Маленькие рассказы о детях

Михаил Шариков
Михаил Шариков

МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК

Было тогда нашим ребяткам всего ничего – лет шесть на двоих: Наташке – четыре, Серёжке – два. Жили они очень дружно, никогда у них дело не доходило до крупных ссор. Одним словом, были молодцы. Папа с мамой были довольны  поведением детей даже и тогда, когда оставляли их одних. Мало ли куда приходится отлучаться родителям – в аптеку ли, в магазин или ещё куда. Да даже мусор выкинуть – и то надо детям довериться, оставляя одних в квартире, чтоб они не натворили ничего плохого.

В один из таких дней дети одни дома занимались своими делами возле стеллажика с игрушками. Потом пришёл папа, дети бросились ему навстречу:

– Наш папа пришёл, наш папа пришёл!

С визгом и смехом они повисли на распахнутых папиных руках. Вдруг папа замечает, что в коридоре на полу валяются кусочки обоев, оторванные со стены в самом низу, у плинтуса, а на стене просматриваются некрасивые серые пятна.

– Дети, смотрите! У нас кто-то испортил стену в коридоре. Вы случайно не видели, кто это сделал? – стал спрашивать папа у детей. – Посмотрите, что натворил этот безобразник.
Вместе с папой дети стали рассматривать оторванные кусочки, прикладывать их к тем местам, откуда они были оторваны. При этом все дружно охали и ахали:

– Ну, это же надо быть таким неряхой и безобразником, чтобы взять, да испортить такую красивую стену!

– Папа, мы никого не видели, никто к нам не приходил.

– Может это злой волшебник сквозь стену пробрался и оторвал обои? – высказала предположение Наташа.

Папа внимательно посмотрел на детей и сказал:

– Вряд ли злой волшебник мог пробраться через нашу крепкую дверь. Может быть, кто-то нечаянно зацепил наши обои ногой, когда снимал обувь. Я думаю, что в следующий раз он будет аккуратнее, чтоб стенку не портить. А сейчас – несите-ка скорее клей, мы исправим эту ошибку, пока мама наша не пришла, а то она расстроится. Кто знает, где у нас клей и кисточка?

– Я знаю, – закричала Наташа и побежала в комнату за клеем.

– Я тоже знаю, я тоже, – завизжал и Серёжа и  помчался вслед за сестрой.

Принесли клей и кисточку, аккуратно смазали оторванные кусочки клеем и по одному стали дружно и аккуратно прикладывать их к стене на те места, где они были раньше. Каждому из детей досталось по три кусочка.

– Папа, посмотри, наша стена опять стала красивая, как и была.– Наташа отошла в сторонку и любовалась своей работой.
 Серёжа тоже заложил руки за спину и серьёзно сказал:

–  Мы больше не будем делать некрасивую стенку.

– Дети, давайте мы так договоримся с вами: если когда-нибудь вы заметите, что какой-нибудь злой волшебник захочет испортить стенку, вы мне обязательно скажете, мы вызовем его на наш семейный совет и выскажем всё, что мы о нём думаем. Хорошо?

– Хорошо, папа. Мы скажем.
Только никто портить обои больше не приходил. Когда папа возвращался с работы, дети наперегонки бежали к нему и сообщали, что злой волшебник не появлялся, наверное, он боится семейного совета. Вместе с папой дети обходили всю квартиру и радостно хлопали в ладоши, потому что в ней было всё в порядке.


КАК ПРОПАЛ МИШКА

У  девочки Наташи была любимая игрушка – плюшевый медвежонок с коричневой шёрсткой, мягкими короткими лапками и симпатичной улыбающейся мордочкой.  Девочка никогда не расставалась со своим молчаливым четвероногим другом и всегда брала его с собой даже на прогулку.

