Ум, Разум и Искусственный Интеллект

Ирина Комова
Если бы все люди думали одинаково, никто не играл бы на скачках.
 Марк Твен

Я уже несколько недель как собиралась разделаться с этим вопросом, но на голову свалилась целая куча работы и было не до разума, но я добила и отослала все, что нужно и собиралась в два счета написать сочинение на заданную тему. Обычное заблуждение клинических идиотов.
Я пометалась по квартире, приготовив машинально обед, заглянула по дороге в огромное зеркало, растрепанная баба непреклонного возраста злобно посмотрела на меня. Тогда я влетела в комнату старшей дочери. Она работала за ноутбуком, рядом с ноутбуком на столе стоял шезлонг, в нем полулежала Крохозябра и пела, временами переходя в ультразвук. Рядом на диване сидел мой муж и с радостью слушал и созерцал нашу внучку.
- Солнышко, - обратилась я к малышке, - как ты думаешь,  у бабушки ум или разум?
Крохозябра призадумалась, затем вздохнула и ласково улыбнулась беззубым ротиком. Мол, ни ума у тебя, бабуля, ни разума, но я все равно тебя люблю.
- Спасибо, Котеночек, - поблагодарила я.
- Ни у кого нет ни ума, ни разума! – воскликнула дочь. – Ты только взгляни, какой отопительный котел они здесь установили!
- Ужасно!  - послушно посмотрев на экран, сказала я.
Когда дочь была студенткой,  демонстрировала мне какие-то  чертежи. «Мулик, посмотри, какая прелесть!» Я соглашалась, что действительно очень мило, а дочь говорила, что это отопительный котел новой модели или еще что-то.
- А зачем тебе вдруг понадобился ум? – удивился муж.
Я хотела стукнуть его кулаком по плешке, но он смотрел с таким искренним изумлением, что рука не поднялась.
Крохозябра вдруг скривилась и заскрипела.
- Пора смазать, - посмотрела на часы дочь.
- Сейчас забодяжу! – сорвался с места муж.
Я отстегнула крепления и взяла кроху на руки. Пока дедушка разбалтывал кашу, я вешала ей на ушки лапшу, рассказывая, какие у нее красивые глазки, реснички, пальчики… Она благосклонно слушала. Прискакал дедушка с бутылочкой и забрал малышку. Та начала поспешно глотать.
- Не спеши так, жадина! – сказала дочь, - мулик, а я тоже есть хочу.
- Иди поешь. Пюре в синей кастрюле, курица в духовке, стручковая фасоль в сковороде, зеленый салат в миске, шарлотка на тарелке.
- А супчик? – робко спросил муж.
- Щи в белой кастрюле, сметана в холодильнике.
Муж и дочь переглянулись.
- Вас что-то не устраивает? – злобно спросила я.
- Все устраивает, - сказала дочь, - просто мы не привыкли к такому банальному меню. Без твоих выкрунтасов и экспериментов.
- Великие умы не боятся казаться банальными! – процитировала я.
- Все, приехали. Мулика крепко зацепило, пока не отцепится, не видать нам вкусняшек, - сказала моя дочь своему папаше.
- Ты не ответила, для чего тебе ум? – поставив опустевшую бутылочку и пристегивая Крохозябру на место, спросил мой упертый муж, - раньше ведь не требовался.
- Ты за тридцать с лишним лет не понял, что женился на умной женщине? – возмутилась я.
- Нет, - прямо ответил мой не умеющий врать муж, - я женился на красивой девушке, живу с красивой женщиной, но причем здесь ум?
- Я никогда не была красивой! Но всегда была умной! – рявкнула я.
- Ты и сейчас красивая. Но можно ли назвать умной женщину, которая заплывает за буйки, не умея плавать, способна заблудиться в знакомом лесу, которая теряет кошельки, документы, перчатки, телефоны и в собственном доме ничего не может найти? У которой отказывают тормоза при виде копченой рыбы, которую тебе нельзя есть вообще! Которая не переносит, когда ее обгоняют, и начинает хулиганить за рулем!  Да я боюсь тебя из дома выпускать одну!
Он взял шезлонг с Крохозяброй и унес в свою комнату. Там он стал ей петь. Мой муж очень любит петь, но слушать его соглашается только Крохозябра. На мои робкие призывы попробовать ее укладывать спать по-хорошему, уверяет, что под пение она быстрее засыпает. Бедняжка.
- Уехал цирк, а клоуны остались! – прошипела я, - не буду больше помогать ему с кроссвордами!
- Никуда цирк не уехал, я всю жизнь живу в ярмарочном балагане, - отозвалась дочь.
Я сделала себе большую чашку крепкого чая, взяла словари, шуганула заглянувшего мужа и пытаюсь думать.
