Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 6

Юрий Шибаловский
                ЛЕКЦИЯ 6

                ТРАНСФОРМАЦИЯ  РИМСКОЙ  ИМПЕРИИ
 
Начиная с 410 г.  по 480 г. Римская Империя проходила процесс дезинтеграции.
 Она расшатывалась племенами варваров, которые, за исключением гуннов, не отличались особой жестокостью.  По большей части их манили богатства и достижения Империи, а не страсть к разрушению и уничтожению. 
Тем не менее, 476 г. является общепринятой датой конца Западной империи, потому что в этом году, варварский вождь, чье имя многие пишут по-разному ( Уикхем именует его Одовакером),обычно, Одоакр, сверг несовершеннолетнего императора Ромула Августула, который по интересному совпадению носил имена как основателя города Рима, так и основателя Римской Империи.
Вместо того чтобы поставить на его место своего человека, Одоакр написал в Константинополь "Мы будет блюсти верность тебе и признавать тебя как единственного императора."  Однако Константинополь был слишком удалён, и послание Одоакра с клятвой верности  имело лишь символическое, а не практическое значение.
Фактически в 476 г. Западная Империя  превратилась в конгломерат варварских царств.
  Историк Средних Веков Роджер Коллинс в своей книге "Раннее Средневековье" пишет: " Падение Римской Империи на западе не явило собой исчезновение цивилизации.  Это было просто крушение правительственного аппарата, который более не представлялось возможным поддерживать."  То есть, говоря ещё проще, государственный аппарат разрушился, а всё остальное осталось. 
Однако, может ли всё остальное продолжать своё существование при отсутствии государства и политического порядка?
   Люди не совсем ещё поняли, что именно произошло, потому что по инерции всё происходило в прежнем порядке. Люди говорили на латинском, жили в городах, хотя уже в не столь густо населённых. Некоторые люди оставались богатыми.
 При всём этом, разумеется, были изменения, и насколько они были выраженными, является предметом споров историков.   
   По отношению к судьбе западной части Римской Империи историки  делятся, если можно так выразиться, на приверженцев катастрофизма и приверженцев непрерывности.  Первые, как вы уже догадались, считали, что в период с 450г. по 550г. Империя претерпела геополитическую катастрофу и погрузилась в более примитивную, милитаризованную, невежественную, сельскую фазу.
  Исчезли многие древние тексты, вещи, которые римляне знали и утратили.
  Эсхил написал что-то порядка 60 пьес, а у нас осталось лишь три.  Тотальное падение грамотности, за очень небольшим исключением христианского духовенства.
Мы видим более примитивную архитектуру, не предполагающую акведуки,колизей, бани, театры. Изоляция общества без городских центров. Сокращающееся население, рассеянное по окраинам и в большинстве своём занятое исключительно выживанием. Торговля сильно сокращается.
  Сторонники непрерывности, основываясь частично на археологии и частично на симпатии к христианству, не отрицали  драматизм политических изменений, но считали их поверхностным явлением.   Они не считали распространение христианства и увеличение количества церквей и святых признаком  примитивности; и они ссылались на продолжение существования торговли и роль епископов, заменивших римских правителей.
Римский политический строй, возможно, рухнул с точки зрения кадрового обеспечения  его мирянами и военными людьми, но епископы были теперь правителями города. Епископы теперь занимались продовольственным обеспечением, собирали население против варваров, поддерживали образование. Варварские вожди также пытались с некоторым успехом сохранить Римский политический строй, при котором было удобно собирать налоги.
   Короче говоря, сторонники непрерывности считают, что в шестом и седьмом веках западная Римская Империя вовсе не деградировала, а оставалась примерно на том же уровне что и Римская Империя  4 и 5 веков.
 Лично я более склоняюсь к точке зрения умеренных катастрофистов. Я считаю, что произошли радикальные изменения, можно сказать, катаклизм, который люди того времени не сразу осознали, и скорее всего потому, что коллапс произошёл не единовременно в 476 г., это был процесс.
 Крис Уикхем, ведущий англоязычный историк, который написал книгу "Наследие Рима", колеблется между двумя точками зрения.
   Варвары является греческим обозначением  слаборазвитых в культурном и экономическом отношениях пришлых кочевых племён. Их речь, непривычная для греков, резала им слух, напоминая какое-то невнятное бормотание вроде брбрбр, поэтому их и назвали варвары.
   Народы, ведущие оседлый образ жизни, не очень то жаловали кочевников, и не спроста. Кочевники не растили пшеницу, не взращивали виноград, не давили масло, не производили оружие и предметы роскоши, но всегда проявляли необузданное желание всё это получить.  Римляне, например, считали варваров врагами, а варварам до римлян не было никакого дела, их интересовали только римские ценности, богатства  и роскошные дома, чтобы в них жить.
