Дудук -Уста твои

Мирика Родионова
Дыханием  тонким духа твоего
Балладой прошлого, легендой сивой.
Рождением ложится естество-
Дудука звук, творящий образ дивный.
Несутся вихрем мысли поначалу,
Цунами поднимается из недр твоих.
Противоречия земным страданьем,
Запреты ставят к очищению души.
Но нет препятствий для дудука силы,
Проникновенностью семи волшебных нот,
Он побеждает силой духа, милый,
Твой дух настраивая и даря зарод.
Думаю, что каждый хоть раз в жизни слышал звучание дудука.
Этот невероятно глубокий, тянущий из души пласты воспоминаний, буквально, рвущий душу и одновременно успокаивающий ее, звук трудно перепутать с другим.
Почему у Дудука такое особенное звучание?
Достаточно задать вопрос в Гугл и тебе предоставят ответы об истории, строении, материале из которого…
Но не расскажут главного – почему Дудук имеет доступ к душе каждого человека?
Тогда читай и думай, как я всегда прошу у своего читателя.
Наверное, ты еще не знаешь, что у каждого энергетического центра человека есть свой музыкальный инструмент(как и нота, цвет, день недели…)
Дудук, как ДУХовой инструмент из дерева,  относится к чакре Вишудха, или, как называют в нашем народе – Уста.
Чем же примечательна эта чакра?
Русское название говорит само за себя.
Приведу некоторые свойства чакры и качества, которые перекрывают доступ к нормальной работе этого энергетического центра.
«Божественные качества - способность осознавать себя частью целого,  коллективность, способность быть непривязанным и не вовлечённым в драму происходящего свидетелем,
Чистые братско – сестринские отношения, сладость речи, голоса, мыслей, поведения.
Божественная дипломатия, видение,  понимание и способность поддерживать божественную игру.
 
Божественные благословения – наслаждение радостью духа, уважение себя и  других, а также перечисленные выше качества.
Проекция на ладони - указательный палец.

Причины блокировок – Чувство зависти,  чувство вины,  ревность,  отсутствие способности осознавать себя частью целого, привязанности и чрезмерная вовлеченность в те или иные события, явления, нечистые отношения к лицам противоположного пола,  грубая речь, сквернословие, сарказм,  нечистые привычки в общении,  стремление доминировать посредством речи.

Вищудха на физическом уровне следит за шейным сплетением. (То есть, забегая вперед, хочется  акцентировать ваше внимание на очень распространенной   проблеме шейного отдела позвоночного столба. Когда чакра грязная, то возникают зажимы в районе седьмого позвонка. Это отражается на мозговом кровообращении. Думаю, что продолжать не нужно. То есть, достаточно вычистить чакру,  и поддерживать ее чистоту, чтобы иметь  нормальное зрение до старости, ясный ум и здоровые сосуды головного мозга, и, конечно, нормализовать артериальное  давление  и память).

Как поддерживать чакру чистой.

Чаще смотрите на зеленую траву, на землю, на небо. Испытывайте радость, благодарность, счастье.   
Дальше – спроси, есть специальные упражнения, которые очень просты но эффективны.
Это отрывок из моей статьи, что выложена на другом сайте. http://www.proza.ru/2013/09/08/1177
Что же происходит с нами, когда звучит дудук,  и мы пытаемся расслабиться под эту музыку.
Звук чарует нас. Глубина и неординарность тембра поражают, связывают наше сознание  и уводят в особенный мир нашего внутреннего, который часто скрыт самим человеком от него же самого – слишком много там того, что вызывает боль.
Не бойся заплакать, когда звучит дудук. Именно так и чиститься чакра, через слезы, через осознание многого, что произойдет даже после того, как кончится музыка.
Те девять игровых  отверстий, из которых льется прекрасное звучание, вызовут необходимую вибрацию, что всколыхнет пласты лежалого, застойного мусора в твоей душе…
Заставит подумать и вспомнить и. наконец, избавиться от груза, что мешает тебе испытывать Божественные качества, которые даны тебе от рождения.
 Обрати внимание, что БЛОКИРУЕТ работу чакры Уста?

