Глава первая. Скитальцы

Георгий Марсианин
      
 
 Я работал преподавателем философии в мединституте. Мне нравилась моя работа, и я пытался одновременно окончить этот институт и получить ещё  профессию врача. Так, я не только закреплялся на работе в институте, но и мог бы заниматься медицинской наукой. Меня интересовали электромагнитные явления в живой клетке, регенерация в биологии и медицине. Всё, казалось бы, шло нормально и планам суждено осуществиться, но пришла беда. Моя красавица шестилетняя дочь вывалилась из окна второго этажа. Осталась жива, даже ни одного перелома, но сильное сотрясение мозга затормозило развитие. Жена специалист филолог и историк. Надо было искать работу в школе с квартирой. Я стал просматривать газеты с объявлениями на замещение вакантных должностей в других вузах. В те годы таких объявлений в газетах было много. Отправил запрос в Донецкий институт советской кооперативной торговли. Там требовался преподаватель философии, и предоставлялась квартира. Меня уже поздравляли коллеги на кафедре и собирались ко мне в гости в Донецк на юг. Я взял с собой сына Мишеньку и мы, двое мужчин, отправились налегке, на новое место, в надежде наконец-то устроить свою жизнь и свой неустроенный быт из-за которого, столько, натерпелись в большом городе. Наше путешествие на юг оказалось напрасным. Неожиданно изменились условия в институте, связанные с числом учебных групп, отменилась ставка преподавателя и, разумеется, квартира. Мне предложили ставку "приват". Всё не устраивало нас с Мишенькой, и мы отправились назад. Ехали через Москву. Сходили, как водится, на Красную площадь и в зоопарк. Оба были любители животных и проторчали целый день, забыв обо всём, облизываясь мороженым. Сладкоежки. Мы бы и слона угостили да деньги экономили. В поезд сели вечером в купе с семейной парой и маленьким ребёнком. Ехали всю ночь. Я не спал. Не до сна. Постыдное возвращение! Столько было восклицаний! Даже просматривалась зависть. Ещё бы - на юге и с квартирой! Коллеги желали мне добра. И даже зав. кафедрой профессор Чапек собирался в гости! Всё рухнуло! Что теперь? Опять отправляться в отдел вузов и школ обкома с просьбой "возьмите нас неудачников хотя бы на полставочки...?!" А как главные планы, диссертация, перспектива, наконец, клетка с её электромагнитными свойствами хотя бы и в другом вузе? А может быть в Академгородок в НИИ, но где, же жить?  Эврика! А ведь есть выход!! Надо идти в общеобразовательную школу, причём сельскую! Да, да вот это мысль! В сельской школе возможна квартира, раз! В сельской школе можно создать самому себе условия, два! Наукой можно заниматься везде, было бы желание.  И ещё немаловажно, больше доверия. Не будет под дверями того контролёра, которому ты набил шишку на лбу, быстро открыв дверь из аудитории! Вот дела! Я и не думал, что за мной подслушивают и следят! Зачем?! Я стану агитировать против Советской власти!? Я этого не стал, бы делать даже в силу своего характера! Увлечённый своими научными и техническими идеями, я порой забывал о мире вокруг меня. Мысли уносили меня в такие дебри материального мира, что я порой будто просыпался и с удивлением видел мир вокруг себя. Нет, нет!! Это мысль! Так я решу все проблемы! И незачем снова возвращаться! Только в сельскую школу!
- А какая ближайшая крупная станция? – спросил я проводницу.
- Рано утром приезжаем в город Горький! – позёвывая, ответила она.
 "Вот тут мы и выйдем"  -  подумал я,- а проводнице сказал:
- Пожалуйста, разбудите меня в четвёртом купе заблаговременно, чтобы я подготовил сонного ребёнка к пересадке.
Приехали очень рано. На востоке чуть светлела заря, горели все уличные и станционные фонари, в зале ожидания вокзала много народу. Мы разыскали свободное место и полусонный Мишенька вытянулся на диване, положив свою умную головку ко мне на колени. Я устроил его удобнее, и расслабился сам. Мысли роем теснились в моей голове, выстраивая планы в неизвестном для нас мире. Конечно, я пойду в облоно, представлю свои документы и объясню всё как есть. Конечно, нам нужна школа, где можно было бы получить жильё. Не люблю суету, шумные вокзалы. Но сейчас люди дремлют, полусонные и пристроились, кто, где может. Оживлялись лишь с приходом поезда и тогда суетились, спешили, толкались с сумками, баулами, торопясь успеть к выходу на посадку. Мой Мишенька сладко спал на моих коленях, и я осторожно придерживал его головку и ножки, чтобы он, ворочаясь во сне, не свалился на пол. Да, нас бы устроила просто комнатка на первое время, а там жизнь подскажет решение. Да вот только на исходе деньги. Осталось только на еду для сына, да, возможно, на автобус до места. Я уж как-нибудь обойдусь. Между тем сумерки посветлели, близился рассвет. До девяти утра отправляться куда-то бесполезно, тем более в незнакомом городе, да ещё с таким напарником. Когда совсем рассветало, я растормошил сына и сказал, что надо готовиться к походам.
- А..? Что..?  Где мы, папа?
- В городе Горьком, сынок!
- А, что разве есть "горькие" и "сладкие" города?! А как это "горький" город, папочка?