   И вообще картина завоевания варварами Рима сильно отличается от завоевания, например,  татаро-монголами Древней Руси.   Варвары не  являлись столь грозной и устрашающей силой как монголы.  Римляне испокон веков знали варваров, потому что последние всегда курсировали у границ Римской Империи. Многие из варваров даже приняли христианство, хотя и в арианской версии. 
 И конечно, другое дело когда с Востока на Русь нахлынула огромная орда татаро-монголов, отлично подготовленная, вооружённая, в правильном боевом порядке. И здесь речь шла не только о захвате ценностей, но и о жестокой расправе над теми, кто (какая бестактность!) осмеливался защищаться. Так в одном из русских городов после его взятия хан положил стены города на раненых русских и со своей армией пировал, сидя на них, и пил кумыс, наслаждаясь стонами умирающих.      
   Римская Империя была  довольна агрессивной, хотя, как и всякой империи, ей нравилось считать себя миротворческой.  С одной стороны, армия Рима пересекала границу по Дунаю и Рейну для того чтобы наказать племена германцев за вторжения, а с другой - римляне привыкли с высокомерным пренебрежением смотреть на примитивные народы, наполняющие бесконечные леса.   
 Приверженцы непрерывности утверждали, и в некотором смысле справедливо, что изменения не представляли собой просто завоевание цивилизованного государства примитивной ордой, как это было в случае завоевания Китая Монголами в 13 веке, а являлись переходом античного мира в средневековье.
Городская культура стала более сельской. Латинская культура смешалась с германской. Язычество сменилось христианством.
  Самой драматической переменой стало то что народ, обитавший вне пределов  Римской Империи, теперь наводнил её, и самым простым ответом на вопрос о причине падения Империи кажется  завоевание её германскими племенами.
 При этом нельзя забывать, что эти  племена,  не все нагрянули в Империю как кровожадные всё разрушающие на своём пути варвары, а огромное их количество оказалось в Империи в качестве рекрутов, военных союзников или как беженцы.  Относительно последних, вы напрасно удивляетесь - ибо я заметил на ваших лицах промелькнувшую тень недоумения - попробуйте представить себе племенного жителя лесов, оказавшегося в римской парной бане, колизее, театре, рынке. А теперь представьте, что этот варвар окажется снова в лесу в сырой землянке среди  своих грязных и дурно пахнувших собратьев и как вы думаете, что он им расскажет и как они отреагируют.  Разумеется, тот  из них кто не абсолютный идиот, захочет обязательно побывать там и если повезёт так и остаться там жить.  Следует понять главное: варвары, несмотря на своё грозное наименование, менее всего желали уничтожить Римское государство, культуру, достижения экономики и быт, что они действительно и очень страстно желали, так это получить всё это для собственного употребления, то есть поиметь и наслаждаться всем этим самим.
  Их нельзя представлять какими то радикальными новаторами, несущими некий новый порядок - стремлением к лучшей, комфортной, сытой и успешной  жизни руководствовалась вся эта примитивная орда, нахлынувшая в Империю и, помимо своей воли, захлестнувшая и разрушившая систему управления, вызвавшая децентрализацию, сокращение численности исконного населения,  аграризацию, падение грамотности, культуры.  Что же тут удивительного? Если мы в молоко нальём воды из под крана, то что мы получим? Разбавленное молоко, то есть молоко очень низкого качества и спорить о нём можно до бесконечности: кто то попробует и скажет "Дрянь", а кто то понюхает и скажет "Пахнет вроде молоком."
   Вообще развал Римского государства начался с необратимых изменений, произошедших в Римской армии задолго до этого.
  В четвёртом веке Диоклетиан  направляет свои усилия на милитаризацию Империи и для того чтобы удвоить контингент армии  изменяет систему налогообложения.  Всё это, как вы понимаете, требует огромных дополнительных людских ресурсов. Или вы думаете, что со всех сторон Империи осчастливленные удвоенным налогом граждане ринутся со всех ног отдавать свои денежки в казну?  Нет. Нужен жёсткий фискальный аппарат.   
А армии требуются рекруты.  Много рекрутов. Очень много рекрутов.