Однажды тёплым летним днём Наташа вместе со своей подружкой Маринкой и братиком Серёжей вышла погулять во двор. Любимый Мишутка, завёрнутый в мамин сиреневый платочек, был, как и всегда, с ней, иногда подавая басистый голосок, когда хозяйке хотелось с ним поговорить, и она надавливала ему на животик.

– Пойдёмте за дорогу на большую поляну, – предложила Наташа, – там есть большущая куча жёлтенького-жёлтенького песочка. Из него хорошо пирожки лепить и замки строить!

– Ну, пойдёмте, это же совсем недалеко, мама нас увидит и не будет ругаться. Я и формочки и совочек взяла. – Маринка продемонстрировала свои детские доспехи, лежавшие в красиво  раскрашенном вёдрышке.

Дети осторожно перешли через дорогу, взявшись за руки, и быстро-быстро побежали по зелёной лужайке к огромной куче жёлтого песка, который привезли для какой-то стройки. На песке уже трудилась целая ватага таких же малышей. Они построили на песке целый город с домами, с дорогами и тоннелями. Здесь был даже парк с деревьями и лавочками для отдыха. Лавочки на склоне песчаной горы были песчаные, а деревья вокруг них – из зелёных кудрявых веточек.

На этой огромной песочнице стоял такой шум и гам, каждый малыш предлагал построить что-то особенное и хотел, чтобы именно его услышала вся компания, а потому старался перекричать всех остальных.

Наташа, Маринка и Серёжка пристроились на свободном участке песчаной горы и тоже стали строить свой дом, двор с песчаными лавочками и кудрявыми деревьями. От дома шла широкая песчаная дорога в город, построенный ребятами.
Наташа расстелила на песчаной скамеечке сиреневый платочек, посадила на неё Мишутку и так увлеклась строительством, что совсем о нём забыла. И когда мамы позвали ребят обедать, они быстренько отряхнули от песка руки и побежали домой, забыв свои игрушки во дворе построенного дома. Уже во время обеда мама спросила:

– Наташа, а где же твой любимый Мишутка?

Наташино лицо сразу вспыхнуло, как утренняя зорька, на глазах показались слёзы, и она сразу вспомнила, что Мишутка остался сидеть на песчаной скамеечке на мамином платочке.
Мама стала утешать дочь, вытерла слёзки, взяла за руку и пошла с ней на песчаную горку. Ребятишек на ней уже не было, город был на месте, на песчаной лавочке был расстелен сиреневый платочек, но Мишутки на нём уже не было. Мама с Наташей обошли вокруг песчаной горы, осмотрели всю поляну, но Мишутку так и не нашли.

– Ушёл твой Миша искать тебя, да заблудился, – стала утешать мама рыдающую доченьку. – Слезами горю не поможешь, надо написать объявление, кто-нибудь да найдёт и вернёт твоего Мишку, не плачь.

Написали несколько объявлений и повесили их на всех подъездах ближних домов.

Только никто Мишку так и не вернул. Шли дни за днями, Наташа очень переживала, вспоминая о своём плюшевом друге. Тут вмешался папа, увидев заплаканное лицо дочери.

– Ладно, теперь на поиски пойду я. Только реветь нужно немедленно прекратить. Сидите дома и ждите меня.
Папа ушёл на поиски, и Наташа перестала плакать, села в уголочек дивана и незаметно заснула.
Проснулась она, услышав  весёлый папин голос:

– Ну, где там наша Наташа—растеряша? Нашёл я её друга! Правда, шубку он переодеть успел за это время. Видимо, запачкался тогда он очень сильно на песчаной вашей горке, а, Наташа?

Мишутка был точно такой, как раньше, только шубка на нём была теперь беленькая-беленькая, как снежок. Наташа долго-долго рассматривала Мишутку со всех сторон, попробовала его голос и, не найдя других отличий, кроме новой красивой шубки, крепко прижала его к себе и сказала:

– Спасибо, папа, что ты нашёл Мишку. Я больше никогда его не брошу одного. А шубка у него стала ещё красивее, чем та, что была.