Первое – чувство вины.
Кто абсолютно свободен от этого чувства.? Только демоны, живущие среди нас. А ты сам? Часто ли чувствуешь себя виноватым?
Думаю да. По разным поводам. Часто, еще из детства тянутся и  преследуют  переживания.
Дудук немного снимет тяжесть, хотя нужно еще поработать над этим. Все снимается, спроси…
Чувство зависти.
Нет белой и черной зависти. Это одно и то же. Только зависит от личных качеств человека.
Добрый –«белая», злой – «черная», так и делят. Но зависть – это плохо. Уже само это чувство перекроет доступ к хорошему (такому же) в твою жизнь. Поэтому – слушай дудук, и спроси, что еще сделать для избавления от той мерзости, то селит в душе зависть.

Ревность.
Ревнует – любит. Этот идиотизм прочно засел  у многих в голове. Еще по наследству переданный нам генами и кровью, что была так искусно испорчена врагом Рода человеческого.
Ничего общего Ревность не имеет с Любовью.
Вот с привязанностью – да, имеет. Если есть привязанность к человеку. идущая от чувства собственничества – то конечно. И «дух захватит» как говорится, заДУХнется от уДУШья…
Замечаешь, везде ДУХ…
Потому что ревность – проблема покореженного неправильными настройками. раЗстроенного ДУХа твоего. Займись этим, спроси…
Твой ДУХ – это инсрумент, которым нужно учиться владеть…Мало, кто умеет, а уж виртуозов в миру не найдешь…
А ведь человек – это, прежде всего, духовное существо. И церковь - НИКАКОГО отношения к твоему духу не имеет. Ты сам имеешь к нему отношение.Но очень далекое, ибо ничего не знаешь об этом пока, но – спроси, кто же мешает.
Зачем же ходить мазохистом и чего-то ждать? Может, пора уже жить нормальной жизнью и получать, хотя бы, те оставленные нам радости в виде пяти чувств… уж  их не потерять.
 А ведь раньше было 33 центра удовольствия у людей…теперь пять и те в загоне. Задумайся.
Дальше там про вовлеченность…
Это очень сегодня популярная тема…Те, кто вовлеклись (позволили себе это по незнанию) в сегодняшние события. Очень хорошо почувствовали ухудшение здоровья.
 Все диагнозы перечислю тут – летят зубы, скачет давление, ларингиты, воспаления среднего уха и иже с ним,  риниты, гаймориты, ангины, даже до воспаления легких доходило, да и туберкулез разбушевался снова…

Не говоря уже о таком простом, что считают обычным и закономерным, возрастным, как – ухудшение памяти, зрения,..Очередной бред, который вселен в сознание. Избавляйтесь, если мешает. Эти качества – до самой старости могут быть в идеальной форме, да и старость наступает гораздо позже.

Конечно, Дудук от этого всего не вылечит. Тут надо серьезно  отнестись и потихоньку начать заниматься освобождением,  и , конечно, не таблетками, а промыванием мозгов, приводящему к пониманию своих поступков и мыслеформ.
А дудук,  хотя бы заставит задуматься о том, что ты делаешь с собой, снимет пелену с глаз  и позволит подумать о том. чтобы спросить, как..?
Теперь о количестве игровых отверстий дудука.

Их - 9. Так правильно. На внешней стороне -8 и одно снизу – для большого пальца.
Если – семь, как бывает у современных, то уже напартачили, обеднили.
 Есть сакральный смысл числа 9. Это высшие сферы. Как и люди есть тройки, семерки и девятки (не нумерологическое понимание).
 Так вот, девять игровых отверстий – как код доступа с недоступным в обычном режиме работы вашей памяти информационному полю Земли…К Высшему Разуму.
Это так.
Дальше две статьи про Дудук с разных сайтов. Там история создания, из какого дерева делают, музыкальные термины. Это все – общее. Основную свою мысль я выразила. Благодарю за прочтение!
Спроси!
Любопытный факт. Американцы когда-то пытались воспроизвести звучание дудука  с помощью технических средств. Ничего не вышло.
http://mp3ostrov.com/?st - Мелодии Гаспаряна.

