Почему не следует читать Процесс Франца Кафки

Юрий Язовских
Макс Брод. "Процесс"

"Процесс" — не просто незаконченный роман, как, к примеру, "Похождения бравого солдата Швейка", который Я.Гашек не смог завершить из-за своей несвоевременной кончины. Франц Кафка написал разрозненные главы будущего романа "Процесс" в течение пяти месяцев в 1914-1915 гг. и после этого до своей смерти в 1924 году к этим наброскам романа не возвращался. На простом немецком языке Кафка попросил своего друга и издателя Макса Брода уничтожить все им написанное, но неопубликованное. Брод плюнул на просьбу Франца и собрал из разрозненных незаконченных и неотредактированных фрагментов по сути собственный роман "Процесс" (опубликован в 1925 году). Причем, включил в него даже те страницы рукописи Кафки, которые были перечеркнуты им самим.  Естественно, что ничего хорошего из этого не вышло — как их не компилируй, отдельные главы таковыми и остались. Никакого цельного, но неоконченного романа "Процесс" не существует в природе. 

Сюжет скомпилированного Бродом сборника "Процесс" примерно таков: в отношении гражданина К. возбужден непонятно кем с непонятно какой целью абсолютно непонятный судебный процесс. Совершенно дикий с правовой точки зрения. Начинается все с ареста этого самого К.:  к нему на квартиру врываются утром несколько человек, объявляют ему, что он арестован, а затем говорят, чтобы он шел на работу, а сами уходят.... Остальные события в том же духе — кругом сплошной абсурд. Заканчивается процесс абсурдом в квадрате: гражданина К. уводят два каких-то мясника и убивают... Единственное разумное объяснение всему происходящему: кто-то бредит. Скорее всего, сам гражданин К.

Я полагаю, что Кафка не просто так прекратил работу над произведением. Задумка, действительно, была весьма оригинальная, но конструирование некоего параллельного мира должно было иметь какой-то смысл и в любом случае соотносится с существующей реальностью. И по всей видимости, автору не удалось внятно объяснить даже себе самому:  для чего этот фантастический мир, весьма похожий на наш, но все-таки абсолютно абсурдный? Почему все эти персонажи живут рядом с нами, но по каким-то причинам творят свои дела в этом параллельном мире? Почему государство никак на этот мир не реагирует?   "Почему" возникает по ходу действия очень много, но у Кафки нет ответа на эти вопросы.  Возможно, что именно по этой причине он считал роман "в художественном смысле неудавшимся". Творческий процесс у него базировался исключительно на вдохновении: когда его "несло" — он строчил, не переставая (писал он в свободное от основной работы время — чаще всего по ночам). В данном случае толчком послужило начало Первой мировой войны. Писал-писал, а потом задумался: а что же это у меня получается? Ответа Кафка не нашел — тем более не сможет его найти и читатель сего произведения.

Кафка бросил роман на полдороге. На этом собственно художественная часть истории кончается и начинается пиар-история. "Процесс" — это не литературное произведение — это пиар-феномен. Поначалу все держалось на пиарщике Максе Броде, который стал раскручивать "гениального писателя" Франца Кафку, которого знать никто не знал, а затем в дело вступила сама История. Я думаю, что посмертная слава и этого, и других "романов" Кафки, которые собрал Макс Брод ("я его слепила из того, что было") вызвана исключительно теми событиями, который потрясли мир в 30-40-е. Нацизм и сталинизм дали нам столько примеров откровенного абсурда, в том числе и судебного (этого не может быть — потому что не может быть никогда!), что странные видения Кафки, в  которых он и сам не мог разобраться, вдруг приобрели пророческий характер. Хотя, если вдуматься, то схожего между теми же сталинскими судебными процессами и "процессом" Кафки немного. У Франца происходит непонятно что, а в сталинском СССР все было предельно просто и очевидно: уголовники у власти старались замаскировать свои преступления под судебные процессы, чтобы придать им видимость законности. Зачем? Чтобы идиоты ни о чем не догадались! И у сталинских отморозков это получилось. Но Кафка-то тут при чем?
 
Любой пишущий человек знает: пока он сам не поставил точку и не решил, что статья (эссе, новелла, повесть, роман) в общем, и целом завершены — никакого литературного произведения не существует в принципе. Если кто-то берет твои наброски, заметки и почеркушки, а  потом компилирует что-то свое — это уже чужое произведение. И неважно — чья фамилия будет на этой книге.  Никакого романа "Процесс" Франца Кафки не существует - есть лишь поделка Макса Брода.