Дума-благодаренье пятая. О друзьях-товарищах. 1 Пи

Алексей Яблок
               
                (Иных уж нет, а те далече...)

       Так уж вышло, что мой день рождения 22сентября – день осеннего равноденствия. А еще этот день всегда близок, а иногда и совпадает с еврейским Новым годом – Рош а шуна- или с Судным днём - Йом кипур. Так что случается, что Новый год наступает и у Солнца, и у всех евреев, в их числе и у меня – как бы вдвойне...
             ...Меня будит ранний , а правильней сказать, ночной звонок. Спросонок в испуге хватаю телефонную трубку, откуда раздается жизнерадостный голос старины Мили:
- Рыжий, поздравляю тебя с днём рождения. Знаю, что тебе стукнуло
 прилично, но главное, что не по голове! Ха-ха-ха!
Миля звонит из Австралии. Ему искренне наплевать, что у нас глубокая ночь и он разбудит весь дом. Главное то,что ему захотелось позвонить именно сейчас.
Исчерпав тему дня рождения коротким и энергичным поздравлением , мой дружок в течение ещё получаса будет рассказывать о своих баталиях с компаньонами по бизнесу, с вероломными покупателями, с зарвавшимся соседом... Таков Миля- бретёр, дуэлянт, Вечный революционер.
       Сна как ни бывало. Вставать ещё рано. Лежу, вспоминаю, раздумываю.
Хорошо родиться в многодетной семье: братья и сёстры, семейный клан – надёжная опора в передрягах, сопровождающих движение по жизни на протяжении многих лет, а кому повезёт и многих десятилетий.
У меня мало родственников: в основном двоюродные братья , сёстры , их дети.
Как это сегодня водится, они разбросаны по всему миру: четверо в Израиле, трое в СНГ, две сестрички в Штатах. Увы, сейчас распадаются родные семьи, тем более «двоюродные»....
         Зато у меня друзья. Много друзей. Много верных друзей, хотя  это тавтология: не верные –уже недруги.
Обстоятельства раскидали всех по миру, но коммуникации невидимыми нитями привязывают нас друг к другу и к прошлому.
          Друзья детства. Жизненный круг замкнулся и по счастливому совпадению мы снова рядом, как в пору нашего отрочества и юношества.
          Вспоминаю утреннюю линейку в пионерском лагере в деревне с сочным названием Морковка. Село было знаменито своими ключами с минеральной водой. Воду можно было пить сутками. Бесплатно. Но почему-то хотелось есть, а минералка голод не утоляла...
          Утренняя линейка построена. Правофланговым стоит мой дружок Лёнька – цыган. Он не выше меня ростом, есть ребята и повыше нас, но даже если бы Лёнька был самым малорослым, он тоже стоял бы крайним справа – такой уж характер.
Второй в строю я: эту черту быть вторым сохраняю в течение всей жизни. Ещё один мой закадычный дружочек Ким где-то в середине строя- если бы нас выстроили по ширине груди или по длине носа, он был бы первым. Увы, построение совершалось по другому признаку.
           Дальше в строю местный Чайльд Гарольд стройный красавец Фимка. Родившийся в нормальной еврейской семье , Фимка тем не менее был похож на потомственного аристократа, блестящего гусара пушкинских времён.
Любитель покрасоваться ( о таких говорят «на миру и смерть красна»),маменькин сынок, за которым постоянно ходили матушка и бобылиха-тётка, две старшие сестры и домработница, он единственный из всего посёлка сделал стремительную  ( для еврея!) военную карьеру, уже в сорок лет будучи полковником, заведующим кафедрой высшего военного училища.
Последний раз я виделся с Юшкой ( школьное прозвище ), блестящим, по юношески стройным красавцем- военным в феврале 1991года
Спустя полгода у Фимки случился микроинфаркт, который он уверенно перенёс.   В день выписки полковник решил подняться на четвёртый этаж госпиталя для последних процедур не в лифте, а пешком Подняться-то поднялся, но при этом умер. На руках у медперсонала.
            Вот такая случилась незадача...
            Мирале, моя первая ещё детская любовь. В течение пятидесяти лет мы видимся пунктиром, но сегодня , когда её семья  рядом в Бруклине, я словно обрёл родную сестрёнку, о которой всегда мечтал.
            Мой душевный друг Игорь – спортсмен, романтик и учёный. Живёт он на солнечной, изрядно затуманенной дымком Чернобыля , Украине. Накануне я получил его письмо – поздравление по телефону в Штаты сегодня не по карману доктору химических наук...
             Крайним в этом строю стоит Гриша – самый молодой и самый талантливый из всех нас; у него в превосходной степени развиты все три составные части интеллекта- голова, руки и зад: он умён, прикладист и настойчив. С Гришей плечом к плечу прожиты полстолетия. Красный дипломант советского гуманитарного вуза сегодня столяр – сборщик в Израиле.
          Воспоминания навевают дрёму: уже то ли во сне, то ли наяву пионерская линейка удлиняется – в ряд становятся друзья студенческого и постстуденческого периода жизни.
          Шурик и Мэрочка Гольдштейн. Шурик – камушек, несостоявшийся шахматный чемпион с головой титана и фигурой засушенного Геракла.Он помнит сотню дебютных вариантов и десятки эндшпилей,но в течение сорока лет не может запомнить дату моего рождения. Мэрочка – удивительно добрая и чистая; казалось, готовая обнять и прижать к себе весь мир. Вижу её большие сквозь толстые стёкла очков глаза, глядевшие на всех радостно и чуть удивлённо. Мэрочка «сгорела» в считанные месяцы от смертельной болезни уже под знойным небом  Земли Обетованной.
           Очкарик Пиня, одессит до мозга костей,в последние годы гражданин четвёртого рейха- Германии. В раннем детстве его звали Абрамом, но школьная кличка навсегда заменила это библейское имя.
            Вижу в строю Сеню.Он – ум, честь и совесть всех нас, его родных, близких и друзей. Сеня красив, торжественен и серьёзен. Даже слишком торжественен.
Это, наверное, оттого,что его уже нет с нами. Сеня умер три года назад. Невосполнимая утрата для родных и друзей,тяжёлый удар для всех, кто его знал. Таков Сеня – челюсти не разжимаются сказать «был»...

