Война и фашизм как объект психоанализа

Виктор Постников
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд  в ответ на предложение Альберта Эйнштейна (1932 г) выступить публично в защиту мира, заявил: «Война, по-видимому, вполне естественная вещь, у нее, без сомнения, имеется прочная биологическая основа, и практически ее едва ли можно избежать»*.

В соответствии с учением Фрейда война рассматривается как чисто психическое, вернее психопатологическое явление. Война – это «коллективный психоз», «международный невроз», «массовое сумасшествие».  Садизм и мазохизм являются по существу важнейшими  причинами напряженности, а экономические и другие факторы – лишь ширма  для внутренних психических причин.

Неофрейдисты рассматривают войны как сублимацию детских разрушительных, агрессивных устремлений и инстинктов.  Подобные детские наклонности, встречая препятствия со стороны родителей, воспитателей и школы, вытесняются в глубины психики, в бессознательное. Здесь они органически сливаются с врожденным инстинктом агрессии. Любой случайный внешний фактор (таковым считаются социальные обстоятельства) может взорвать клокочущий резервуар агрессивных инстинктов и породить военную вспышку.

 В своих более поздних теориях влечений Фрейд истолковывал агрессию как выход основополагающего влечения к смерти, и пришел к убеждению, что войну следует понимать как попытку психологического самосохранения народа, как выход наружу деструктивного влечения  к самоуничтожению, перенос этого влечения с собственного "Я" или со своего народа на другие народы.**   

Эрих Фромм (марксист и психоаналитик), пишет в книге "Бегство от свободы"***, что причина фашизации политического строя современных государств заключается в избытке демократизма. Для современного человека слишком большое количество свобод неприемлемо. Он не может правильно пользоваться ими, он слаб и поэтому находит успокоение в "суровом комфорте тоталитарной диктатуры".

  По Фромму, Гитлер был отождествлен немецким народом с отцом. Авторитет Гитлера - это авторитет отца, перед которым немецкий народ чувствует свою вину, и поэтому неимоверно возвеличивает и прославляет его, т.е. налицо проявление комплекса Эдипа. (И это очень напоминает ситуацию с некоторыми современными "лидерами нации").

  Некоторые социальные психиатры рассматривают войны как одно из важнейших профилактических мероприятий на пути психологического оздоровления человека, так как они революционизируют жизнь людей, снимают  с нее налет серости  и однообразия, возбуждают ум и чувства.  Но современная ядерная война не столько снимет "налет серости", сколько покроет всех серым радиоактивным пеплом.


_____________________________________________________
*Г.Уэллс, Павлов и Фрейд, с. 315  [Цитируется по кн.: За порогом сознания, Критический очерк фрейдизма. Москва: Госполитиздат, 1961]
** В. Холличер. Человек и агрессия. с. 80 (Москва: Прогресс, 1975)  [Это замечание до некоторой степени может объяснить агрессивное поведение России  в отношении украинского народа - ВП]
***Фромм Э. Бегство от свободы (1941) / Перевод Г. Ф. Швейника. — Москва: Аст, 2011. — 288 с. ( )