Этика. 3. 2. Ценность и смысл жизни

Юрий Шпилькин
 
3.2.1. Ценность жизни.
Жизнь человека- это единственное условие для существования любой другой ценности. В зависимости от понимания ценности жизни формируются отношения между людьми, между человеком и обществом. Сразу необходимо отметить, что религиозные представления о временности земной жизни человека как подготовки к загробной жизни утрачивают ценность и собственно смысл жизни. Поэтому более плодотворным будет поиск смысла жизни в самой жизни, в самом человеке, в сфере различных человеческих отношений. Анализируя различные взгляды на ценность жизни можно сгруппировать их следующим образом. 1. Ценность жизни заключается в жизни для общества, а не в жизни для себя, т.е. степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам развития общества, степенью содействия реализации потребностей общества. 2. Индивидуальная жизнь выступает как ценность инстинктивно, бессознательно, но еще в большей степени выступает как ценность в самосознании, в рефлексии о жизни. Иными словами, жизнь есть ценность и сама по себе, объективно, и в мысли о ней, субъективно. 3. Ценность жизни обусловлена смыслом жизни, т.е. жизнь ценна при наличии в ней смысла. 4. Человек и человечество, а, следовательно, и их жизнь являются высшими ценностями, так как они есть вершина космической эволюции. 5. Время  и взгляд человека на самого себя заставили его ценить жизнь и находить в ней смысл. Через смерть он обнаруживает значение своего существования в его настоящей ценности.
 
 Итак, существуют два аспекта ценности жизни: социальный и индивидуальный. Если индивидуальный аспект ценности жизни предполагает определение значимости ее для оценивающего «Я», то социальный аспект  предполагает определение значимости этого  «я» для общества. Подавление индивидуальности ведет к снижению, если не к полной утрате творческой активности личности. Но и общество, подавляющее индивидуальность, разрушает само себя изнутри, теряет свою стабильность. Таким образом, ценность жизни есть совокупность ценностных ориентаций личности.

3.2.2. Смысл жизни.
По мнению одного из первых исследователей проблемы М.М.Рубинштейна смысл жизни заключается в реализации прогресса, как объективного мира, так и личности, что отражается определенной формой и содержанием идеала, в котором воплощается смысл жизни . Известный русский философ А.Введенский считал, что вопрос о смысле жизни совпадает с вопросом о цели жизни. Спрашивать - в чем состоит смысл жизни, то же самое, что спрашивать - какова ценная цель жизни. А в то же время легко убедиться, что вопрос о смысле жизни позволителен только в том случае, если мы имеем в виду такую цель, которая была бы абсолютно ценною. Но всякую цель мы считаем обязательною или ради нее самой (и тогда она будет в наших глазах абсолютно ценною), или же, как средство для подобной абсолютно ценной цели, так что ее ценность будет относительной. Относительно ценные цели ценны не сами по себе, а лишь в зависимости от ценности той верховной цели, для которой они служат средством, так что если вовсе нет абсолютно ценной цели, то не может быть и относительно ценных целей. Таким образом, смысл жизни, в конце концов, в последней инстанции может зависеть только от абсолютно ценной цели. Следовательно, смысл жизни состоит в том, чтобы наша жизнь была назначена и служила действительным средством для достижения абсолютно ценной цели, то есть такой цели, преследование которой было бы обязательно не ради других целей, для которых она служила бы средством, а ради нее самой.

 Итак, смысл жизни сводится к назначению жизни для достижения абсолютно ценной цели - к тому, чтобы жизнь служила действительным средством для осуществления подобной цели. Но для жизни, также как и для всякой вещи, должно быть соблюдаемо общее логическое правило: цель, осмысливающая данную вещь, находится не в ней самой, а вне нее. Например: цель, осмысливающая всякое научное исследование, находится не в нем самом, не в исследовании ради исследования, а в тех истинах, которые открываются этим исследованием. Цель, осмысливающая преподавание, находится не в нем самом, а вне него, в его результатах. Цель, осмысливающая любую работу, находится не в ней самой, а вне нее, в ее результатах. Они могут состоять или в каких-либо преобразованиях, производимых нами в вещах, или же просто в устранении скуки посредством этой работы; но как в том, так и в другом случае цель, осмысливающая нашу работу, находится не в ней самой, а вне нее. Точно так же, если у любой части нашего организма - у глаза, уха и т.д. - есть смысл существования, то он зависит от такой цели, которая находится не в них, а вне них. Смысл существования глаза состоит в том, чтобы мы могли видеть, то есть в осуществлении такой цели, которая находится вне глаза. Совершенно также каждая постройка, каждая часть машины и т.д. осмысливаются через осуществление такой цели, которая лежит вне данной постройки или вне данной части машины. Можно было бы привести сотни подобных примеров. Да незачем это делать: ведь та мысль, которая подтверждается ими, уже ясна и сама собой. Стоит только вникнуть в значение слова "средство". Средство есть то, что приводит к чему-нибудь другому, чем оно само; и это другое относительно него и называется его целью. Поэтому, если какая-нибудь вещь, в том числе и жизнь, служит или должна служить средством для какой-либо цели, то есть, если она имеет смысл, то эта цель находится не в ней, а вне нее.

Известный русский философ С.Франк пишет, что «смысл жизни» сводится к вопросу «Что делать мне и другим, чтобы спасти мир и тем впервые оправдать свою жизнь?» В основе этого вопроса лежит ряд предпосылок, которые мы могли бы выразить примерно так: мир в его непосредственном, эмпирическом бытии и течении, бессмыслен; он погибает от страданий, лишений, нравственного зла - эгоизма, ненависти, несправедливости; всякое простое участие в жизни мира, в смысле простого вхождения в состав стихийных сил, столкновением которых определяется его течение, есть соучастие в бессмысленном хаосе, в силу чего и собственная жизнь участника есть лишь бессмысленный набор слепых и тягостных внешних случайностей; но человек призван  преобразить мир и спасти его, устроить его так, чтобы высшая его цель была действительно осуществлена в нем. И вопрос заключается в том, как найти то дело (дело, общее всем людям), которое осуществит спасение мира. Словом, «что делать» значит здесь: «Как переделать мир, чтобы осуществить в нем абсолютную правду и абсолютный смысл?»