Этика. 2. 2. Справедливость

Юрий Шпилькин
2.2.1. Понятие справедливость.
Это морально-правовое понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Оно содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальном положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, делами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость. В условиях родоплеменного строя справедливым считалось наказание за нарушение общей нормы. Религия отрицает возможность справедливости. Наш современник .настоятель храма Косьмы и Дамиана в Столешниковом пер., канд. биологии Борисов А: пишет:«Для любого человека характерно стремление к справедливости. А справедливость очень редко оказывается добром. Чаще – злом. Евангелие против всякой справедливости. Оно  - за милосердие. Молитва «Отче наш» говорит: «Прости нас, как и мы  прощаем» . Религия против справедливости, но за равенство перед богом.
В современном обществе реально функционирует пять концепций справедливости: эгалитарная, либеральная, демократическая, элитарная и справедливость как честность, которые сочетают элементы воздающей и распределяющей справедливости, а также и иных ценностей, в том числе ценностей зла. Эти концепции можно охарактеризовать как симулякры, т.е. как иллюзии, лишь подобные в чём-то абсолютной справедливости.  Экономисты, имеющие дело со справедливостью, иногда делают прискорбный, но не совсем верный вывод: «К сожалению, экономисты и другие специалисты не имеют общего мнения о том, как определить справедливость и как квалифицировать её. Поэтому невозможно никакое соглашение о предпочтительности одного эффективного распределения другому» .  Но проблема оценки справедливости, действительно, не может быть решена  экономистами, поскольку это этическая проблема.

2.2.2. Эгалитарная справедливость
Эгалитарная справедливость требует, чтобы все члены общества получили равные блага, т.е. чтобы распределение благ осуществлялось по принципу воздающей справедливости.  В данной концепции справедливость оценивается как высшая по рангу ценность, в жертву которой  можно принести другие ценности, в том числе свободу, достоинство, счастье людей. И в этом заключается один из основных нравственных недостатков эгалитарной концепции, поскольку здесь нарушается объективная иерархия, присущая системе моральных ценностей, т.е. нарушается принцип морально-ценностной иерархии.
Эгалитарная справедливость предполагает установление жёстких, формальных институтов, способствующих реализации её норм. В частности, предполагается институт общественной собственности, планово-централизованная экономика, авторитарный или тоталитарный режимы в государстве. Однако практика свидетельствует об экономической неэффективности подобных мер и в целом об экономической неэффективности эгалитарной справедливости.

2.2.3. Либеральная справедливость.
Согласно этой концепции истиной считается распределяющая справедливость по труду, которая реализуется через свободное распределение.  Здесь признаётся свобода стартовых возможностей, свободный доступ к любым социальным статусам. Свобода здесь понимается как отсутствие каких-либо ограничений на реальные возможности индивидов.  И в этом качестве свобода предстаёт как равная возможность для всех.  Однако это равенство является чисто формальным, поскольку стартовые возможности реально не равны у субъектов.  Иными словами, здесь утверждается равенство возможностей, которые есть у людей.  Богатые должны иметь право реализовать свои возможности, предоставляемые им их капиталом, которые несравнимо богаче возможностей бедных, обладающих лишь равенством прав заявить о своих реальных возможностях.  Либеральная концепция справедливости также предполагает установление определённых социальных институтов, способствующих реализации её норм.  В экономике определяющая роль отводится рынку, в системе здравоохранения и образования платным формам.  Признаётся и роль государства как политического гаранта свободы выбора.

Недостатком либеральной концепции справедливости является абсолютизация свободы, в жертву которой приносится справедливость, что имеет определённые оправдания, ибо свобода как ценность занимает более высокий ранг, нежели справедливость, но жертвуется и любовь, требующая определённого равенства в отношениях к личностям по принципу милосердия.  Здесь распределение благ изначально находится под влиянием случайных естественных и социальных факторов, что оценивается как справедливость, хотя нравственная интуиция выступает против подобной случайности как несправедливой.  В самом деле, ещё можно говорить об ответственности старшего, взрослого поколения в их жизненном статусе, однако,  в чём здесь вина их детей, младшего поколения?  Чем виноваты та или иная девочка, тот или иной мальчик, что они родились в небогатых семьях, и потому только не имеют возможности получить то образование, заиметь тот же статус, что и их сверстники из обеспеченных семей?  Либеральная концепция справедливости по сути дела ничего не предлагает против подобной естественной или социальной, случайной по своей природе, несправедливости.  И в этом её собственная несправедливость.
Особенно несправедливой оказывается либеральная справедливость во внеэкономических сферах – в системах образования, здравоохранения, правосудия.  В самом деле, в экономике неравенство «стартовых позиций», обусловленное неравенством  «первичных капиталов», имеет определённое оправдание, поскольку именно капитал здесь определяет во многом ранг субъекта;  в экономике сам капитал предстаёт и целью, и средством.  В системе же образования важнейшее значение имеют способности, талант человека, которые невозможно приобрести за деньги, и потому деньги здесь должны играть лишь второстепенную роль средств.  Поэтому и ориентация в системе образования должна быть на талант, на способности, на право всех как личностей получить образование.  Государство обязано с помощью госбюджетных форм поддерживать подобную справедливость.  И недопустимо проникновение рыночных отношений в государственную школу, ибо это разрушает саму идею социального государства, обеспечивающего равнодоступную для всех граждан систему образования.

В системе здравоохранения также должна быть справедливость как в отношении к любому человеку как индивиду, обладающему равными со всеми правами на охрану здоровья, так и в отношении к человеку как к личности, имеющему право на особое к себе внимание в соответствии со своими гражданскими возможностями, заслугами, т.е. в соответствии с его гражданским статусом. Точно также в суде каждый человек имеет равные со всеми права на защиту своего человеческого достоинства, к которым прибавляются, а не замещают которые, и право на особое к себе отношение в соответствии со своим гражданским статусом.