- Да это он так называется потому, что жил здесь такой писатель Максим Горький и его именем назвали город?
- А этот писатель живёт и теперь в этом городе? - не унимался Миша.
- Нет, сынок, он уже давно умер и, чтобы сохранить о нём память потому, что он здесь родился и жил, его именем назвали этот город.
- А-а-а...
 Мы пошли,  умылись, сполоснули лица,  взбодрились.  Вещей было немного: небольшой чемодан да сумка для продуктов. Немного перекусили дорожными запасами, сдали сумки в камеру хранения и отправились знакомиться с городом. В справочной нам сказали, что все областные учреждения и облоно так же находятся на территории кремля.
- Вот!! - удивился Миша - и здесь тоже кремль, как в Москве!
Мы отправились пешком по ещё малолюдным улицам города. Прогулка была полезной, вместо физзарядки. И по дороге я рассказывал сыну о том, почему и зачем строились такие сооружения, как кремль во многих городах России в средневековье. Начало августа. В разгаре лето, отличная погода и мы, полюбовавшись на Волгу, медленно добрались до кремля. "Язык до Киева доведёт!" И мы вскоре были уже на территории кремля, разыскали облоно, и тихонько постучав в двери какого-то кабинета, робко вошли вдвоём. Тётеньки оказались приветливыми, доброжелательными. Нас выслушали, посмотрели наши бумаги, целую кипу представленных документов, и, удовлетворившись, уже немолодая, но сохранившая привлекательность женщина, стала звонить по телефону в различные районы, как я догадывался, в роно. По-видимому она хорошо знала обстановку с кадрами и условиями на местах, и сказала: - Вот мы и нашли для Вас школу! Поедите в Вадский район. Это в ста километрах от Горького. Найдёте роно. Там Вас будут ждать. Мы расспросили, как туда добраться и отправились снова на вокзал за вещами и на автобусную станцию. Заплатил за билеты, и осталось только пять рублей. Этого совсем мало для дальнего путешествия, но выбора не было. Ехали, рассматривали в окошко новые места, дремали и, наконец, после полудня добрались до райцентра с интересным названием "Вад". Небольшой районный просёлок, серые деревянные домики, захолустье. Нашли роно. Нас там действительно ждали. Секретарь заведующего предложила нам подождать, скоро приедет директор школы и мы устроились в коридоре. Вскоре появился мужчина среднего возраста, очень подвижный и доброжелательный.
- Вы Юрий Павлович - спросил он - А это Ваш сын? Ну как тебя зовут?!  Ну, пойдёмте. Берите свои вещи и в машину. У него была "Волга" кофейного цвета и в ней сидела полноватая женщина. Мы устроились с сыном на заднем сидении и отправились. Шёл доброжелательный и оживлённый разговор. Как выяснилось, рядом с директором школы была завхоз, главный работник по хозяйственным делам. Нас обо всём расспросили, и директор школы и детского дома Николай Григорьевич Пожидаев рассказал о новом месте работы. Зеленогорская средняя школа и детский дом размещались на территории бывшего когда-то мужского монастыря. Но в школе учились не только воспитанники детского дома, а и дети села Зелёные Горы, окружающих деревень, расположенных рядом с рекой, с интересным названием "Серёжа". Вскоре на горизонте появились строения, а посреди них колокольня с разрушенной маковкой, совсем как на картине Саврасова "Грачи прилетели". Мы въехали в просторный двор и выгрузились с вещами. Завхоз проводила нас в двухэтажное деревянное здание на второй этаж, открыла комнату и сказала, что здесь мы будем жить. В светлой комнатке было уютно, стояла необходимая мебель и две заправленных кровати. Она сказала:
- Устроитесь и приходите на обед в нашу столовую. Вас проводят. Более всего нас, разумеется, устраивал обед в столовой. Мы изрядно проголодались и устали. Столовая оказалась чистой, просторной. В ней вкусно пахло. Нам за столик принесли шикарный обед, и мы с сыном отменно поели. Отправились в наше новое жильё. Измученные продолжительными скитаниями по белому свету, мы почти сразу крепко заснули и, умиротворённые, проспали аж до утра. Начиналась новая и пока ещё совсем неизвестная жизнь среди хороших людей.