Долго—долго  жил Мишутка у Наташи. Даже когда она стала взрослой и у неё появились свои дети, они с удовольствием играли с её улыбающимся Мишуткой и даже спать никогда не ложились без него. 


СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ

– Ну, и почему у нас все игрушки разбросаны по всему полу? Что это за безобразие такое? Кто играл с игрушками и не убрал их?

Такие вопросы сыпались день за днём, один за другим то от мамы, то от папы, то от бабушки, которая готова была сама нагибаться и собирать их, преодолевая боль в своей больной пояснице.

Дети, выслушивая эти вопросы, стояли столбиками, сопели носами и чаще всего молчали, а потом всё же начинали с тем же сопением собирать в ящик и укладывать на стеллаж игрушки и кубики. Но маленький Серёжа, выхватывая у сестрёнки очередную игрушку, вдруг толкнул её, она упала и заплакала.

– Ты почему обижаешь Наташу? Она могла упасть так, что сломала бы себе руку или ещё что. Наташа, перестань плакать, сядь на диван, а Серёжа пусть один убирает игрушки, если не умеет работать с сестрой дружно и весело.

– Папа очень строго посмотрел на сына, убедился, что его слова дошли до него, а приказание стало выполняться. – Но  если такое отношение к сестре повторится, сынок, придётся тебя познакомить с уголком для провинившихся. Понятно я сказал?

Серёжка ещё больше засопел, головкой кивнул и молча  сложил все игрушки на свои места.

В другой раз дети сидели за столом и обедали. Наташа быстро справилась со своей тарелочкой, выпила чай, сказала маме: «Спасибо, мамочка», – и побежала к своим кукляшкам играть в детском уголке.

– Серёжа, ты за столом сидишь уже полчаса и ни одной ложки ещё не съел. Как это понимать? Может быть, пора пригласить толкательную машину, чтобы она тебе помогала ложку в руке поднимать?

– Я не хочу есть этот противный суп, он плохой. – Серёжа замотал своей белокурой головкой и состроил на лице препротивную гримаску, потом ударил ложкой по тарелке, при этом суп разбрызгался по всему кухонному столу. 

Мама на такие слова обиделась, потому что суп, который она сварила, был очень вкусный, все ели его с удовольствием и хвалили. Она молча убрала тарелку, вытерла стол и ушла в другую комнату.

– Папа, Серёжку пора вызывать на семейный совет, – предложила Наташа, – потому что он уже не в первый раз обижает маму. А она так старалась приготовить для нас такой вкусный обед.

– Все согласны собраться на семейном совете? Голосуем, – сказал папа. Все, кроме Серёжи, подняли руки. – Так, единогласно, при одном воздержавшемся. Серёжа, через полчаса ты должен явиться на семейный совет, готовься объяснить своё поведение, и не только по вопросу супа, но и по другим причинам плохого поведения.

Полчаса перед семейным советом Серёжа молча сидел на диване и теребил пальчиками свои белокурые вихры. По установленным правилам на семейном совете первое слово было дано Наташе, потому что она предложила его собрать. Наташа привела несколько примеров некрасивого поведения своего брата и сказала, что дальше так продолжаться не может, Серёжа заслуживает наказания.

– Какое наказание предлагает для Серёжи семейный совет? – стал спрашивать папа. 

 – В углу Серёжа уже стоял, игрушки один собирал, я думаю, что пора выпустить стенгазету, чтобы все знали, что он маму обидел, – Наташа предложила, а сама даже покраснела от своих слов.

– Кто за то, чтобы проступки Серёжи прописать в стенгазете для всех? Возражений нет? Нет. Так, три дня вот на этой люстре посреди комнаты будет висеть листочек, на котором будет написано всё, что ты натворил, дорогой сыночек. Никто не может снять его до той поры, пока ты не признаешь свои ошибки и не извинишься перед мамой на семейном совете, который мы немедленно соберём, но по твоей просьбе.

