Чай для Маршала Жукова

Валентина Чепига
   Это  было  недавно  -  это  было  давно...

   1967  год.  Март  месяц.  В  то  время  я  работала  заведующей  библиотекой клуба  Люберецкого  коврового  комбината. Клуб  наш был  всего на 180  мест для зрителей.  По  тем  временам  это  был так себе "клубишка",  самой  низшей  категории.  При  клубе  работали  кружки  художественной  самодеятельности  -  театральный  и  художественного  чтения,  которыми  руководила Инесса Мальвини.

   Особо  хочу  отметить,  что эта дама, Инесса, перенесла  блокаду  Ленинграда, и  была  дальней  родственницей ныне  известного  художника Ильи Глазунова, автора  знаменитой  картины "Кровавый  Век", но  об  этом  она  никогда  и никому  не  говорила. Инесса  была  очень  маленького  роста  и  весила    всего  38  килограммов  и  338  граммов.  Этот факт я, почему-то, запомнила  на  всю  жизнь.    Она  была  интеллигентнейшей  женщиной,  глядя  на  неё  каждый  человек  испытывал  чувство  благородства  и  нежности  к  ней.  Более  того,  если  на  улице    стояла непогода, и дул  сильный  ветер, а Инесса при этом опаздывала  на  репетицию,  то  все  участники  кружка  переживали  за  неё и  думали,  возможно  сильный  ветер  не  позволил  ей  прийти  на  занятия...
  Следует  отметить,  что  у  всех  к  ней  было  уважительно-трепетное  отношение. Был  момент,  когда  Инесса  не  пришла  на  работу,  и я  пошла  выяснять,  в  чём  причина. Когда я зашла  к  ней  домой, в маленькую восьмиметровую комнатку в коммунальной квартире, я  увидела  Инессу, свернувшуюся клубочком и лежащую  на  маленьком  диване  в  неубранной  комнатушке,  а  за  окном  громко щебетали  воробьи.  Не  успела  я  войти,  как  она  сразу  же попросила меня упавшим  голосом:  "Валечка,  скорее  покормите  птичек! Они  просят  и  ждут,  а  у  меня  сил нет..." 
   
   В  здании  клуба  были  ещё  два  главных  заведения-кабинета  -  это  библиотека, которую  я  только  недавно  приняла, с книжным  фондом 16 тысяч  экземпляров книг,  и  Партийный  кабинет. По  тем  временам  это  был  очень  важный,  и,  пожалуй,  самый  главный   кабинет.
 
   Однажды меня пригласил в  Партийный кабинет заведующий  и  сказал мне: "Валентина  Алексеевна,  к  нам  на  ковровый  комбинат  приехал  Маршал  Советского  Союза  Георгий  Константинович  Жуков!  Он  уже  встретился  с  Директором  комбината  Ириной  Сергеевной  Леошкевич, побывал  в  ассортиментном  кабинете  комбината  и  заказал  для  себя  ковёр  "Русская  красавица" (это  был  самый  красивый  и  качественный  ковёр  на  комбинате). Георгий  Константинович  дал  согласие  выступить  в  нашем  клубе  перед  рабочими  комбината  с  лекцией "25 лет  со  дня  Победы в битве  под  Москвой". Наша  с  Вами  задача всё организовать  так,  чтобы  ничего  не  помешало и  не  омрачило  его выступление."
   
   С  позиций  моего  тогдашнего  возраста  и  моего  патриотизма  я  восприняла  эту  задачу  как  дело  всей  моей  жизни!  Я  поехала  в  Московский  библиотечный  коллектор,  на  себе в общественном транспорте - автобусе и метро -   привезла  металлические  подставки  для  книжных  выставок,  оформила  выставки  к  25-летию  битвы  под  Москвой,  в  Библиоглобусе купила  масштабную  карту "25  лет  битвы  под  Москвой".  Когда  всё  это  было  оформлено,  художником  были  написаны  заголовки. И надо  сказать,  что  получилось всё красочно-торжественно.  Заведующий  Парткабинетом  всё  это  отметил  и  даже  выразил  удовлетворение, произнеся слова  благодарности..
   
   Примерно  за  два  дня,  накануне  приезда  Георгия  Константиновича, к  нам  в  клуб  приехал его  адъютант.  Он  полностью  обследовал  все  помещения, осмотрел буквально  каждый  уголок  клуба: заглянул  во  все  щели,  спустился  в  подвал,  поднялся  на  сцену. Увидев  на  сцене   в  подрамнике  большую  карту  "25 лет  битвы  под  Москвой" дал  указание  прикрепить гвоздями  подрамник  к  полу  сцены,  чтобы  она  не  упала,  когда  Георгий  Константинович  будет  деревянной  указкой эмоционально  объяснять  направление  действий  противника  и  сопротивление  Советской  Армии.

