О внутреннем мире человека

Екатерина Королькова
Знаете, я всегда считала, что, сколько бы времени ни прошло, внутренний мир человека никогда не сможет поменяться кардинально.  Изменятся привычки, поведение, некоторые взгляды на окружающих тебя людей и мир в целом. С годами каждый из нас повзрослеет, станет мудрее, опытнее - всё это само собой. Но разве можно было бы точно так же сказать о нашей душе… Как и под каким же воздействием в ней может что-либо замереть, прекратить своё существование и потом воскреснуть в обновленной, небывалой до сих пор форме?
Никогда, никогда в жизни я не стала бы говорить что-либо с уверенностью о человеческой душе! Считаю, слишком громкие и смелые слова были бы для такой высокой темы. Однако многие вещи располагают к размышлению и иногда, повинуясь неким необъяснимым факторам, я, как и сейчас, во что бы то ни стало, стремлюсь поймать ход своих мыслей и рассмотреть их по-новому.
Разрешите мне в начале своих рассуждений кое о чем вас попросить: задумайтесь на минуту, что значит для вас ваша душа, имеет ли она вес, или просто существует и, так сказать, несется с вами в одном потоке жизни. Подумайте хорошенько и не торопитесь читать дальше… Если же вы сейчас так не нашли ответа, то ничего страшного, я тоже, если быть честной, до сих пор не могу прийти ни к одному утвердительному и окончательному выводу.

Каждый из нас подвержен изменениям, и абсолютно каждый, учась и самореализуясь, впитывает в себя внешнее воздействие. На протяжении жизни человек расставляет для себя приоритеты: на что обращать внимание – на что нет, откуда брать урок, а что забывать, как случайно полученный, по их мнению, ненужный опыт.  Он выделяет для себя ключевые моменты и старается искать всё то, что являет собой их отголоски. Будь то стремление к самопознанию и нравственному воспитанию, эстетическому гедонизму, о котором говорили Кант и Фрейд, или поиск дорог, ведущих к материальному достатку, славе и комфорту. Очень важно понять для себя, что будет составлять основу жизненных принципов, что действительно важнее и ближе на так называемом бессознательном уровне.

