Красное шампанское

Vlada
  Красное шампанское (Саша -2)

Саша жил совсем в  другом ритме, чем подавляющее большинство из нас.
Темп его мыслей, его действий, его движений в несколько раз превосходил темп жизни обычного человека.
Темп жизни... Это наводит меня на грустные размышления. Саша словно чувствовал, знал, что ему выделено очень ограниченное количество времени,  - и стремился ВСЕ успеть в как можно более сжатые сроки.

Куда-то (за много километров) по какой-то пустяковой проблеме сбегать или «метнуться», как сейчас говорят,  для него не представляло ни малейшей сложности.
Один раз, рассказывая мне о таких своих «ненужных» перемещениях по Питеру, о том, как он куда-то забегал, кому-то чего-то передавал, не заставал нужного человека, мчался обратно, пытаясь успеть на лекции, потом снова в перерыве мчался туда же, он, в ответ на мой потрясенный возглас, мол, это же такие концы, да и стоит ли оно того!.. небрежно выдал:

- Подумаешь!.. Для бешеной собаки десять километров  - не круг.

В этой фразе  - весь Саша, вся его кипучая энергия, все его отношение к жизни, все его снисходительное подсмеивающееся отношение к самому себе.

А смеяться, честно говоря, порой было над чем.
Его стремительные и порывистые движения, столь здорово помогающие ему переделать кучу дел в единицу времени, иногда оказывали ему плохую службу. Словно какой-то сдерживающий механизм вдруг отказывал, и движения убыстрялись до такой степени, что он сам уже не мог их полностью контролировать: и начиналось грандиозное «роняние» и «разбивание» всего подряд.
Он сам смеялся над этим, но я, честно говоря, откровенно побаивалась, когда видела в его руках хрупкие или бьющиеся предметы.

Самый выдающийся случай, иллюстрирующий эту тему, произошел на 8 марта 1990 года, когда мы с Сашкой решили большой компанией отмечать Женский день.
К этому времени все наши общие приятели, уходившие вместе с ним в армию, уже благополучно вернулись в институт и заново приступили к учебе на втором курсе, и я тоже, находившись  по своим южным морям, вернулась в северный Питер и восстановилась наконец в институте, так что мы с Сашкой вздумали тряхнуть стариной и собрать по подходящему поводу на веселый сейшн нашу старую океанологическую команду плюс несколько новых симпатичных действующих лиц. )
Мы же с ним, естественно, и были организаторами. Сейшн, как обычно, планировался в моей комнате в общежитии.
С продуктами и напитками в те перестроичные годы в Питере было сложновато, поэтому нужно было все продумать, найти и закупить заранее. И сумма, которую мы могли тогда выделить на все эти роскошества, тоже была более, чем скромной,  - мы все были тогда - в полном смысле слова - нищими студентами.
И вот мы сели с ним обсуждать наши потребности из расчета 10-12 человек. Саша вызвался обеспечить спиртные напитки.
- Бутылку грузинского вина, шампанское и коньяк, - предложил он.
- Не многовато ли?.. - засомневалась я. Особенно меня смущал коньяк. С коньяком у меня вообще сложились непростые отношения.
- Ну не водку же нам пить на 8 марта!.. Это же не 23 февраля!.. - засмеялся Саша.

Не водку, это точно. Ладно, со вздохом согласилась я, в конце концов на вечеринку придут много ребят-армейцев, они люди закаленные, пусть и пьют себе коньяк. А мы, девушки (3 штуки) прекрасно проведем время с бутылкой вина и бутылкой шампанского.

Для тех, кто не понял масштаба нашей тогдашней невинности: на 10 человек предусматривалось ВСЕГО полтора литра вина и поллитра коньяка. И мне это казалось перебором!..

И вот долгожданный вечер настал.
Основной костяк уже собрался, стол был накрыт, только Сашки пока не было. Бокалы стояли пустыми, - и по понятным причинам мы не начинали, ждали его.
Вдруг в дверь раздался оглушительный стук (кстати, Сашка всегда стучался совершенно оглушительно, у меня до сих пор стоит в ушах этот его характерный стук).
Я вскочила и уже зная, что это  Сашка, помчалась открывать ему дверь, распахнула ее... и отшатнулась назад.
Да, я не ошиблась, это был Сашка, как всегда  - в компании со своим гигантским рюкзаком,  - но в каком виде!..
Весь черный, мрачный, с искаженным лицом, он держался дрожащей рукой за дверной косяк, а за ним от самого лифта по всему коридору тянулся страшный густой кровавый след!..

- Доброе утро, - криво улыбаясь, выдал он свое традиционное приветствие.

- Сашка, ты ранен?!.. - завизжала я на все общежитие. - Что случилось?!..