Папа и Наташа на чистом листе бумаги  написали крупными буквами только одно предложение: «Серёжа обидел маму, плохо ест и обижает сестру».

Стенгазету на длинной нитке повесили на люстру так, что она сразу стала всем мешать, кто проходил мимо, задевая за него, при этом говорил: «Ай, яй-яй, Серёжа», вздыхал и проходил дальше. Особенно было неприятно, когда приходили соседи или друзья, они сразу же обращали внимание на листок и обязательно спрашивали: «А что это тут у вас на люстре висит? Ой, у вас Серёжа маму и сестрёнку обижает? Как нехорошо… Только он уже, наверное, понял свои ошибки и исправился, как, Серёжа?»

Серёжа почти всегда в таких случаях молчал. Через день или два он начинал просить папу, чтоб он снял эту противную стенгазету, на что папа говорил:

– Сынок, ты наше правило знаешь: если ты всё понял и готов извиниться перед мамой и сестрёнкой, мы собираем новый семейный совет. Ты готов к нему?

– Готов, папа. Давай соберём.

– Народ! Серёжа просит собраться на семейный совет. Пожалуйста, подойдите все к нам сейчас же.

Народ тут же подошёл в большую комнату и расселся на креслах и на диване. Серёжа подошёл к маме, уткнулся в подол её платья и со слезами попросил простить его. Мама поцеловала сына и сказала:

– Я надеюсь, что ты не станешь больше капризничать во время обеда, тем более озорничать и расплёскивать пищу. Ты мне обещаешь?

– Обещаю, мамочка. И Наташу больше толкать не буду, прости меня, Наташа.

– Я снимаю стенгазету, мы сожжём её на костре, когда пойдём в лесной поход. – Папа снял листок, порвал его и положил в карман штормовки, в которой ходил с детьми в лес за грибами.
Через много лет, когда Серёжа вырос и имел уже своих деток, он как-то сказал своему папе, что самым неприятным и противным наказанием, которое он помнит с детских лет, был не угол, в который он изредка попадал, даже не папин ремень, а та самая стенгазета, которая по несколько дней мозолила глаза и терзала его детскую душу. 


ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА?

Когда дети дома, а не в детском садике, когда маме надо готовить обед или ужин, а дети цепляются за её домашний халат и пищат, требуя к себе внимания, папе просто необходимо что-нибудь придумывать, чтобы унять противный писк детей и направить их неуёмную энергию в полезное русло. Самым увлекательным занятием для детей всегда было какое-то полезное совместное с папой дело или игра. А папа мог заниматься очень интересными делами, особенно когда брал в руки рубанок, деревянные брусочки и начинал строгать. Стружечки в красивых завитушках так здорово пахли смолой, брусочки получались такие гладенькие, что их не хотелось выпускать из рук.

Правда, мама часто начинала немножко ворчать, если стружки разлетались по комнате, и поднималась пыль. На это дети дружно давали обещание убрать всё сразу же после работы.

– Папа, а что мы будем делать из этих брусочков?  – с любопытством спрашивали дети с самого начала работы.

– Сегодня мы будем делать кубики с алфавитом.

– А что такое алфавит?

– Мы с вами книжки читаем, все слова в каждой книжке состоят из букв. А в русском языке всего 33 буковки. Вот они и составляют алфавит. Только глянем мы на словечко, мы сразу узнаём буквы, и как они звучат, мы тоже знаем. Словечко к словечку – вот и получается сказка.

– Значит, если мы будем знать алфавит, мы сможем прочитать слова? А потом и сказку?

– Конечно, мои дорогие. Вот мы с вами и сделаем красивые кубики, напишем на них красивые буковки из алфавита и будем их запоминать.  А потом будем учиться читать. Согласны?

– Конечно, согласны. Давай строгать брусочки, папа.

