Как я проспорил

Светлана Красюк
Утро. Первое число. Я принял решение, что проживу этот месяц на три тысячи рублей. Зачем я так решил? Да я и сам толком не знаю. Просто вчера был замечательный вечер, мы сидели с Пашкой и Юркой в кафе и я на спор сказал, что запросто могу прожить совсем без денег. Друзья мои долго смеялись, спорили, а когда  дело дошло до громких заявлений о своей исключительности, какой-то черт дернул меня за язык. Я сообщил приятелям , что на спор проживу месяц всего на три тысячи рублей. Надо было видеть при этом лица моих приятелей. Давненько не было такого изумления в их глазах относительно моей персоны. Мы дружили уже сотню лет и знали друг про друга если не все, то уж  почти все наверняка. Но, сказано - надо теперь сделать! Вопрос  чести. И черт меня дернул ляпнуть такую глупость.
         И вот оно пришло, утро первого дня, я сижу в одних трусах на диване, с  огромной , больной , лохматой головой, с совершенно пустым взглядом  и жутко поющим на все лады желудком, требующим утреннего кофе. И так, сто рублей в день. Это мой лимит.  От всех этих мыслей голова начала так отчаянно ломить (конечно не от вчерашнего коктейля пиво плюс водка, плюс снова пиво). Я понес свое бренное тело на кухню. Устало громыхнул металлический чайник в моей руке и вскоре огонь уже облизывал его холодное запотевшее дно. «На что хоть мы спорили?», вдруг промелькнуло в совершенно пустом пространстве черепной коробки. Как же я мог забыть ? Ведь на такой спор должно было подтолкнуть что-то действительно заманчивое. «Это же не мыслимо,  просто прожить месяц на три тысячи рублей! Абсурд! В наше-то время. Да мне только на дорогу до работы тридцать рублей туда, тридцать  обратно надо. А если еще на моей старенькой тойоте, то вообще…»  Иногда мне кажется, что она ест литр на километр. Такая ненасытная дама. Но я ее люблю. Уже много лет. И так как других дам у меня нет, то я ей не изменяю. Так и будем до старости вместе.  Вот такие грустные мысли ползли в моей голове. Часы тикали, время шло, а ясность в голове проступала с огромным трудом.
              «На что спорили? Блин. Ну на что? Позвонить, спросить?... Подумают , что мажусь, что не хочу спорить, а вчера спьяну просто понтанулся…  Нет. Буду держать марку до конца….Но как же продержаться-то месяц на три тысячи… » 
           «О! а кто арбитр? Кто будет свидетелем моей победы?» Я почти подпрыгнул от этой мысли. И тут как назло раздался звонок, вмиг разрушивший мое уединение.
-Ало. Санька привет! Ты жив?! –  Радостно забулькало в трубке.
-Привет.
-Чего не в духе? Голова болит?
-Да. Немного. – буркнул я,  пытаясь собраться с силами
-Ну что, ящик коньяка уже в пути?
-То есть?
-Ну когда принесешь?
-Коньяк?
-Ну да! Ты же спорил вчера.
Дальше в трубке послышался такой счастливый заливистый смех моего друга, что я наконец-то понял на что мы вчера спорили .
-А, ты про вчерашний спор….
Я сделал такой равнодушный голос, что друг мой Юрка, на другом конце телефона слегка завис.
-А чего ты спешишь? Сегодня же первое число. Сказал , что смогу, значит смогу. Это вы готовьте коньяк.
Юрка притих. Потом запыхтел в трубку и сдавленно произнес :
-Да ты не злись. Мало ли по- пьяни кто что обещает. Ну проспорил, так и скажи.
-Я не проспорил!
-Да ладно тебе. Это же глупо. Че как пацан?
-Нет!
 Я настойчиво и твердо сжал  трубку телефона .И теперь уже точно хотел, нет ,горячо желал выиграть спор. Любой ценой.