 Армейская жизнь, особенно во времена Римской Империи, скажу я вам, была не сахар.  Это вам не сесть в самолёт и рассекать со свистом воздух где нибудь над Хиросимой и Нагасаки, нажать на кнопку, а затем вернуться назад, доложить о выполнении, принять душ и сесть за стол обедать. Или выписывать пируэты над Ираком и Ливией, превращая всех находящихся внизу в прах.  Это вам не на танках гарцевать в Чехословакии, нет Римская армия это тяжёлые доспехи, накаляющиеся добела под палящим солнцем, это скудный паёк пищи и воды, это изнуряющие длинные пешие переходы, после которых вы будете не душ принимать, а спешно строить укрепления(вспомните про внешнее укрепление под Алезией), иногда вам придётся оставаться без еды и без сна.
  И теперь вы должны понять, почему Римское правительство вынуждено было пополнять армию варварами. Да потому что римских граждан туда было не загнать палкой. А когда в армии появились варвары, так для римского гражданина,  кроме всех тягот армейской жизни, появилась ещё одна мотивация избегать  службы в армии: "Я что же буду в одном строю плечом к плечу стоять с дремучим варваром? Да не в жизнь!"
  Ну а что касается варваров, так им всё равно, гнить ли в землянках в лесу или нести бремя службы в Римской армии, и к тому же появляется шанс со временем приобрести гражданство, хотя бы их детям.
 Теперь множество варваров, соплеменники которых воюют с Империей, проходят строй,  осваивают на практике тактику и стратегию боевых действий, изучают систему командования, коммуникаций.
Вам это не о чём не говорит? Нет?   
Очень часто, империи действительно привлекают на службу не своих  граждан.
 И люди, которые становятся лучшими воинами, могут превратиться в будущем в наиболее опасных врагов.   Неприятно приводить это сравнение, но афганских моджахедов подготовило наше американское правительство, потому что в свое время они были против оккупации Афганистана Советским Союзом.
 А в последствии эти моджахеды всем задали жару, забыв напрочь, кто им помог укрепиться. Джина легко выпустить из бутылки, но загнать его обратно не получится.
В 370 г. происходит на первый взгляд весьма странное событие.  Вестготы просят чтобы их зачислили в контингент Римской армии. Вестготы в составе Римской армии получают название конфедераты.
 Каковы же были мотивы. Вестготы не являлись по сути кочевым народом.
 Они не жили в юртах и не кочевали по Центральной Азии.  В основном они располагались в деревнях.   У них по преимуществу был скот, дающий молоко,  а не стада овец, как у кочевников. Они были оседлым народом, но в 378 г. по неизвестным причинам они пришли в движение.   Может, давление враждебного народа, потревожило их, или слабость Империи внушило им мысль о преемстве  эстафеты Римского величия?  Может быть, голод послужил причиной? Так или
иначе вестготы стали реально угрожать Империи.  Император Валент во главе с армией выступил против них и, ко всеобщему удивлению, был разбит в сражении под Адрианополем.   
   Поражение Валента, его гибель, произведшие тягостное впечатление на Римское население,тем не менее, не повлекли за собой подчинение этой области варварам - Восток. Румыния, или Балканы станут частью Восточной империи.   Как Адрианополь, так и Константинополь выдержат попытки вестготов  взять их.
 В 382 вестготы были официально признаны, и им было разрешено селиться на Балканах как федератам.  И надо признать, они сослужили неплохую службу Империи в 380х и 390х годах.   Но опять же это означало ускорение процесса варваризации армии, потому что многие варвары уже  занимали в армии командные должности, даже были генералами.
Эти варварские генералы носили звание магистра militum - глава воинов.
 Эти магистры были могущественными, харизматическими лидерами  германских или других племенных групп, которые затем правили от имени или за троном императора. Они не могли сами стать императорами, по крайней мере в эти годы, было невозможно представить себе варвара на троне. Но они обладали бОльшим могуществом, чем император.
     Двое таких генералов, военных лидеров, магистров, Стилих (из вандалов) и Аларих (вестгот). Аларих жаждал территорий, продуктов и сокровищ из Рима. Вестготы двигались с Балкан в Грецию и в конечном итоге в Италию.
Стилих присматривал за Аларихом, стараясь держать его в узде от имени западного императора,  и вёл с ним переговоры.   Императоры перебрались из Милана на севере в Равенну, немного на восток. Равенна была прикрыта со всех сторон болотами и  являлась неприступной для варварской армии.
 Это была последняя столица Западной Римской империи.  Немного романтичное и таинственное, но странное место.
   В конце концов Стилих будет казнён императором западной Римской Империи, а Аларих вторгнется и разграбит Рим в 410 г.  Именно вестготы учинили разграбление Рима, которое сильно потрясло Августина и его современников.
    Где же, можно спросить, была Римская армия? Аларих бродил по Балканам и в Италии в течение двух десятилетий, прежде чем ему пришла в голову идея разграбить Рим.    Армия, которая высасывала столько ресурсов из Римской империи,  как то странно отсутствует в истории пятого века. 
