Невозвратимость времени

Ирене Крекер
Записки из Германии

Четвёртый день отпуска.

Разные страны...
Разное мышление...
Действительно ли это так?
В чем разница во взглядах на жизнь?
Можно ли найти себя в чужой стране, которая тебя не растила?
(Алексей С.)

Сегодняшний день посвящён визитам к родственникам, проживающим в городе Лар, находящемся на юге Германии в земле Баден-Вюртемберг. В городе проживает более сорока тысяч жителей. Расположен он недалеко от французской границы. Город  известен тем, что в нём проживает  около пятидесяти  процентов  русско-язычного  населения, русских немцев-переселенцев третьей волны эмиграции.
 
Небольшой экскурс в недалёкое прошлое:

Начало 90-ых годов двадцатого  столетия ознаменованы тем, что канадцы выводили свои войска  из ФРГ и конкретно  из этого города. Множество  казарм, то есть четырёхэтажных  домов, похожих на советские « хрущёвки», были освобождены. Здесь и в окрестностях города Лар  тогда находилось  несколько пересылочных лагерей для  временного жилья немцев-переселенцев.  Прожив в них в течение года, адаптировавшись немного в окружающую среду, мои земляки получали от социальной организации в этих домах жилплощадь, позже скупали эти квартиры. Они были немного подешевле, поэтому  можно было позволить себе такую роскошь.
 
Пятнадцать лет  назад  в  одной из таких квартир поселилась семья моей сестры, с которой мы  совершаем сегодняшнее  путешествие. Я не люблю этот город. С ним связано много горестных врспоминаний, отдающих болью в сердце.
 
Мы идём по улицам, поднимаемся в гору. Городское кладбище. Могилы близких сердцу, но чересчур рано ушедших  зовут к себе, не дают спать по ночам, не оставляют в покое. Отдаём  дань памяти нашим родным.  Зайдя в лютеранскую церковь, стоя  у  иконы  Марии, матери Божьей, читаем молитву.

Через полчаса мы уже идём по тропинкам городского  парка,  любуясь   на диковинные  растения, оттуда коротким путём проходим  до дома,  в котором жила моя  сестра с детьми и мамой не так-то уж давно по земным меркам,  теперь  здесь  проживают мамина сестра с дочерью.
 
На улицах весна вступила в свои права. Они не многолюдны.  Предгрозовая  атмосфера  навевает безрадостные  мысли. Опять те же печальные думы о краткосрочности бытия выводят нас из равновесия спокойного течения жизни.

Двери открывает мамина младшая сестра Евгения.

Стройная увядающая красавица. Ей восемьдесят пять. У меня даже язык не поворачивается назвать её бабушкой,  да она и оскорбится, услышав такое. Рассказывая нам о своих хлопотах по дому, она вся в  думах о хлебе насущном. Сегодня  второе  мая, а она затеяла генеральную уборку со стиркой штор и мытьём  окон...

Мы появились без приглашения. Здесь так не принято. По крайней мере нужно было сообщить, что приедем. Но если ждать, когда тебя пригласят, полжизни пройдёт, поэтому мы так невоспитанно проводим сегодня посещения родных на дому.

Смотрю на неё и в очередной раз поражаюсь  энергии и энтузиазму вечно молодой женщины. О таких говорится в песне:"... старость её дома не застанет..."

Через несколько минут она  уже увлечённо рассказывает нам о часах, проведённых в среде людей, близких по религии, пытается передать  свою правду о дальнейших путях развития Вселенной. Она точно знает, что рай будет на земле, когда она очистится от зла и насилия.

Слушая её, думаю, что разница во взглядах зависит не от места проживания, а от мировоззренченской позиции и окружения. Её оптимизм основан на позиции Свидетелей Иеговых, в среде которых она провела пятнадцать последних лет жизни. Изучая Библию, готовясь к урокам по  её изучению, участвуя в семинарах,  конгрессах,  беседах с людьми –  она  на удивление сохраняет в  памяти многое, что не каждому доступно,  и это отрадно слышать.

Я не разделяю её религиозных взглядов, но для себя отмечаю, что пока человек чем-то занят, увлечён – он не доступен ни проискам дьявола, ни старческому маразму, хотя  опять же, с какой стороны на это  посмотреть.
 
Наша беседа с тётей Евгенией заканчивается телефонным  звонком от неё к другой маминой сестре тёте Шарлотте.  Она на два года старше, но такая же на вид интеллигентная дама зрелого возраста, потерявшая год назад мужа и теперь  стареющая на глазах.

Через полчаса она принимает нас в  просторном коридоре своей трёхкомнатной квартиры. Наша тётя не скрывает радости при виде нас. Очень уж мы с сестрёнкой внешностью, особенно выражением  лица, похожи на её сестру, нашу маму.

Стол гостеприимно накрыт. Хозяйка приготовила обед как всегда сама. Она словно ждала гостей, поэтому на столе всего в достатке. Мы чисто символично пригубили Кагора, любимого тётиного вина, которое она приобретает в русском магазине.   Разговор начался как обычно с новостей: кто, где, когда, чем занимаются её взрослые дети???
 
Незаметно мы коснулись воспоминаний о прошлом. Сегодня я впервые услышала полный рассказ о скитаниях молодой девушки в военное лихолетье.