В разных словарях УМ и РАЗУМ определяют по-разному, но суть в том, что РАЗУМ считается чем-то более высоким…
Заглянула дочь:
- Мусик, папуля просит меня сделать пирожки, или пирог какой-нибудь, или рулет с маком. Кексы мои не хочет и печенье тоже, к тебе лезть боится, ему кажется, что ты обиделась. Шарлотку мы съели, я кусочек мужу моему припрятала. А у меня тесто дрожжевое хуже получается…
Еще бы. Сколько я ни пробовала и у хозяек, и в общепите, дрожжевое тесто лучше моего получалось у одного человека – моей мамули. Дрожжи – они живые, чувствуют руки хорошего и, не побоюсь этого слова, умного человека! Сначала я хотела их послать на какую-нибудь букву (не дрожжи, а семейку), потом вспомнила Экзюпери. Мы в ответе за тех, кого приручили, иначе говоря, приучили к пирогам. К тому же стало жаль мужа с его плешкой на месте былых кудрей. Ну хочется ему рулет с маком… Мне ж не трудно. Это не что-то трудозатратное, к тому же я люблю, когда ему вкусно. И если он за время нашего знакомства не понял, какая я  умная, обиды не помогут, нужна операция на мозге. И вообще он очень славный, а лучшая его часть – я!
И мне пришлось на два часа прерваться. Дочка была на подхвате, муж сторожил Крохозябру.
И вот я снова закрылась в своей комнате. В чашке – чай, на тарелке – пирожок с капустой и булочка с корицей. Вот гадство, ни муж, ни дочки, ни зятья от моей выпечки практически не полнеют, одну меня разносит…
В толковых словарях УМ и РАЗУМ так определяют:
«УМ - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле - индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека.
РАЗУМ - Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Разум - творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности».
О! Логически мыслить я умею.  Логические, математические задачки решаю легко. Если надо написать программный комплекс – всегда пожалуйста. Но я – не психолог и не философ, я пойду от того, в чем более-менее разбираюсь – от Искусственного Интеллекта (ИИ).
Пусть нет единого мнения, что такое Разум, но по смыслу Разум соответствует латинскому слову «intellectus» — понимание — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
В современном научном сообществе точка зрения о том, что разум есть продукт работы мозга, является главенствующей. Так же считают сторонники искусственного интеллекта, высказываются также мысли, что разум компьютероподобен, алгоритмичен. Точки зрения — порождаемость разума мозгом и компьютероподобие разума — не обязательно сопутствуют друг другу.
К параметрам, формирующим отличительные особенности разума относят:
1. объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, логике,
2. многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,
3. сознание,
4. память.
Искусственный интеллект – это изучение разумного поведения и попытки смоделировать такое поведение в любом типе искусственно созданных механизмов. Перспектива того, что наши самые ценные человеческие качества можно научно объяснить – жутковата на первый взгляд, но если мы сможем объяснить поразительные результаты работы человеческого мозга, менее поразительными они не станут.
Главная концепция работы ИИ – приемы поиска решений проблемы. А способ, с которым любая проблема превращается в проблему поиска, заключается в разделении проблемы на три части: исходное положение; набор действий по переходу их одного положения в другое; цель.
ИИ нуждается в базе данных, и люди-эксперты ее этими данными снабжают. Опыт, суждения, интуиция человека при этом выявляются и обобщаются, а затем внедряются в систему в форме правил. Но люди-эксперты учились не только у умных учителей, но и на собственном опыте. Усилия многих исследователей направлена на то, чтобы найти способы самостоятельного обучения компьютера, и успехи здесь есть, хотя процесс обучения как людей, так и машин до сих пор не понят. Слово «интуиция» в данном абзаце не ошибка – ИИ с успехом обучается эвристическим способам поиска.
Уже лет пятнадцать используются программы генетические, или эволюционные. Это мощнейшие программы поиска, которые параллельно рассматривают множество возможных решений и не отбрасывают подходящие. Их важнейшая характеристика – исходная точка абсолютно случайна.
 Нашлись математики, доказавшие, что не все математические и логические истины можно доказать, следуя определенному алгоритму (о каких-то из них это было известно и раньше) и сделали вывод, что человеческую мысль невозможно алгоритмизировать. Но природа формальных математических и логических истин носит настолько общий характер, что не имеет смысла утверждать, что человеческая мысль – исключение. Существует множество логических головоломок, ставящих в тупик людей.
«Компьютер должен мыслить, как я, или просто следовать инструкциям» - вот принцип мышления большинства людей. Но машины, оснащенные ИИ, инструкциям не следуют! О них нельзя сказать, что у них есть цели, правильнее – они способны делать выбор между различными целями, и действовать по-разному в разных ситуациях! Они располагают знаниями и пользуются ими, они способны к обучению! А вот инструкциям вовсе даже не следуют.
Суть в том, что многие отказываются принять, что интеллектуальные существа могут отличаться от нас с вами.