– Брусочков мы с вами настрогали достаточно, теперь мы их будем распиливать на кубики. Сколько нам надо кубиков?

– Я знаю, я знаю, – закричала Наташа. – Их надо 33, потому что буковок в алфавите 33.

– Правильно, но мы их напилим побольше, чтобы хватило и Наташе, и Серёже и чтобы можно было из них составить любое слово, в одном слове ведь бывает несколько одинаковых букв, например, в слове «мама». А ещё мы напилим с вами двойные кубики, на них мы напишем слоги из двух буковок. Держите брусочек, дети, а я сейчас его точно размечу карандашиком по линеечке и будем пилить.

Совместная работа так увлекала детей, что они забыли обо всём остальном. Кубики были напилены. Папа достал мелкую шлифовальную шкурку, под руководством папы началась шлифовка.

– Папа, смотри, какой гладенький кубичек у меня стал, – показывала Наташа.

–  Посмотри, какой у меня, папа.

– Вы молодцы, только мама нас ужинать зовёт. На сегодня мы работу закончим, а завтра будем кубики красить. Убираем мусор.

За ужином дети вели себя молодцами, всё положенное на тарелки было съедено, молочко выпито. А тут и передача «Баю бай» началась, которую семья смотрела в полном составе.
На следующий день папа купил несколько кисточек, баночку белой водоэмульсионной краски и несколько баночек ярких гуашевых красок – красной, жёлтой и синей.      

– Вот, теперь мы с вами вот в этот стаканчик нальём белой краски, добавим в неё красной гуаши, размешаем, что у нас получилось?

– Получилась красивая розовая красочка, – Наташа взяла кисточку, можно я уже буду красить кубик?

– Можно, только аккуратно, не испачкайся сама. На журнальный столик расстилаем газетку, садимся на скамеечки, берём кисточки, обмакиваем в стаканчик с краской и начинаем красить.

Можно было бы рассказать подробно, как дети с папой приготовили потом жёлтую, потом голубую краски, как рисовали на картонке и вырезали трафареты всех букв, как наносили буквы на кубики, но не будем вникать во все подробности. Важно, что работа делалась коллективно, конечно, не в один день, но каждый день новая и разная. Иначе интерес к ней быстро иссяк. А потом ведь надо было сделать чемоданчик для хранения кубиков, не должны же они валяться, где попало.

Можно было бы отвести детей в «Детский мир», купить там готовые кубики с буквами, но никакой радости от собственного  творческого труда дети при этом бы ни за что не испытали. Чемоданчик с алфавитом и слогами служил Наташе с Серёжей несколько лет, даже их дети учились читать с помощью дедушкиного волшебного чемоданчика.

А потом была интересная игра с буквами. Достаёт папа из чемоданчика кубик и спрашивает у детей, какая это буква или слог. Кто первый прочитал, тот и получает кубик, который идёт на строительство башни знаний. Идёт соревнование – у кого она получится выше, тот победил. Фантазий у детей на тему: «Что будем строить?» – больше, чем у папы.  Строились дома, отдельные комнаты, колодцы, клумбы, замки, машины, ракеты, даже лестницы в небо. И каждая игра сопровождалась серьёзными рассказами о своей задумке, иногда очень грамотными.

А одна женщина, которая жила со своим сыном без мужа, поделилась другим опытом, чем занять ребёнка, чтобы он не мешал ей выполнять домашние дела:

– Я сажаю сына на коврик, даю ему большую пустую бутылку и газету с таким заданием: рви газету на мелкие кусочки и засовывай их в бутылочку, да чтобы газета вся поместилась в неё. Малыш так увлекался этим процессом, что я спокойно могла приготовить ужин, перегладить бельё или убрать квартиру.

–  Ну, а как же творческий процесс? Чему ребёнок научится при этом?

–  Как чему? Терпению, самостоятельности, разве этого мало?
Метод, может быть, и хорош для некоторых детей, только мне он, честно сказать, не понравился.
 
2013