Тётя Шарлотта  поделилась с нами своими раздумьями о том, что она ведома по жизни какой-то неведомой ей  силой. Она знает точно, что имеет Ангела Хранителя, который помог ей в годы войны, иначе бы ей не  выжить.

Слушая рассказ пожилой женщины, мы полны внимания. Мне хорошо понятно, что это поколение уходит, забирая с собой и воспоминания. Сердце подсказывает, что надо  дать ей  возможность излить сегодня душу. Кто знает, когда предоставится ещё раз такой случай.

Наша тётя взволнована,  да и понятно отчего. Рассказ её  часто прерывается словами: «Да, я могла бы целый роман написать о своей жизни, но не умею. Ведь нас вывезли из родного немецкого села,  когда мне было пятнадцать, на этом и закончилось моё образование. «Интеллигентный диалект», - так недавно  выразился врач, у которого я впервые была на приёме. Я уже раньше слышала в свой адрес об интеллигентном  выражении лица,  о выразительной внешности... Мы же были неглупые, учились, правда, в немецкой школе. Мы не умели говорить по-русски, но  у нас было счастливое детство. Родители трудились всю жизнь, приучали  и нас  к труду. Когда в октябре сорок второго нас высылали из родного села, то разрешили взять с собой самое необходимое. Мать тогда прихватила с собой бидон с топлёным  жиром.  Думаю, как раз это спасло нас от голодной смерти. Старший брат  к тому времени учился в университете в Ленинграде, там и пропал без вести.  Отец был арестован до войны. Вашу маму в восемнадцать лет выслали уже из села в Казахстане на север, в город Архангельск, на лесозаготовки. С матерью осталось нас трое ртов без средств к существованию и под спецкомендатурой. Когда у меня однажды заболели зубы, а врач находился в районном центре, я попросила  управляющего  дать справку–разрешение на выезд на один день из села. Он предложил за это переспать с ним.  Я даже не могла сказать об этом маме, когда прощалась с ней, убегая ночью без документов из дому. Больше я маму никогда не видела. Сколько я страху тогда натерпелась, пробираясь по  тёмному лесу  в районный  центр. Там  спросила первого встречного, знает ли он женщину по фамилии...  Он к удивлению моему знал, где моя знакомая землячка проживает. Я её быстро отыскала, рассказала свою историю. После похода к зубному врачу, она помогла мне устроиться в аптеку помощницей. Как тут не поверишь в счастливую звезду и в то, что нами кто-то управляет в этом мире. Тогда я это посчитала за чудо.

Позже, когда хозяева  аптеки   вернулись в Ленинград,  меня обвинили в воровстве. Я оказалась на улице без средств к существованию. Опять нашлись хорошие люди, пригрели. Потом переехала в Павлодар, встретила там родственников будущего мужа. После того как вышел закон о возможности вызывать к себе родственников, одноклассник  сделал попытку пригласить  меня в один из сибирских городов, где он работал в шахтовом забое. Вскоре я вышла за него замуж. Мы прожили вместе шестьдесят два года, вырастили четырёх детей.

Сколько  человек может выдержать, сколько вынести,  столько я и пережила в этой жизни. Теперь бы только жить, но время невозвратимо. Ничего не повернуть назад. Я благодарна Богу и моему Ангелу за то, что они были всегда со мной, вели меня по жизни.»

Мы задержались у тёти допоздна. Невозможно было уйти от гостеприимной радужной  хозяйки, не выпив чаю, -  это могло её  обидеть.
 
Мы ехали домой в сгущающихся сумерках, молчаливые и умиротворённые. Нам посчастливилось: сегодня мы ещё раз вернулись через воспоминания о прошлом в жизнь своих родителей, в свои детские годы, проведённые в родительском доме. Это согревало души.
 
Дети встретили меня дома с улыбкой. Завтра им предстоит встреча с родителями одного из друзей, которые пригласили их на беседу по вопросам религии. Я с волнением слушаю их откровения. Какая-то новая струна света входит в наш дом этой весной  с этой неожиданно-прятной  вестью. Всему своё время. Только недавно я молила Бога, чтобы он дал разумение молодым, повёл их прямой праведной дорогой. Бог услышал меня. Разве это не чудо?  Сын с будущей невесткой готовятся к встрече,  какие-то  они сегодня просветлённые...

Думаю, что сегодняшние  встречи  были неслучайны  и должны  были состояться именно в это время, когда благодаря весеннему возрождению просыпается земля,от таивают души взрослых и детей и в своём  невидимом простому взгляду движении тянутся к манящему впереди светлому горизонту понимания и чудодейственной силы добра и любви к Всевышнему.

Всё в его руках: наши победы и поражения,  счастье и горести, просветление ума и затмение, воспоминания о прошлом и встречи, которые должны состояться, чтобы обрести мудрость старшего поколения, получать уроки добра и внимания, учиться ценить время, которое движет миром и с точки зрения земного восприятия  не бесконечно.

03.05.14


Глава из книги "Мой путь к счастью", которую можно приобрести в интернет-магазинах ЛитРес и Аmazon.com в электронном варианте, а на Ozon.ru - в бумажном, пройдя по ссылке: https://ridero.ru/books/moi_put_k_schastyu/.