Основные сведения
Дудук (циранапох) — духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами.
Традиционное название армянского дудука — циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева».
Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада.
Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.
Обычно армянские дудукисты во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви.
При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.
Уникальное звучание дудука
Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.
Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.
На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.
Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным — изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение.
Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».
Устройство
Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 или 8 игровых отверстий и одно-два для большого пальца — на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехег», обычно равна 9-14 см.

 
Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.
В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.
Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. В настоящее время дудук делается исключительно из дерева. А армянский дудук — из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать.
Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос.
Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука — достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание.
Происхождение, история дудука
Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет.
Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.
Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях.
Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению.
Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.
Дудук в наше время
Сегодня мы можем услышать дудук во множестве кинофильмов. Он стал одним из популярнейших инструментов и для исполнения музыки к голливудским саундтрекам.
Первым фильмом с мировым именем, в котором прозвучал дудук, стал «Последнее искушение Христа». Затем последовали другие фильмы и телесериалы. Наиболее известные из них: «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Халк», «Зена — королева воинов», «Русский дом», «Ворон», «Онегин».
Дудук в исполнении Дживана Гаспаряна можно услышать более чем в трёх десятках фильмов. Гаспарян выступил соавтором немецкого кинокомпозитора Ханса Циммера в написании музыки к «Гладиатору». В 2001 году саундтрек к фильму, в исполнении которого участвовал Гаспарян, выиграл Золотой глобус в номинации «лучшая музыка».
В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов.
В 2005 году армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Армения богата народными музыкальными инструментами. Их история насчитывает много столетий и тысячелетий. Одним из самых древних инструментов является дудук, который был изобретен армянами ещё во времена существования государства Урарту. Среди народных музыкальных инструментов Армении можно выделить группы духовых, струнных и ударных инструментов.
 
Дудук (арм. ;;;;;;;) — национальный армянский язычковый духовой музыкальный инструмент. Дудук имеет традиционное название "циранапо;х" (арм. ;;;;;;;;;), что дословно может быть переведено как "абрикосовая труба" (название "дудук" используется для обозначения инструмента не более одного века).
Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 игровых отверстий и одно, для большого пальца — на обратной стороне. Двойной язычок, известный как "ехе;г" (арм. ;;;;), обычно составляет 9—14 см в длину. Звук контролируется по средствам регулирования давления губ на язычок инструмента и закрывания / открывания игровых отверстий. В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного музыкального инструмента. Несморя на то, что дудук — диатонический инструмент, хроматческие ноты могут достигаться при помощи частичного закрывания игровых отверстий. Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый "дам", который исполняет непрерывный, имеющий определенную высоту, тонический фон, служащий постоянным контрапунктом мелодии. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках и одновременно, потоком воздуха из ротовой полости осуществляет давление на язычок дудука.
Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Его история насчитывает порядка 2000-3000 лет. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. Первые же сведения о существовании дудука, которые могут считаться абсолютно достоверными (упомянутые в летописях различных авторов), относятся ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95—55 гг. до н.э.). Дудук также изображался во множестве средневековых армянских рукописей.

Вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т.д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т.д., дудук распространялся на этих территориях. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.

Варианты армянского дудука, в различной степени близкие ему по конструкции и звучанию, имеются у ряда народов в таких странах и регионах как Грузия (дудуки); Россия, Украина и Белоруссия (дудука или дудка); Сербия (дудук); Болгария (дадук); Иран, некоторые районы Средней Азии, Дагестан, Азербайджан (балабан); Турция (дудук).
Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных, а также из тростника. В наше время дудук делается исключительно из дерева. Армянский дудук — из абрикосового дерева, которое обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т.д.), но такой дудук отличается резко гнусавым звуком, в то время как армянский дудук, который делается из абрикосового дерева, отличается мягким звучанием, больше похожим на голос. Язычок делается из двух кусков тростника. В отличие от других инструментов с двойным язычком, язычок у дудука — достаточно широкий, что придает инструменту его неповторимое печальное звучание.
Дудук обладает теплым, мягким, слегка приглушенным звуком и бархатистым тембром. Он сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные или похоронные церемонии. На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам. Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным, изменялась лишь манера игры. Его диапазон составляет лишь одну октаву, но для игры на этом инструменте требуется немалое умение.
3