В распределении экономических благ либеральная справедливость также не всегда истинна. Данная справедливость ориентируется на рынок, который, считается, приводит в распределении к Парето эффективному результату или к принципу эффективности Парето.  Согласно принципу Парето распределение является эффективным, если товары нельзя перераспределить так, чтобы кому-то стало лучше, но никому хуже.  Собственно, это принцип сбалансированного распределения, который действительно предстаёт наиболее эффективным и справедливым из возможных.  Рынок сам по себе не обеспечивает одновременно эффективного и справедливого  распределения благ, хотя он остаётся для большинства ситуаций наиболее совершенным институтом распределения. Таким образом, рынок нельзя идеализировать и абсолютизировать как механизм распределения благ.

2.2.3. Демократическая справедливость.
Её основной принцип состоит в максимализации благ для всех и каждого члена общества. Она сочетает в себе элементы воздающей и распределяющей справедливости, поскольку справедливым здесь считается распределение, как по труду, так и по потребностям в меру социальных и индивидуальных возможностей.  Демократическая справедливость в отличие от эгалитарной признаёт справедливым определённые индивидуальные различия, но в отличие от либеральной справедливости узаконивает социальные механизмы, уравнивающие шансы людей в распределении благ, создающие равные возможности всем.
Наиболее известным реальным воплощением демократической справедливости предстаёт утилитаризм. В концепции утилитаризма также учитывается принцип эффективности Парето, и потому конкурентный рынок рассматривается как эффективный механизм установления справедливости.  Однако здесь стараются восполнить естественную и социальную случайность, которая определяет неравенство стартовых возможностей.  Социальные карьеры с этой точки зрения должны быть открыты не только формально, но подкреплены социально, в том числе через государство. Во всех слоях общества должны быть примерно равные возможности для людей, у которых способности и мотивация примерно одинаковы. Здесь узакониваются различные сопутствующие институты, в частности, разрабатываются механизмы «социального государства». Государству отводится существенная роль в контроле над коллективными благами. В противном случае трудно избегнуть явления «безбилетников», т.е. уклонения от общественного долга под тем «благовидным» предлогом, что кто-то иной выполнит данный долг, а общество не изменится ни в ту, ни в другую сторону от одного или нескольких конкретных действий  . Данные меры затрагивают не только экономику, но и системы образования и здравоохранения. Считается, что государственная школа должна способствовать устранению стратификационных барьеров, как и государственная система здравоохранения.
 
Отметим, что несомненным недостатком утилитаризма является то, что он признаёт справедливым всякое различие в обладании благами, и не ставит вопроса о нравственных границах благосостояния, о справедливости ограничения накопления благ, о справедливости перераспределения. И данный недостаток связан с главной ошибкой утилитаризма, отождествляющего добро и пользу, т.е. с его «натуралистической ошибкой», на которую верно указал Дж. Мур . Добро, являясь всеобщей моральной ценностью, никоим образом не сводимо к экономической, социальной пользе.  Нельзя за добро принимать и «нравственную пользу», например, «эвтюмию»,  поскольку она не обладает той всеобщностью, которая требуется от добра.  Нравственной положительной самоценностью может обладать и то, что не приносит никакой утилитарной пользы индивиду, как, например, самопожертвование. 

Надо признать также, что учения утилитаризма, гедонизма и эвдемонизма, несмотря на свой внешний оптимизм, предстают внутренне глубоко пессимистическими, ибо ничего не дают человеку тогда, когда его жизнь, его дела не приносят ему не только счастья, но и удовольствия, или даже пользы. Но символом человеческой жизни является крест, и в ней всегда есть место страданиям, что должна до конца претерпеть личность, не ломаясь духовно, не озлобляясь, не причиняя в отместку зла другим и себе.  С точки же зрения гедонистов, утилитаристов жизнь, исполненная страдания, не имеет ценности, бессмысленна. И последовательные гедонисты во все времена не только не отрицали право человека на самоубийство, но и практически шли на это. Этика утилитаризма чрезмерно упрощённая.

2.2.4. Элитарная справедливость.
 Справедливость понимается как равно открытый доступ талантам.  Признаются справедливыми социальные и экономические неравенства, если в их основе лежат интеллектуальные различия.  Должны быть соответствующим образом ориентированы и социальные механизмы.  Яркими представителями элитарной концепции справедливости были Платон, Ницше.  И в этой концепции есть своя правда, ибо она учитывает различие между людьми.  Но в ней присутствует и неправда, ибо здесь абсолютизируется различие, и не учитывается определённое нравственное, правовое равенство людей.  Поэтому принципы элитарной справедливости не могут быть всеобщими, они оборачиваются несправедливостью в сфере морали и права.

В сфере распределения материальных благ элитарная справедливость предстаёт антигуманной, ибо ничего не предлагает для блага наименее преуспевающих. Здесь формальное различие, «голая», формальная справедливость ставится выше реального нравственного равенства личностей, милосердия, любви. Человечеству известны случаи, когда талантливые люди сознательно отказывались от особых социальных привилегий именно потому, что считали себя уже награждёнными самой природой. Например, немецко-французский мыслитель, протестантский теолог и миссионер, врач А. Швейцер организовал в центральноафриканской стране Габон госпиталь, а. Л.Н. Толстой  отказался от гонораров, премий, считая безнравственным быть отмеченным и со стороны общества, поскольку он уже отмечен от природы талантом.
Справедливость как честность Дж. Ролза. Эта концепция предполагает равенство основных прав и свобод и неравенство в распределении благ, если оно способствует улучшению жизни наименее приспособленных.