезжать в Сыктывкар – его жена закончила мединститут и её направили туда. Перед отъездом мы решили вместе отправиться на рыбалку, но не просто, а на речку Куропалда, где водится хариус, и до которой надо было добираться сначала на теплоходе по Кузнечихе и Лодьме, а там на велосипедах ещё 35 километров по лесной дороге. Когда мы прибыли на конечную пристань – она называлась Часовенская – уже смеркалось и мы решили переждать до утра на берегу реки Лодьма. Анатолий тут же забросил спининг и чуть не поймал щуку – она сорвалась в воздухе и шлёпнулась в воду недалеко от берега. Мы разожгли костер и заварили чаю.

Утром нас разбудил мотоцикл, который тарахтел как трактор. Мы собрались и усевшись на свои велосипеды отправились по грунтовке в сторону леса. Не доехав до леса мы обнаружили на дороге: пачки супов разные(взяли с собой), кулёк с конфетами(тоже взяли), полбутылки водки (выбросили, правда Анатолий сказал, что ему не поверят, если он это расскажет). Так постепенно продвигаясь вперед по дороге мы подбирали разные вещи и продукты, которые видимо падали  с только что проехавшего мотоцикла. Мы уже поднимались в горку по лесной дороге, как я обнаружил большой нож в ножнах. Когда я вынул его из ножен, то увидел на лезвии выгравированную сцену охоты на оленей.  У Анатолия загорелись глаза и я вручил ему этот нож со словами: «На память!» Мы поехали дальше, но вскоре услышали звук приближающего мотоцикла – мы спрятались в лесу, на всякий случай, и когда он проехал, продолжили свой путь. Однако следует заметить, что мы оба поняли, что взяв этот нож, мы сделали что-то нехорошее и поэтому не хотели встречаться с его владельцами.

 Мы конечно же порыбачили, но больше отбивались от комаров и боролись с мошкой, поэтому на следующий день возвращались той же дорогой обратно к теплоходу. День был жаркий и увидев невдалеке от дороги озеро, мы решили немного передохнуть и хотя бы смочить лицо. Я нашел прогалину на берегу озера и упав на берег макнул голову в озеро. Анатолий решил забросить удочку и отошел от меня в сторону. Через некоторое время он прибежал очень взволнованный и прошептал тихо: «Там медведь купается!» Я ему: «Ну и что, спинку ему потереть? Давай валить отсюда по быстрому.» Анатолий быстро смотал свою удочку, мы сели на велосипеды и помчались на теплоход. Когда уже отъехали довольно далеко, я спросил Анатолия: «Как там всё было то?» Он рассказал: «Я удочку размотал и забросил, слышу слева за кустами кто-то плещется, я кусты тихонько отодвинул – медведь в воде по пояс стоит на задних лапах и передними себя поливает. Я тихонько кусты на место и к тебе.» Я ему на это сказал: «Вот он бы покупался и есть захотел, а тут обед из двух блюд – ты на первое, а я на второе.»

Во времена перестройки моя жена Люба работала кондуктором на автобусе и уходила на работу очень рано. Её забирал специальный автобус, который приезжал на нашу окраину. Обычно она ждала служебный автобус на остановке, которая была построена основательно, там даже был ларёк – чай, пиво, сигареты. Была поздняя осень, только, только забрезжил рассвет и Люба заметила на дороге большую собаку, которая бежала в её направлении с окраины, а когда Люба присмотрелась, то поняла, что это не собака а медведь. Люба потихоньку спряталась в глубине остановки и замерла. Медведь пробежал остановку и на перекрёстке повернул налево в сторону поселка, где стояли двухэтажные деревянные дома. Люба выглянула из-за угла остановки и увидела, как мужик, который видимо собрался на работу и вышел из подъезда, увидев медведя вскрикнул и бросив только, что закуренную сигарету помчался обратно в дом. Что было дальше Люба уже не видела, т. к. пришел автобус и она уехала на работу. Как мы узнали потом – медведя все таки застрелили – он оказался не очень большим, но встреча с ним была опасна. Я не охотник и считаю, что пусть звери живут у себя в лесу, а мы у себя и не надо мешать друг другу.