-Я тебе  говорю ,что выиграю спор! Давай. До вечера. Буду отчет вечером держать ,что куда потратил. Хочешь -чеки  собирать буду?
-Ладно. Ты еще пьян, наверное.  -  Заключил Юрка.
- Позвоню позже. Давай. Пока.- и он положил трубку.
Я стоял и думал, какие хорошие у меня друзья и какой я придурок  когда выпью. Так вляпаться. Но теперь уже все.
         Итак, первый день, слава богу, был воскресенье. Лежа у телевизора я умудрился не сильно потрепать свой бюджет .А вот понедельник оказался затратным. Дорога, обед в столовой, пачка сигарет выбили из крохотной суммы в три тысячи рублей просто колоссально огромные деньги - четыреста рублей. В душе моей заскрипел червяк сомнений. Я понял ,что спор будет тяжелый. И особенно последние дни. Возможно даже с нехорошими последствиями для работы. Ведь как же я смогу на нее пойти без денег?  В голове пронесся почему-то  образ двадцатого дня спора. Как я зайцем  лезу в маршрутку, как умоляю кондуктора не высаживать меня ,объясняю ,что я на спор должен прожить месяц на три тысячи рублей, что это дело чести. А большая, добрая тетя кондуктор смотрит на меня жалостливыми глазами и говорит, «Дорогой ты мой. Бедный мальчик. Это ж как можно в твоем возрасте так много пить и так глупо спорить ? Я краснею и готов провалиться от стыда. А потом рядом какая-то тетя начинает громко возмущаться, что мол алкашей возят бесплатно, а дети и честные люди должны платить грабителям дорог бешеные деньги, пятнадцать рублей за поездку. Я понимаю, что сейчас грянет буря и не дожидаясь бегу на свободу, прочь от тетки, от  недовольных взглядов полусонных пассажиров, которых растревожила наша перепалка, от сердобольной тетушки-кондуктора, от теплого, вонючего автобуса в полную холода и не уютности  утреннюю свежесть города.
«Однако, я выбрал себе тяжелую долю..» Эта мысль была последней, которая промелькнула в моей голове перед тем как я погрузился в тяжелый и тревожный сон второго дня спора.
            Третий день  я провел в четырех стенах. Я позвонил на работу и сославшись на простуду, честно взгромоздился  на любимый диван. Оставалось продержаться  27 дней.
           Кое- как дотянулась к концу первая неделя моего спора. Деньги, практически не тронутые , в сумме две тысячи сто рублей, лежали на тумбочке возле телевизора и грели мне душу своим видом. Да, я держался. Какой ценой, но держался! Каждый день мои приятели Пашка и Юрка приносили очередную порцию винно-водочного изделия, которую условно можно было назвать водкой, производили пересчет оставшихся у меня денег и требовали отчет о прожитом дне. Отчет был короткий, т.к. я вообще не выходил из дома. Я зарос щетиной так, что больше походил на бомжа , чем на работающего человека. Теперь мне не зачем было утром бриться, а диван терпел меня и таким. Друзья мои конечно мне верили, но спор есть спор и отчет велся регулярно! Тем более когда спорят люди, которые всегда жили только для себя ,которых никто и ничто никогда не контролировало …это знаете….Ну кто узнает если я схитрю и что-нибудь куплю? Никто. Ни одна живая душа. Жены у меня нет, семьи нет. Из знакомых только соседка по квартире баба Тоня. Но она свой человек. Да у нее и забот-то только , что накормить меня своим борщом и спросить когда я женюсь. Мировая бабка. Мечта холостяка-соседа. Дневной дозор.   
