Этика. 3. Высшие моральные ценности

Юрий Шпилькин
3.1. Специфика моральных ценностей и их структура 
          3.1.1. Понятия ценности и оценки.
Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.
Ценность есть особое качество, которое связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи. Моральные ценности соответственно определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире  с точки зрения добра и зла.  Приведенное определение ценности ориентируется на некоторые её существенные свойства, которых, конечно, значительно больше  у реальных ценностей.

Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются такие ценности как: благо, добро, справедливость, свобода, достоинство, честь, любовь. Категориями этического осмысления также являются противоположные им категории как зло, насилие, ненависть, несправедливость и др. Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология. Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века, а на рубеже XIX-XX веков оформляется уже как отдельная научная, философская дисциплина - аксиология.
 
3.1.2. Специфика моральных ценностей.
Моральные ценности обладают такими свойствами, как объективность, всеобщность, единство, единственность, иерархичность, интенциональность. Вопрос об объективности и абсолютности моральных ценностей является одним из наиболее дискуссионных и сложных.  Замкнуты ли конкретные формы добра и зла на человека или социального субъекта, на его субъективные качества, на сознание или  свойственны и объективному миру, находящемуся вне человека, - обществу, природе? Очевидно, что утверждение  об объективности моральных ценностей не отрицает и существования субъективных моральных ценностей.
Понятие объективности многозначно. Можно выделить несколько важнейших значений  понятия «объективное»: 1) объективное – это существующее вне субъекта, вне человека; 2) объективное – это существующее вне субъекта и независимо от его сознания, в частности, вне человека и независимо от человеческого сознания;  3) объективное – это не зависящее от воли, желаний субъекта  Оценки, идеи об одной и той же моральной ценности, несомненно, субъективны, могут быть разными, но мы всегда знаем хотя бы отчасти, что оценивается, что отражается в идеях, о чём идёт спор, мы можем понимать друг друга. В пользу объективности и трансцендентности морали свидетельствует и наличие общечеловеческих моральных ценностей.

 В современную эпоху постиндустриализма  наблюдается такое явление, как глобализация.  Существуют различные оценки глобализации.  С нашей реалистической точки зрения на моральные ценности глобализация имеет и нравственно положительные аспекты.  Дело в том, что сами фундаментальные, базисные и системные моральные ценности носят объективный, всеобщий и в этом смысле глобальный характер.  Мораль по своей сущности изначально общечеловечна.  Собственно, есть одна мораль, которая может иметь исторические, национальные, профессиональные и т.п. особенности. На Земле в настоящее время насчитывается около 2000 этносов, более 1000 крупных религиозных церквей, деноминаций, конфессий.  Человечество уже практически освоило земное пространство, так что невозможно решение социальных проблем через переселение народов, через жёсткое разделение «своих» и «чужих». И если всё же человечество не уничтожило себя до сих пор, несмотря на свои религиозные, политические, экономические различия, то потому, в частности, что существует объективная основа сосуществования. И таким объективным всеобщим основанием сосуществования различных человеческих субъектов являются, в частности, объективные моральные ценности, язык добра. И в этом смысле мораль обладает специфической автономией, в том числе по отношению к религии и к этносу.

Важным аргументом в пользу реализма в вопросах нравственно-аксиологических является факт моральной самоценности природы. При отрицании объективности моральных ценностей уже логически необходимо отрицать моральную самоценность явлений природы, так называемую «естественную мораль», или «моральность» природы, или каким-то косвенным образом связывать это с человеком, с обществом. Однако против подобного редукционизма восстают наше нравственное чувство, наша интуиция, которые требуют признать моральную ценность и за «братьями нашими меньшими» как таковыми, и за природой «неживой», но «доброй и прекрасной». Целые пласты бытия при отрицании объективных моральных ценностей оказываются «обесцененными» как якобы не имеющими какой-либо самоценности, как оказываются тогда они «неинтересными» для этиков, оставаясь вне этического анализа.