Все гости тоже ошеломленно  вскочили и подбежали к Сашке, начали его трогать и ощупывать, суетиться и мешать друг другу, как это всегда бывает в таких ситуациях.

- Я в порядке! - хрипло выкрикнул Сашка, без труда перекрывая весь наш гомон. - Лучше дайте мне тряпку какую-нибудь!..

- Какую еще тряпку?..Тебе срочно в больницу надо!
- У вас тут есть дежурный врач в общежитии?
- Не надо тряпку, несите срочно бинт, мы ж не в каменном веке!.. Нужно немедленно остановить кровь!..
- Да пустите меня, дайте мне посмотреть  - где рана?!.. Судя по обилию крови...

И тут Сашка откинул голову назад и громко и как-то безнадежно расхохотался.
Все тут же замолчали. Смеялся он долго.

- Я - в порядке, - повторил он, отсмеявшись и глядя на наши совсем уже сбитые с толку лица. - Тряпка мне нужна, чтобы это безобразие в коридоре убрать.
Он выдержал эффектную паузу, вздохнул и выдал следующую дозу:

- Это не кровь. Это красное шампанское. Я разбил бутылку, когда выходил из лифта.

Нам понадобилось некоторое время, чтобы осознать эту информацию, - и тогда уже дружно засмеялись мы все. Смеялись мы даже дольше, чем Сашка, и от души: во-первых, с  облегчением, что с Сашкой все в порядке, во-вторых, оценивая весь комизм ситуации с идентичностью цвета красного шампанского и крови. Конечно, бесславно погибшее красное шампанское, редкое и в советские времена, а в перестроичные — и вовсе практически недоступное,  - было жалко, но все мы хорошо знали Сашку, и все это очень хорошо вписывалось в его образ: эксцентрично, волнительно, но итоге все-таки весело.

Сашка к нашему дружному смеху не присоединился.
Он подождал, пока мы отсмеемся, снова вздохнул и заметил:

- Это еще не все.

Вновь завладев нашим вниманием, он грустно добавил:

- Дело в том, что это не первая бутылка, которую я сегодня разбил. Бутылку с белом вином я раскокал, когда входил в метро на Проспекте Ветеранов...

В этот раз не смеялся больше никто. Мы молчали, переваривая новую информацию.
Иными словами, Сашка вез на вечеринку все наши запасы спиртного и умудрился уничтожить по дороге  две трети из них!..
Это было чересчур даже для Сашки!
Поскольку, как я уже говорила, времена были трудные (не только для студентов), восстановить этот арсенал в 9 часов вечера не представлялось возможным: ни дополнительных денег, ни открытых магазинов с нужными нам напитками просто не существовало в природе!..

- Ну, а хоть что-то ты нам довез, кроме осколков?..- кисло поинтересовался кто-то.
- Да! - радостно ответил Сашка,  - Коньяк!

И стремительно повернулся к своему гигантскому рюкзаку, из которого все еще капали жутковатые кровавые капли.

- Ну уж нет, - сурово сказал Мишка Гамазайчиков, - увольте. Я сам!

Он отобрал у Сашки рюкзак и выудил из него, осторожно разгребая многочисленные осколки, нетронутую бутылку коньяка. Просто чудо, что она уцелела. Если уж Саша умудрился разбить не только  стандартную винную, но и толстостенную бутылку шампанского, рассчитанную на нешуточное давление, то у элегантной и хрупкой бутылки дагестанского коньяка, по идее, вообще не было никаких шансов... И тем не менее, именно она выжила в этой «дьявольской скачке».

- Ребята, простите,  - покаянно пробормотал Сашка, - так получилось.

Ну что тут можно было сказать?.. Ребята-то простили легко, в конце концов, коньяк оставался в их полном распоряжении, а вот девушки во главе со мной были несколько ошарашены  отсутствием шампанского и вина. Ничего себе 8 Марта!..

Сделанного — не воротишь, так что пока Сашка мыл коридор и рюкзак, мы, покачав головами, отмыли единственную бутылку коньяка от осколков и остатков вина и шампанского и водрузили ее на стол.
Так с одним коньяком мы в итоге и провели вполне даже благополучно и счастливо весь вечер и большую часть ночи, ибо вечеринки наши традиционно продолжались в те нищие, но счастливые времена до рассвета...
И хватило нам 500 миллилитров коньяка на всех друзей и на всю ночь — с лихвой, и весело нам было не от алкоголя, а от шуток, песен и радости снова быть всем вместе...

Сейчас я понимаю, что все тогда сложилось к лучшему. В конце концов, элитное красное шампанское, конечно, дорого, но подобные неподражаемые воспоминания  -  просто бесценны.