Это не Восточный фронт в Великой Отечественной войне.   Мы видим крах Римской Империи,  которая вложила огромные средства на содержание своей армии. Её армия, кажется, призраком отца Гамлета, покинувшим Данию и витавшим над Римом, и это поддерживает, в некоторой степени представление о том, что Римская империя рухнула под бременем собственных внутренних противоречий, так как мы не видим особенно кровопролитных сражений с внешними варварами. 
   Можно предположить ещё, что армия Рима просто растворилась и стала неразличимой от переполнения её варварами, и это выглядит ещё более ужасным, потому что  в таком случае Рим остался без собственной армии.
  Гунны являлись самыми настоящими варварами. Они были кочевниками.
Рим интересовал их исключительно с точки зрения грабежа, и им было плевать на экономику Рима, они даже не знали, что такое экономика. Возможно, именно они вспугнули с насиженных мест германские племена, расположенные между Римом и гуннами.
   В 450 г. племена гуннов объединились под предводительством Атиллы.
 И Аттила, конечно,  сначала угрожал Восточной Империи, но Восточный император победил гуннов, и  гунны решили, что Константинополь был им не по зубам.  Восточная империя в целом, доступ к которой был более или менее под контролем Константинополя, была слишком хорошо защищена.
Тогда они обратили свои взоры на запад, который  казался не столь богатым, но зато куда более доступным.
Они появляются в Галлии в 450 г. Они были разбиты армией вестготов в союзе с римлянами. Затем они пошли в Италию. Они вошли в сердце Империи, разграбили города на северо-востоке Италии, а про римскую армию ничего не слышно. Император скрывается в Равенне, выжидая окончания этого вторжения.
   Единственным, кто пожелал урегулировать опасную ситуацию и попробовать воздействовать на Атиллу, был епископ Рима папа Лев Первый.  Вместе с двумя римскими сенаторами в 453 г. он отправляется в северную Италию увещевать Атиллу прекратить грабить Италию.
  Вряд ли можно оценить, насколько это было успешным, но точно можно утверждать, что это не было провальным мероприятием, потому что Атилла умер в скорости предположительно от кровоизлияния в мозг. Со смертью этого харизматичного лидера союз гуннов распался и не представлял собой большой военной угрозы. 
Существенным и значимым является то, что папа  берёт на себя исполнение римских императорских обязанностей. И это будет служить образцом, не только в утверждении папской власти, но и в том, каким образом Церковь начинает брать на себя многие из функций, исполнять которые не способной оказалась императорская власть.
       После этого варварские генералы фактически берут управление в свои руки. Гунны разбиты. Империя пополняется новыми этническими группами. Вандалы  к 430 г. захватили Северную Африку, отрезая Рим от житницы зерна. Вандалы знакомы с навигацией и используют флот и потому, разумеется, представляют большую опасность для Рима.
   К 470 г. вестготы контролировали южную Галлию, территорию нынешней Франции, свевы - Испании, вандалы - Северной Африки, остготы - территорию нынешней Венгрии, англы и саксы - Британии.  И в качестве вишенки на торте- Одоакр свергает юного императора в Италии в 476г.  Печальная картинка в сравнении с прежним величием Рима, не так ли?
 В 493 г. восточный император в Константинополе убедил остготов выйти из Венгрии, перестать угрожать Восточной империи и вытеснить Одоакра из Италии.  Еще раз Восточная империя сумела отклонить агрессию варваров на запад, показав им, что Восточная Империя для них слишком сильна.
 Таким образом, в 493г. Одоакр был свергнут остготами, во главе которых стоял Tеодорих.
   Как все эти варвары взаимодействуют с остатками западной Римской элиты?
Отношения римской элиты и варваров конца пятого века можно охарактеризовать как  приспособление, компромисс и переговоры , римской элиты с новыми правителями.  Так например, член очень богатой римской семьи, епископ и крупный землевладелец на юге Франции Сидоний Аполлинарий вёл  длительные переговоры с царём вестготов Эриком, о чём свидетельствуют дошедшие до нас письма Сидония. Он описывает вестготов как дикий, упрямый, безграмотный, но не слишком агрессивный народ. Они являлись не самым ужасающим народом.
    Итак, Римская элита придерживалась политики приспособления и импровизации.