            Живут в Нью-Джерси Фима (Ефим Исакович),  в Бруклине – Аркадий с Софой, здесь же на Брайтоне Юлик и Инна, с которыми прожито немало, а заодно съеден пуд соли...
           Последний в ряду МБД – мой маленький большой друг, человечек, совершивший для меня так много добра за последние годы, сколько иногда не сделаешь для близкого и за всю жизнь.Счастливая удача – встретить настоящего друга , когда тебе уже хорошо за полсотни. Я сказал, что МДБ последний в строю? Это ещё как посмотреть. Если по- иудейски справа – налево, то он получается первым...

              Мои размышления прерывает телефонный звонок. Лёд тронулся..
.
- Салют, Ким! Спасибо, тронут... Спасибо, тронут... Нет, ты не первый, но единственный. Что? Посвятил мне рассказ? Спасибо, тронут... Как называется? Авреймеле? Но ты мне уже посвящал его дважды... Понятно, классика не стареет. Спасибо,тронут. Что? Я – тронулся? Это ты тронулся, классик...марксизма!
                Хорошо, хорошо, обнимаю тебя и всех , кто рядом... Не сметь
                прикасаться к твоей жене? Ша, это же только по телефону...
                Ву, приезжай на party.
            Следующий звонок будет Лёнькин- время, когда он отъезжает на работу. Заядлый оvertime’щик он и в субботу на посту.Так оно и есть.
                -Нi, Лёня! Спа... Спас... Спаси...
Лёня говорит быстро и решительно, нисколько не интересуясь моим мнением по поводу сказанного.Пытаюсь что-то ответить, вставить хоть одну фразу... Тщетно.
                -Да...Буду... А если... Это уже слишком... А может... Да ну... Сам   импотент!!
Ладненько, жду в гости.

               Хлопотный день набирает обороты.

               -Шалом, камушек! Спасибо. Что случилось? У тебя проблемы? Иначе , почему вдруг ты звонишь во-время? Стареешь... Не сокрушайся, дружище – через год ты снова позвонишь с опозданием на недельку и поймёшь, что молодость вернулась..
.
               -Здравствуй, Мэри. Спасибо за то, что звонишь- понимаю, как тяжело это делать. Впервые за тридцать лет мне не звонит Сеня... Ты говоришь его словами, я слышу его голос и не хочу думать об остальном. Сеня и там радеет за всех нас, а мы здесь уже до конца наших дней не признаем, что его с нами нет...
                Спасибо, родная. Мы все с тобой и в дни рождения и в будни.

               Звонки, звонки...


             -Барух ашем, Гриня! Спасибо. Я попробую продлить это состояние подольше. Смотрю ли я на дам? Ещё с большим вниманием, чем прежде. Хорошо ли сохранилась функция? В общем-то хорошо... Ты меня не понял- это я о зрении.
Да, Гришенька, я тоже скучаю, надо видеться вопреки всему. «Со мною что-то происходит, ко мне мой старый друг не ходит...»
Наши сердца всегда стучали в унисон, а теперь в унисон дают сбои...
              Я тоже верю и жду. Краба, старик.

               -Алло! Это ты, Пинёк? Спасибо, камрад... Я так и сделаю... Если получится...
Ты звонишь из Мюнхена? Как, уже из Одессы? Новый бизнес? С кем, с кем- с неофашистами?! Господи, на кой чёрт они тебе сдались? А-а-а, большой профит... Ну-ну... Организовали совместное предприятие? Артель? Почему вдруг артель?Приятно вспомнить... Как ты говоришь она называется? Одесская артель «Берлинские карамельки» с торговой маркой «Хайм Гиплер»? Боже, куда тебя несёт.. Гитлера ведь звали Адольфом? Ах, это в честь Фимы Гиплера с Мало-Резничной... Но он же всегда был Ефимом Стальским? Понятно, вернул себе свою девичью фамилию- сейчас это престижней...
Ну, ладно, успеха вам в этом бизнесе, азохн вэй...

             Вечереет..Пора позвонить в Сан- Диего Селиме.

          - Алло! Селимка, привет. Сегодня тот самый день, когда ты обычно говоришь обо мне всё , что думаешь. Звоню, чтобы ты не огорчилась, пропустив эту возможность...
Ага, трепач... Местечковый хухем... Неплохо. Шлимазл... Откуда, откуда руки растут? Ах, всё оттуда же... Нет ума – считай калека? Старовато. Что? Когда –нибудь мне посшибают рога? Здесь я с тобой не согласен – если такое произойдёт, пропадут многолетние старания моей жены.
Спасибо, родная. Приблизительно то же ты говоришь последние двадцать лет. Да-да, я не меняюсь и это придаёт мне оптимизма.
          Всё-таки любишь? Спасибо, сестрёнка...

         ...Уже одиннадцать вечера. Перекличка на вечерней линейке в пионерлагере закончилась. Горнист трубит отбой. Ребята разошлись по палаткам. Завтра новый день...
          Дай Вам  Бог, родные мои, прожить этот год и много-много последующих во здравии и добре, ун а шим ыбершлуг ( без всяких потрясений). Амейн...
          До скорой связи на Новый солнечный год, други моя!