        А ночью баба Тоня любила поспать. Что выгодно отличало ее от других старушек ее возраста. Я мог спокойно приходить с друзьями в два, три часа ночи и сколько угодно греметь на общей кухне стаканами и тарелками. Так мы и жили с бабой Тоней уже лет пять, в  мире и согласии ,не особо посягая на свободу друг друга. Я всегда думал, что это будет длиться вечно, но … неделя домашнего спора подкосила мою веру в идеальность нашей соседской дружбы. Баба Тоня явно тяготилась моим постоянным пребыванием дома. Она бес конца   прислушивалась к моей двери, что я там делаю, крадучись заглядывала в замочную скважину. Я поймал ее этот взгляд совершенно случайно и от этого стало совсем не по себе . Пришлось выйти на кухню и долго-долго объясняться со старушкой о причине моего заточения. Она конечно не поверила. Конечно. Ну кто поверит, что взрослый дядя сидит дома из-за глупого пьяного спора. Никто. Вот и она не поверила. На больного я тоже не сильно смахивал, поэтому врать про болезнь было бессмысленно. Баба Тоня решила, что у меня наконец-то пришла любовь, и …удвоила свое бдение за мной! Теперь она заходила каждые полчаса, то с обедом, то с каким-нибудь вопросом, то просто так, посмотреть из моего окна на улицу. Это становилось не выносимо. Я понял, что вторую неделю, как планировал, тут не отсижусь, милая старушка добьет меня своей заботой и любопытством.
                Утро второго понедельника было таким розовым и бодрящим, таким красивым, что я не удержался и…выскочил на улицу…   «хотя бы за хлебом»-мелькнуло в мозгу.  Свежий ветер подхватил меня, лихо пронес  мимо крыльца знакомого магазина и в каком –то непонятном танце докружил  прямо до остановки.  Холодный трамвайчик с радостью проглотил мои пятнадцать рублей и быстро домчал до набережной .Какая красота стояла вокруг. Восход солнца над сонной рекой. Красное зарево просыпалось, окрашивало пустынный пляж, на той стороне реки уже проступали во всем величии гордые сопки. Птахи деловито чистили перья в утренних каплях росы и собирались начать распевку. В моей душе всколыхнулись все самые нежные воспоминания  детства:  я, маленький мальчик, гуляющий за руку с папой, галька, которая шуршала под  нашими ногами, тихий и равномерный звук волны, набегающей на берег и снова откатывающейся от него. Как беззаботно было тогда, как спокойно и уютно. Я брел сейчас по этой же гальке, но уже один, без отца. И сердце сжималось все сильнее и сильнее. «Старею что ли? Одиночество. Вот что меня ждет» подумал я. « Глупая ,пустая жизнь. Жена ушла, оставив никчемного инженера с копеечными заработками с собутыльниками друзьями. Бесперспективного, без квартирного, с простой растительной жизнью. Она была другого уровня. Не моего… И правильно. Я бы тоже от такого ушел. Вот только куда от себя уйти»   
    С такими мыслями я добрел до киоска с мороженым. Он стоял тут уже много лет, мы с отцом даже как-то покупали здесь мороженое. Мальчуган в грязной, женской кофте ,с высоко закатанными рукавами сонно протирал глаза и таращился на меня как на приведение. Видно я был очень ранним покупателем.
-Мороженное есть ?
Малыш помолчал, недоверчиво   покосился на меня и буркнул:
-Мамка еще не пришла.
А, тут я догадался, что он сторожит,  пока мать куда-то отлучилась.
«Слава богу, значит он не из брошенных»- подумал я.
-А ты мороженное любишь? -Спросил я его.
-Неа…отверил парень
-Оно мне уже надоело. Есть хочу. – Сказал он и шмыгнул носом.
-Пойдем, я куплю тебе булочку или еще чего? -Предложил я парнишке
-Не ,не могу. Надо мамку дождаться.
-А ты где живешь?
-Тут.
-А спишь ?
-Тут.
-А мамка ?
-Тоже тут. Ты знаешь дядю Ваню?
-Нет.  А кто это?
-Никто. Он мамкин.
-А, она с ним ушла?