В этой связи считаю уместным упомянуть  святого Северина из Норика (нынешняя Австрия), который по поводу конца Римской Империи писал:
"В то время, когда Римская империя была в расцвете, солдаты во многих городах  поддерживались за счет государственных средств, чтобы охранять границу. Когда этот механизм перестал работать, воинских формирований были распущены, и граница исчезла. Гарнизон Пассау, который по-прежнему является городом в современной Баварии, однако, ещё протянул некоторое время. Некоторые из мужчин ушли в Италию, чтобы принести для своих товарищей их последний платеж. "
Однако эти солдаты вместо оплаты получили удары варварскими мечами в сердце и сброшены в воду.  "Однажды, когда святой Северин читал в своём подвале, он внезапно закрыл книгу и принялся вздыхать. Он сказал, что река  сделалась красной от крови убитых.   В этот же вечер пришли известия о том, что множество тел воинов было прибито волнами к берегу."
Интересно, что он не  остался в своём подвале  молиться. Он начинает организовывать общество. Он активен, совершает некоторые чудеса для помощи бедным. Он имеет дело с местным варварским царём Аламанни и увещевает его.
   Он помогает уговорить Одоакра прекратить агрессию.  Подобно папе Льву, этот святой, который живёт в отделённом от мирского состоянии, тем не менее возлагает на себя бремя заботы о населении, покинутом их гражданским правительством.   
  Вандалы контролируют Северную Африку, а вместе с тем и поставки пшеницы в Римскую Империю.  С 200 г. д.н.э. сельское хозяйство Рима не производит достаточно пшеницы, чтобы прокормить город, и в течение 600 лет  Рим импортирует пшеницу из Южной  Италии, Сицилии, Северной Африки.
 Когда вандалы отрезали  Империю от житницы, городскому населению стало не хватать хлеба.  не приходится удивляться, что в городах уменьшается население, которое становится более сельским.   
    Коллинс немного наивен, говоря о только политическом упадке.
 Без правительственной и военной структуры  торговля не может процветать, а без торговли, крупным городам не выжить. Без сомнения политический упадок влечёт за собой уменьшение населения, упадок экономики и культуры.
  Посмотрим на данные о количестве населения, основанные на таких вещах, как цифры поставок свинины, поскольку перепись в Риме не велась.
 Мы не знаем точно, сколько людей жило там в то время.
  Но историки и археологи учитывали продовольственное снабжение,  общественные благотворительные платежи,  данные о подаче воды для акведуков, и данные о покинутых домах и строительных участках.
 Основываясь на этих цифрах, можно предположить, что население города Рима в 5 г. до н.э. составляло 800 000.   В начале четвёртого века оно сократилось до 600 000, а после разграбления Рима в 419 г.  - до 400 000.  Всё это, конечно, очень приблизительно, но показывает динамику падения.    
 После прекращения поставок зерна в Рим из Северной Африки к 590 г.в Риме насчитывалось примерно 150 000 жителей.  Это было следствием не только действий вандалов, но и войны развязанной Византийским императором Юстинианом.
   В 800 г., на Рождество, Карл Великий был коронован папой в соборе святого Петра в Риме, как римский император, акт, последствия которого нам предстоит изучать. В тот день население Рима  насчитывало максимум 30 000 человек.
 Причём основная масса их жила в Колизее, они строили дома, используя стены Колизея как форт.  Вы смотрели фильм "Планета обезьян"?   Вот что-то в этом роде.
   Довольно любопытным представляется факт, что  многие жители не считали  всё происходящее упадком. Например, во вновь построенных церквях  пол был устлан мозаикой  с лозунгами, прославляющими величие Рима. 
Вообще говоря, люди часто не понимают реального социального, экономического и политического положения своего государства по причине обычно практикующейся массированной пропаганды, которая имеет тенденцию тем более усиливаться и изощряться, чем хуже, напряжённее и тяжелее делается ситуация в политике, экономике и социальной сфере.
  Например, философ в Нотр-Дам по имени Алистер Макинтайр считает, что мы живём в средневековье, и мы просто не знаем или отказываются признать это, но историки через несколько столетий причислят наше время к средневековью.
 Что касается Римской цивилизации, то нельзя сказать, что ей пришёл абсолютный конец, но её определённый формат, безусловно, закончился.
Но у этого погибшего общества осталось четыре наследника:
1) Византийская Империя, то есть Восточная Римская Империя.  Хотя государственным языком в ней был греческий, она называла себя Римской Империей( в которой, как вы знаете, господствовала латынь).
2) Варварские цари. Они пытаются поддержать остатки Римской материальной и духовной культуры.
3) Ислам, который возникает в седьмом веке.
4) Христианская Церковь. Она сохраняет латынь и образование, поддерживает города и остатки Римской цивилизации.
   На следующей лекции мы поговорим с вами о варварах.

[end of transcript]