Стихийный реализм в представлении о морали приемлем и для здравого смысла, что получает отражение в обыденном языке.  В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл.И. Даля «добро» определяется и как вещественное, т.е. как «имущество, или достаток, стяжание», и как духовное – «благо, что честно и полезно, всё чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина». В.И. Даль приводит около 180 слов, так или иначе связанных с понятием «добро», означающих различные «добрые» качества человека, животных, социальных и природных явлений.

3.1.3. Объективность моральных ценностей
 Моральные ценности не существуют самостоятельно вне объектов и субъектов.  Они есть определённые свойства этих объектов и субъектов, и предстают объективными постольку, поскольку не зависят от интересов, желаний людей. Из признания объективности моральных ценностей следуют определённые теоретические, методологические и практические выводы. Приведём один пример. Когда мы говорим, что моральные ценности являются определёнными объективными общими свойствами объектов и субъектов, то это означает, в частности, что они не могут быть как таковые иллюзиями, т.е. качествами виртуальной реальности. Некоторые авторы утверждают, что нет моральных ценностей у космополитизма, ибо сам космополитизм есть химера, также как нет ценностей единой мировой религии, ибо таковой  не существует. Здесь, якобы, можно говорить лишь о квазиценностях или ценностных симулякрах. Как утверждает современный социолог Энтони Гидденс, глобальный космополитизм и впредь будет рождать новые моральные ценности, что будет способствовать объединению человечества в глобальном масштабе, но при сохранении и развитии локальных культур. Моральные ценности мы не можем непосредственно наблюдать, воспринимать по аналогии с иными объективными феноменами, как, например физические свойства. Кроме того, один и тот же предмет может оцениваться нравственно по-разному, проявлять разную моральную значимость.

Объективность ценностей означает также, что относительна всякая «переоценка ценностей». Собственно, эта знаменитая программа имеет смысл лишь в том случае, когда она связывается именно с переоценкой, ибо можно действительно по-разному оценивать одну и ту же ценность.  Ценности же, как и объективные качества, законы, порушить невозможно, можно лишь изменить их, изменяя сами предметные носители этих ценностей. Точно так, как невозможно нарушить объективные естественные законы, нельзя нарушить и объективные моральные законы добра.  Казалось бы, что проще, чем совершить зло?! Мы постоянно грешим, нарушая моральные нормы и принципы.  Но, во-первых, моральные нормы и принципы есть субъективные формы осознания объективных моральных ценностей и связанных с ними моральных законов, а потому и могут нарушаться субъектами.  А, во-вторых, мы не можем, нарушая нормы добра, оставаться в то же время в рамках самого добра. Моральные императивы столь же категоричны, безусловны, как и объективные законы природы или логики.
Отличительной чертой моральной ценности как объективного качества является также то, что она предстаёт по своей природе особым  качеством.  Моральная ценность непосредственно не проявляется в физическом пространстве и времени, она не есть первичное качество и не ощущается отдельными органами чувств. Её отражение сознанием носит более сложный характер и осуществляется через восприятие, интуицию, умозрение. Здесь проявляется то, что М. Шелер определил как «эмоциональный интуитивизм», или как «непосредственную данность транссубъективных ценностей в чувстве субъекта». Можно сказать, что моральные ценности являются интеллигибельными качествами, которые мы рационально предполагаем за имеющейся у нас определённой чувственной, интуитивной информацией.

3.1.4. Структура системы моральных ценностей.
В структуре моральных ценностей можно выделить такие элементы как: ценность и смысл жизни; высшие ценности как благо, добро, любовь; счастье, добродетель; мировоззренческие моральные принципы (гуманизм и  альтруизм, гедонизм и эпикуреизм, коллективизм и индивидуализм, оптимизм и пессимизм, патриотизм и космополитизм, солидарность и интернационализм); методологические моральные принципы (абсолютизм, авторитаризм, волюнтаризм, догматизм, нигилизм, скептицизм, формализм, утилитаризм); моральные и аморальные принципы (благородство, гордость, верность, честь, честность, мужество; самолюбие, эгоизм, коварство, жестокость).