Этика. 2. 3. Долг, стыд, совесть

Юрий Шпилькин
2.3.1. Долг и добродетель
 Долг и добродетель можно определить как осознание человеком какого-либо требования как своей личной нравственной обязанности. Долг выступает всеобщей субъективной формой осознания моральных ценностей.  Кант, марксистская этика связывали долг с несовершенством человека и совершенством морального требования.  С этой точки зрения получалось, что для святого требования морали утрачивали свой долженствующий характер и выступали как естественные. Однако нравственный опыт человечества свидетельствует, что для подлинно нравственного человека долг возрастал по мере более глубокого постижения добра. 

Долг есть «обратная» сторона добра, и существует неразрывная связь добра и долга.  Нельзя для человека отделить долг от добра, как и добро от долга.  И в этом есть нечто таинственное. Здесь находит своё проявление тот естественный нравственный закон, о котором речь шла выше.
Логически противоречий между добром и долгом не должно быть, могут быть противоречия лишь между разными видами долга.  Примером таких противоречий может быть противоречие между общественным долгом и семейным для отдельных лиц. Если же противоречие между добром и долгом возникает в нравственном сознании человека, то это свидетельствует о несовершенстве его или окружающей действительности, или того и другого одновременно.  Как в таком случае поступить человеку?  Что выбрать: добро или долг?

Вопрос о соотношении добра и долга по-разному решался в этике.  Есть деонтическая этика, отдающая предпочтение долгу перед добром.  Примером такой этики является этика Канта, марксистская этика.  Человек по Канту не должен делать выбор, руководствуясь нравственным чувством добра, - это всё должно быть, изгнано из морали как нечто чрезвычайно субъективное.  Человек должен основывать свой выбор на идее долга, руководствуясь только суровым чувством долга.  У Канта на страницах его серьёзного философского труда, посвящённого морали, «Критика практического разума» присутствуют  настоящие лирические панегирики в адрес долга. «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы».

Другую позицию в этом вопросе занимали многие русские этики, такие как Вл. Соловьёв, Н.А. Бердяев и др.  Русские этики при противоречии добра и долга предпочтение отдавали добру. Н. Бердяев деонтическую этику называл ещё «законической» из-за того, что она важнейшее значение придаёт закону и долгу.  Он критиковал «законическую этику» за её неспособность проникнуть во внутренний интимный мир человека.  Ужас этой этики в том, что она пытается сделать человека автоматом добродетели. В ней присутствует «нестерпимая скука» из-за чрезмерного морализаторства.
XX век, однако, стал во многих случаях веком «законической» морали, или, точнее сказать, «квазиморали», т.е. «лжеморали». XX век – это век осуществления морали долга. Именно такой моралью была та нравственность, которая навязывалась тоталитарными режимами.

Однако в морали большую онтологическую значимость имеет добро. Долг, как отмечено, есть лишь субъективная форма осознания добра. И правы были русские этики, утверждавшие, что при противоречии добра и долга предпочтение надо отдавать добру.  Но добро должно быть правильно понятым. И делая подобный выбор не надо стремиться освобождаться от противоречий в сознании, в частности и от рассматриваемого противоречия между добром и долгом. Этика долга тяготеет к абсолютной форме  выражения своих принципов, а в этике добродетелей человек как бы претендует на божественное.

Добродетель. С этой категорией в этике связано рассмотрение нравственных проблем с точки зрения совершенства в выполнении определенной социальной функции. Добродетель обозначает разные степени совершенства в умении управлять своими помыслами и социальными деяниями. Этика добродетелей допускает различное нравственное отношение к разным людям, оценивая их достоинство по характеру и практическим делам. В этике добродетелей реализация нравственных качеств личности сопровождается многочисленными положительными эмоциями неморального характера. Необходимость направленности личных мотивов деятельности на нравственные ценности может быть обоснована без обращения к абстрактным сущностям или иллюзорного удвоения мира. Мотивация абсолютной значимости является одним из проявлений реального гуманизма, так как снимает отчуждение, вызванное внешними, рационально непостижимыми принципами поведения. Этика добродетелей соотносится с коммюнитаристскими подходами, в которых предполагается, что личное счастье невозможно без того, чтобы сделать заботу об обществе предметом своих собственных устремлений, своих личных желаний.

2.3.2. Стыд и совесть
Стыд есть моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия, мотивы и моральные качества. В словаре В.И.Даля стыд определяется как чувство, или внутреннее сознание предосудительного, как уничижение, самоосуждение, раскаяние и смирение, как внутреннюю исповедь перед совестью  Содержанием стыда является переживание вины.  Стыд есть первоначальное проявление нравственного сознания и в отличие от совести имеет более внешний характер.  Как элементарная форма нравственного сознания стыд, прежде всего, выражает отношение человека к удовлетворению своих природных потребностей. Стыд регулирует отношение человека к тому, что ниже его по ценности, сострадание – к тому, что равно человеку по ценности, а благоговение – к тому, что выше его по ценности . Современная этика не отрицает первостепенной значимости чувств стыда, совести, сострадания и благоговения для нравственного бытия. Однако  она не сводит к ним все субъективные предпосылки морали.

Совесть есть нравственно-психологический механизм самоконтроля. Совесть в отличие от стыда является более сложной формой осознания человеком не только виновности, но и правоты своих поступков, мыслей и чувств. Этика признаёт, что совесть предстаёт личным сознанием и личным переживанием  относительно правильности, достоинства, честности и других ценностей добра всего того, что делалось, делается или намечается делаться человеком. Совесть является связующим звеном между нравственным порядком в душе человека и нравственным порядком мира, в котором живёт человек. Существуют разные концепции совести: эмпирические, интуитивистские, мистические. Эмпирические теории совести основываются на психологии и пытаются объяснить совесть через приобретённое личностью знание, которое определяет её нравственный выбор. Так, фрейдизм объясняет совесть как действие «Сверх-Я», с помощью которого общество контролирует волю индивида.  Бихевиоризм рассматривает совесть через дихотомию «наказание – вознаграждение», когда личность научается исполнять вознаграждаемые действия и избегать наказуемые. 

Интуитивизм понимает совесть как «врождённую способность морального суждения», как умение мгновенно определить, что является правильным.  Русский философ интуитивист Н.О. Лосский считал, что «совесть можно назвать «голосом Божиим в человеке» , который имеет во многом инстинктивный характер. «Основа совести, - писал философ, - …есть начало, столь глубинное и столь далёкое от скудости земного бытия, что совершенное опознание его в земных условиях невозможно;  поэтому приговоры совести поднимаются из тёмных недр духа безотчетно и могут быть рационально обоснованы только в простейших случаях».
 
В мистических теориях совести устанавливается её связь с религиозным опытом. Здесь «совесть обычно понимается как невидимая и таинственная сила, присутствующая в человеке и принуждающая его делать то, что является добрым и правильным». Совесть есть осознанный долг совершать конкретные дела в следовании моральному закону.  Надо признать, что в христианской этике, которая также отстаивает мистическое понятие совести, в учении о совести отражён многовековой нравственный опыт, который полезен и верующим, и атеистам. Совесть может быть разных видов, -  различают «добрую и совершенную совесть», «угасшую  и несовершенную совесть». В свою очередь, «совершенная» совесть характеризуется как активная и чувствительная, «несовершенная» – как спокойная, или потерянная, пристрастная и лицемерная.