-Нет. Она не хочет, а он приходит
-Понятно.
Не успели мы закончить беседу,  как появилась женщина очень странного и даже можно сказать страшного вида. Назвать ее бичихой язык не поворачивался, но весь вид более чем красноречиво говорил об этом.
«Наверно  я по утрам с будуна так же выгляжу» подумал я, но вслух сказал:
-Доброе утро!
-Чего вам?
-Мне?
 Я слегка опешил от грубого голоса дамы, но быстро успокоился и попросил самого вкусного мороженного. Она смерила меня с головы до ног взглядом, наверно я выглядел не очень в ее понимании, потому что она резко повернулась и начала зло ковырять лопаткой в своем лотке с мороженным. Через час беседы дама не оттаяла. Она держалась настороженно и отвечала на все мои попытки задружиться односложными и раздраженными предложениями. Она явно не хотела моей дружбы и не позволяла расслабиться ни себе ни сыну. Я понял только , что они не местные, живут где придется, в подвалах и на чердаках с такими же как они. Паспорт, очевидно, у нее был, раз она даже смогла устроиться на  работу, но возможно, что это было единственное ее имущество.
Промучившись со мной час женщина начала нервничать. Она хотела есть, как и ее сын, но при мне они стеснялись. Пару раз она поковырялась в своей сумке, вернее в том, что от нее осталось, и от туда пошел съестной запах вареной кукурузы. Дама нервничала, а я стоял как дурак и все никак не уходил . Мне некуда было идти в это ранее утро. Не к кому…Как впрочем и во все остальные утра тоже…Однако надо было что-то делать. И вдруг парнишка спросил:
-Дядя, вам собака нужна? С ней можно играть.
-Или съесть. -Добавила мать и отвела взгляд в сторону.
Я увидел что ей стыдно за случайно вырвавшиеся слова, но они  видимо были жестокой правдой их жизни.
-Хочу. - Сказал я.- Хочу собаку
Я не понимал что говорю. Слова сами выскакивали из меня наружу. Мальчик убежал и через десять минут вернулся с довольно крупным щенком на огромной грязной веревке.
-Вот! - Счастливо сказал он.
-Это Мухтар! Я нашел его в яме. Он хороший! - и мальчик,  обняв его за шею заплакал.
-Ты чего плачешь? Если любишь его, то зачем отдаешь?
-Его дядя Ваня съест. Он уже так сказал.- всхлипывая, запричитал малыш.
-Дядя, забери его к себе. Только не ешь, пожалуйста. Он хороший. Очень, очень.
Я смотрел на мальчика и собаку и на глаза наворачивались слезы. Боже мой. Какой жестокий мир. Все едят друг друга. Как страшно. Этот пацан отдает самое дорогое ради жизни. Я взял щенка на руки, тот поднял мордаху и лизнул мне нос. Мягкий язык был такой нежный, такой теплый и мокрый, что сердце защемило от боли и безысходности.  Меня словно пронзила мысль, что это был его последний шанс выжить. Я лихорадочно вытащил нож, перерезал на шее собаки веревку, потом судорожно полез в карман джинсов, достал скомканные остатки денег и протянул их мальчишке.
-Это за собаку. Нельзя брать даром. –соврал я.
Не мог я сказать, что мне больно все это видеть . Пусть думает ,что я купил щенка.
-Держи, парень. Ты молодец. За собаку не переживай, она не пропадет. Я не дам ее в обиду.
       Я почти бегом бежал от них,  прижимая к груди щенка. Я боялся,  что обернусь и увижу их испуганные  глаза. Они подумали, что я сумасшедший. Точно подумали. Я бы тоже так подумал. Отдать за дворняжку последние деньги. Но я не мог поступить иначе. Просто не мог. И бог с ним со спором. Я проиграл, но получил то, что не купишь ни за какие деньги…..Я сегодня вернул в себе человека..

26.04.14