Бывает, что услышишь классическую музыку, и не можешь остановить внутри себя трепетное восхищение и тягу к философским размышлениям. Сидишь и думаешь: что может быть сейчас благотворнее этого духовного общения с композитором, когда, вслушиваясь в каждую ноту, ты улавливаешь то или иное настроение, порывы чувств или такую же невольную тягу поговорить с близким тебе по духу человеком. И этого человека находишь в музыке. Закрываешь глаза и чувствуешь, как потоки чудесной мелодии поднимают тебя и кружат в воздухе, то и дело, вздрагивая вместе с тобой и плавно опускаясь почти до самой земли. Сам того не осознавая, ты подпеваешь, будто бы насвистывая в такт, хоть и не издаешь ни единого звука, играешь пальцами в пустоте, желая присоединиться к оркестру или чьему-то сольному исполнению. Всё происходит медленно, сладостно, и ты успеваешь осознать каждую свою промелькнувшую мысль, идею, каждое сложившееся впечатление от услышанного. Невероятное количество тайников  можно найти в самом себе, (некоторые из них открыть, а некоторые спрятать обратно как можно глубже), столько многое переоценить и сделать выводы, которые упростят жизнь и…вновь расставят приоритеты! Всё сводится к тому, чтобы, поддавшись какому-либо внешнему влиянию, заново взглянуть на себя и на свою жизнь.
Но ведь есть такие люди, которые, услышав классическую музыку, хотя пусть даже это будет и не классическая музыка, а любование любым произведением искусства, просто-напросто не обратят на это должного внимания.  У них, понятное дело, иные представления о ценностях жизни, и то, что для одного считается идеальным олицетворением гармонии, для этих людей будет очередным проявлением их обособленности от другого, более высокого и почти недосягаемого. То есть, коротко говоря, каждый замечает то, что ему ближе.
Другое дело, когда всматриваясь в картину, исследуя каждый изгиб линии художника и разнообразие палитры красок, ты внезапно будешь отвлечен и сбит с толку. Почти приобщившись к одному миру, ты вынужден делать шаги назад и оглядываться на то, что мешает, зовет и уводит мысли в ином, чуждом направлении. К примеру, с тобой кто-то завел разговор на обыденную, далекую от искусства тему. Еще хуже, если на тему, вовсе противоречащую твоим моральным принципам, которые вот-вот, и  дали бы о себе знать (то есть, ты снова был бы удостоен великого для себя открытия!).  Но ты был отвлечен, и назад, к прежнему состоянию вернуться уже почти невозможно. Знаете, это почти как если от слепого человека забрать его трость, если глухонемой перестанет вдруг различать и понимать чей-либо язык жестов, если накануне великого долгожданного события человек попадает в аварию или в другую безвыходную ситуацию… Также и здесь: внешний мир застанет тебя врасплох и уже не даст возможности возвратиться обратно и закончить начатое. Он снова и снова будет напоминать о себе, тянуть назад и обвивать тебя своими толстыми и жесткими корнями.  Но это, всё же, получилось довольно контрастное сравнение. Бывают самые различные жизненные ситуации и почти никакие из них предугадать наперед нельзя. Поэтому невероятно важно ценить то, что есть сейчас, в данную минуту, и, как я когда-то писала в более ранних размышлениях, впитывать в себя всё то, что заставляет невольно улыбаться!
Помимо событий, происходящих по воли случая, то есть таких, на которые мы никак не можем повлиять, существуют и такие, дающие нам право выбора. Обычно мы сталкиваемся  с ними в жизни намного чаще; они нас учат и в какой-то степени развивают. Никогда не стоит торопиться сводить всё на нет и считать, что дело решится само, так как мы слишком беспомощны и не способны повлиять на исход. Глупец и жалок тот, кто сознательно отвергает свои возможности и заявляет, что у него не было возможности выбрать! Сама жизнь есть совокупность различных дилемм и задач, от решения которых зависит наше ближайшее или даже далекое будущее. У нас есть право избирать для себя жизненные идеалы, цели, выбирать для себя круг общения: единомышленников и врагов, поддаваться их влиянию или подвергать своим влиянием других. 
Счастье, когда мы находим человека, способного, я бы сказала, дополнить нас самих, достроить изнутри. К примеру, не зная, чему отдать предпочтение, по какому пути пойти, мы опускаем руки, отчаиваемся, но вдруг по той же воле случая встречаем того человека, которого так не хватало.  «Что для тебя важнее?», - спросит он. И ты расскажешь ему самого себя, откроешь свои душевные волнения, в то же время не заметно сделав тот или иной выбор.  Повторюсь, это счастье, когда кто-то может вовремя открыть нам глаза и поставить на ноги! Таких людей мы называем «близкими по духу». С ними невольно раскрываешься, словно бутон розы долгожданным лучам солнца; они становятся олицетворением того самого композитора, с которым ты летал и писал музыку, художника, секреты которого пытался разгадать. Близкие по духу люди, когда начинаешь вглядываться в них и анализировать, постепенно начинают  походить на своё внутреннее «Я». И ты поражаешься этим чудным совпадениям и стараешься сохранить их в памяти, чтобы в будущем удивляться и удивляться им снова. Сделав выбор и открывшись человеку, ты ненароком сливаешься с ним и проживаешь вместе одну маленькую жизнь.
Тогда-то, познав что-то новое, каждый из нас и меняется: интересы, вкусы, мироощущение - многое становится новым или меняет свою привычную форму. Что-то внутри нас начинает летать в другом направлении, покалывать, тихо нашептывать…

Есть такое удивительное понятие как душа. Вы помните, я спросила вас в самом начале, что оно для вас значит и какую роль играет. Нашли ли вы теперь ответ? 
Так вот, я считаю, душа и есть то самое «что-то», способное начать летать в другом направлении. Это не обособленная от нас часть; напротив, это корень нашего сознания, всех наших жизненных принципов и установок. Воспитывая самого себя, мы воспитываем и свою душу, расставляя новые приоритеты, мы ненароком влияем на нее и заставляем также видоизменяться. Она, как внутренний мир, взаимно руководит нами, всегда составляя основу нашего существования. Удивительна душа и тем, что ни один человек на земле не смог еще дать точного ее определения.