Гвозди мира

Таисия Фурманова
Уже в который раз пересматриваю понравившийся и ставший одним из самых любимых фильм. Это фильм режисера Леонида Эйдлина — «Спас под березами». В отличии от другого моего любимого фильма «Остров» в этом фильме нет такой серьезной, до слез, нагрузки. Этот фильм о жизни простых людей, прихожан возраждающегося старинного московского храма, заложенного в 16-м веке. Каждая серия этого 12-ти серийного фильма — отдельная история одного из людей. И, в то же время, все эти люди тесно связаны между собой.  Этот фильм мне напоминает наши приходы, простую жизнь простых людей, их путь, их стремление к Вере, к Богу, их отношение между собой, и отношение к жизни. Они — разные люди. Их жизненные проблемы порой и далеки от церкви и, в то же время, тесно связаны с ней…  Фильм смотрится настолько легко и оставляет после просмотра такие теплые, добрые чувства в душе, словно посмотрел фильм о близких родственниках.  Это действительно фильм о храме.

В одной из серий молодой человек, который собирается стать священником говорит строителям, оказавшим очень большую помощь храму, такие слова о мире: «Он, мир-то, он ведь на физических законах только номинально стоит. Он в одно целое церковными престолами сбит. Земля — она храмами Божьими как гвоздиками усыпана. Храм не сам по себе, он вокруг престола воздвигается, как оправа драгоценного камня. А на престоле ежедневно великое Таинство происходит — дарование нам возможности общения с Богом. Там, там и здесь и по всей земле, непрестанно. И если прервать в одном месте служение у престола — одного гвоздика в мире не станет.» Эти слова, на мой взгляд, абсолютно точно  отвечают на часто задаваемый вопрос: «Зачем это? Зачем столько храмов, священников? Разве Богу это нужно?»  А ведь это нужно нам. Нужно для того, чтобы были «гвозди», скрепляющие мир, в котором мы живем.

Так грустно, когда пустуют храмы. Когда люди не понимают, зачем нужно ходить в церковь, зачем нужно что-то менять в своей жизни, зачем задумываться о грехах, страстях. Зачем стремится что-то исправить в отношении с близкими. Так дико порой слышать от людей высказывания типа: «Зачем мне в церковь ходить, я грехов не совершала.»  Или еще страшнее: «Мне батюшка не нравится, он строгий, не хочу к нему ходить.» А уж высказывания: «Мне не нравятся люди, которые ходят к вам в церковь и пока они ходят, я ходить не буду.» слышаться довольно часто.  Мы порой не осознаем, что отказываясь ходить в храм, отказываясь от общения с Богом, мы лишаем себя возможности стать сопричастными  »в изготовлении гвоздей мира». А ведь так важно, чтобы эти «гвозди» были очень прочными. Чтобы мир не рассыпался.

Июнь 2009 г.