Повис вопрос о сознании?  Ну, это несложно. Во-первых, сознание – это состояние, обратное сну (включите компьютер); во-вторых – осознание собственной личности (опять-таки, включите компьютер!); в-третьих, это состояние, характерное только для каждого отдельно взятого индивидуума (то есть, имеется ли сознание у человека, собаки, муравья, инопланетянина и компьютера, могут ответить только они сами).
Если мы назовем компьютер машиной для обработки информации, то вполне обоснованно назвать и человека машиной для обработки информации.
 ИИ доказал нам, что наш, человеческий, интеллект обладает невероятной силой и гибкостью. Но большая часть нашего интеллекта не несет никакой функциональной нагрузки. Эти качества не помогают нам бороться, находить пищу, выживать; боюсь, они служат нам лишь для привлечения внимания к себе – чтобы найти пару и оставить потомство. Нет оснований переносить эти качества в технологии.
ИИ по-настоящему искусственный, и отличается от интеллекта естественного, но это именно интеллект! И вообще, человек может оценить интеллект менее разумного, более разумного – нет.
С интеллектом разобрались: оснащенные ИИ компьютеры им обладают, и они – разумны, если придерживаться мнения, что разум соответствует интеллекту.
Теперь очередь Ума.
«Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели».
 Фома Аквинский
« Кого можно считать умным? Того, чьи планы в большинстве случаев осуществляются».
 Абу-ль-Фарадж
Таки муж прав, умной меня назвать нельзя! Никогда не стремилась к достижимым целям, зачем они мне, раз все равно достижимы? Я люблю трудные задачки. Десятилетия биться над задачкой, про которую говорят – нет решения – вот это по мне!
Так, еще раз. Каждый рожденный человек разумен по определению. Умными становятся позднее и используют для этого свой разум. Таким образом, понятия ум и разум легко отделяются друг от друга. Разум относится к области способностей человека, а ум к его проявлению. Любой человек способен воспринимать информацию органами чувств, запоминать её, держать во внимании, сравнивать, связывать ассоциациями. Всё это делается на базе нарабатываемых человеком алгоритмов – логики. На базе этих способностей, по мере взросления, человек выстраивает свой понятийный аппарат и свои убеждения. Вот эту конструкцию и правильно будет называть умом. По этому, определение «умный» можно использовать только в узком контексте применения этого ума, а не как характеристику человека. В одном деле умный, в другом глупый. Случаются люди зацикленные на уме. Говорят: «ум за разум зашел». Это о тех, кто жёстко сам себя зажал в систему убеждений. В их системе ограничена возможность изменения убеждений.
Значит, компьютеры еще и умны. Оснащенный ИИ компьютер умен в той области, для которой данный  ИИ предназначен. Ура?
Итак, компьютер может быть умным и разумным. А человек? Не у всех людей разум как-либо развит, и не все люди им пользуются: у многих людей разум заменяется социальными навыками и воспитанностью. Как-либо социализированный человек живет с головой, пользуется своим умом, а не только рефлексами, привычками и чувствами. Однако включить голову - еще не значит думать, люди с включенным умом нередко при этом - не думают, довольствуются прошлыми решениями, шаблонно-привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию (знаю, так как пришлось и преподавать, никто два раза не обдумывает похожую ситуацию, точнее, почти никто). По-настоящему разумный человек не только включает голову, но еще и думает. Разумное - значит продуманное.
И самое смешное, человек может выжить с недоразвитым разумом и совсем без ума!
А ВОЛЯ? Разберемся и с ней.
В  волевом действии можно выделить несколько основных стадий и этапов.
1. Цель и стремление достичь ее.
2. Осознание ряда возможностей достичь цели.
3. Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности.
4. Борьба мотивов и выбор.
5. Принятие одной из возможности в качестве версии.
6. Осуществление принятого решения.
Ну и как, есть ли Воля у компьютера с ИИ?
У компьютера нет ЧУВСТВ? Увы, удовольствие и страдание не так уж сложно запрограммировать. Трудность в ином – в жестокости и подлости человека. Если сделать компьютер, способный страдать, придется принимать законы о защите компьютера.
Я собиралась разобраться с вопросом применительно к человеку, но меня малость занесло. А с другой стороны, где-то около двух тысячелетий считалось, что птицы летают, потому что у них есть «полетная сила», и только в двадцатом веке пришли к понятию «аэродинамика», когда был построен первый самолет. Так и компьютеры позволяют нам познать себя.

P.S. И снова прошу слишком всерьез ничего не принимать. Села немного уставшая женщина не работать, а отвлечься, и натюкала на клавиатуре то, что пришло в ее вечно лохматую голову. Теперь я чувствую себя отдохнувшей, к этому я и стремилась. А если кому-то мои измышления показались интересными и забавными – так для этого я их сейчас опубликую. И последнее – все, что касается ИИ – не чушь, а вот в выводах могло и занести.