   И  вот  настал  день,  когда  Маршал  Советского  Союза  приехал  за заказанным  ковром.  Ковёр  ткачи  ему  сделали  самого  высшего  качества  из  чисто шерстяной  пряжи.  Ковёр  упаковали  и  уже  сложили  в  багажник  его  машины.  Но это - детали.  Это  теперь  не  главное.  Встреча  с  Маршалом  должна  состояться  в  клубе  на  стыке  рабочих смен.  В  15-15  меняются  смены,  в  15-30  -  была назначена лекция-встреча  с  Маршалом.  Как  правило,  мастерами  и  помощниками мастеров  работали одни  мужчины.  Строго  по  спискам,  каждый  должен  был занять  своё  место  в  зале.  Всего  180  мест.  Зал  в  убранстве.  На  сцене  - карта  "25  лет  битвы  под  Москвой" и трибуна. Стол, где  занимает  своё место  заведующий парткабинетом.
   Время  -  ровно  15-30. В  зале  тишина.  Все  затаив  дыхание  ждут  появление  Маршала  на  сцене.

   Вдруг  со  стороны  парадного  входа,  тихо,  незаметно,  появляется  Маршал  Жуков,  и чеканным  шагом  по  ковровой  дорожке  он  по-военному  быстро проходит через  весь  зал   прямо  к  сцене. Кто-то  из  рабочих  мастеров  понял,  что  это  Маршал  и воскликнул:  " Маршалу  Советского  Союза  Жукову  - Ура!"  Весь  Зал стоя громогласно  подхватил  и  произнёс троекратно: "УРА!  УРА!  УРА!".
   
   Это  надо  было  видеть  и  слышать!  Какое  могучее  и  огромное  уважение  рабочих в  этом  монолитном  возгласе "УРА"  было  к  Маршалу Жукову.
   
   Потом  началась  лекция. Георгий  Константинович подробно,  со  знанием  дела, объяснял,  показывая  на  карте  планы  и  наступление  советских  войск,  что  в  итоге  обеспечило  победу в  битве  под  Москвой!

   Неожиданно  подходит  ко  мне  адъютант  Маршала и  говорит:"  Валентина  Алексеевна,  Вы  должны  подать  чай  на  трибуну  Георгию  Константиновичу".  От  волнения  я  спросила: "Но  почему  я?  Пожалуйста,  подайте  Вы  сами".  А  он  в  ответ: "Именно  Вы  должны  подать".  Я  понимаю,  что  возражения  здесь  бесполезны.  Иду  быстро  в  библиотеку,  наливаю  в  стакан  чай,  а  адъютант  следом  за  мной  идёт  и  говорит,  что  чай  должен  быть  холодным.  Я  выбегаю  на  улицу,  ставлю  стакан  с  чаем  в снег,  перемешиваю  чайной   ложечкой,  остужаю  и  возвращаюсь  в  зал  за  кулисами  со  стороны  сцены.
   
   Я,  конечно,  в туфлях на  шпильках,  я  молода,  и  мне  хотелось  выглядеть  достойно  рядом  с  Маршалом.  Но  волнение  было  так  велико,  что  я  боялась  как  бы  не  споткнуться  и  не  упасть  на  сцене.
   Наконец  я  донесла  этот  холодный  чай  до  трибуны,  поставила  его  и  прикрыла  салфеткой,  Маршал Жуков как-бы  оценил  и  кивнул  мне  взглядом.
   
   Как в тумане я  спустилась  со  сцены,  не  помня  себя  прошла  за  кулисы,  а  адъютант  меня  успокаивает:" Ну,  вот,  видите  как  у  Вас  всё  получилось,  а  Вы  волновались!"

   Лекция  длилась  полтора  часа, зал  слушал  Маршала  затаив  дыхание.  По окончании лекции  рабочие  коврового  комбината  стоя  благодарили Георгия  Константиновича  за  эту  незабываемую  встречу.
   
   Когда  Он  вышел  к  своей  машине,  люди  окружили  здание  клуба  и скандировали:  "ЖУКОВ!  ЖУКОВ!,  ЖУКОВ!
   Маршалу  Слава!  Слава  Маршалу! Слава  Маршалу!"
 
   Много  лет  с  тех  пор  прошло, но  такого  авторитета  и  уважения  к  человеку  я  в  своей  жизни  больше   никогда  и  нигде не  видела ...