Караим, Краим, Крым Сказка о царе Салтане Ч. 1

Анатолий Штаркман
В 760 году Еврейская община Вавилона находилась под влиянием Мусульман. Со смертью главы светских лидеров еврейского населения в изгнании (эксиларха) на эту должность претендовали два брата - старший Анан бен-Давид и младший Иосия бен-Давид. Анан бен-Давид был богаче и грамотнее богословскими знаниями, но звание не получил. Большинство общин избрали младшего. Анан, как и его ближайшие соратники, не мог с этим согласиться и объявил себя анти эксилархом. Мусульманский правитель (халиф) расценил его поведение как восстание и приговорил к смертной казни (нечто похожее на рассказ об Иисусе во время римского мандата в Иудее). 
В тюрьме Анан встретил человека по имени Абу-Ханифа, и тот посоветовал ему в день казни упасть перед халифом на колени и воскликнуть: "О, повелитель правоверных! Повелел ли ты моему брату Иосии стать во главе двух религий или же одной?" Несомненно, халиф ответит: "Только во главе одной". После этих слов Анан должен был объявить, что его религия не имеет ничего общего с религией брата и евреев-раввинистов, и что он, Анан и его последователи, отвергая Талмуд, солидарны с Исламом в вопросах веры в единого Бога. В то время существовало много анти раввинских сект, и потому Анану нетрудно было выполнить мудрый совет.
Основатель Ислама Магомет неоднократно пытался привлечь на свою сторону евреев, однако ему это так и не удалось. Халиф оценил случай, Анан получил помилование и поддержку. Так появилось новое течение и его поклонники, распространившиеся во многие страны. Сначала сторонники Анана назывались на иврите - ;;;;;; – ананаим, после его смерти – ;;;;; – краим, множественное число, и в единственном - ;;;;;" - микра" – читающий, от слова на иврите ;;;; - - читать, подразумевая читающий Тору. В русском языке евреи, отвергающие Талмуд, но читающие и соблюдающие Тору в ежедневной жизни получили название караимы, в единственном числе – караим. Раввинисты признавали караимов евреями, но караимы не признавали себя ими, провозглашая себя отдельной Караимской нацией - так легче было отмежеваться от наговора о виновности евреев в смерти Иисуса и выжить в океане мирового антисемитизма.
Приблизительно в то же самое время, чуть раньше, в противовес появившемуся Исламу в 7 веке возникло многоплеменное объединение под еврейским руководством с названием Хазарский Каганат. В 651 году исламисты потерпели от него крупное поражение в районе Семендер (Беленжер) – ранняя столица Каганата севернее Дербенда. В начале 10 века Хазарский Каганат контролировал громадную территорию вдоль больших европейских торговых дорог рек Дунай, Днестр, Днепр, Волга… с их притоками, в том числе в Чёрном море полуостров Таврида, по имени когда-то жившего там племени Тавров. Естественно, что гонимые евреи нашли приют, выражаясь образно, под флагом  Хазарского Каганата, хотя проживание евреев в Тавриде датируется со времён эллинизма, со времён Босфорского царства. Караимы заселили Тавриду во времена Хазаров. Уже в 10-м веке название полуострова Крым (от краим) вошло в обиход наравне с Тавридой среди купцов. Последний оплот Хазарской империи полуостров Таврида пал в 1016 году в сражении с Мстиславом, сыном Владимира. Однако летописцы,  главы государств упоминают Хазарию на крымском полуострове вплоть до 12 века. Завоевание Тавриды татарами не повлияло трагически на уклад жизни еврейского населения. Евреи раввинисты и караимы продолжали молиться в своих синагогах во всех городах полуострова, имели свои кладбища, общинные учреждения, сельскохозяйственные угодья, в которых возделывали сады и виноградники, занимались торговлей и даже получали льготы в налогах и пошлинах от разных завоевателей. Когда в 13 столетии Таврию завоевали литовцы, их Великий князь Витольд переселил некоторое количество караимов, именно караимов, а не раввинистов, в города Троки, Луцк, Галич…. На Западе караимы сблизились с евреями ашкенази, с христианами реформистами и с… Россией, что привело к появлению теоретиков караимского направления. Русские цари называли их при дворе западниками, также как и евреев из Немой слободы Подмосковья – немцами, то есть любыми именами, но только не евреями.
Время правления второго представителя династии Романовых Алексея Михайловича (1629-1645-1676) заставило окружить царский трон грамотными европейскими специалистами. И, так уж получилось, что многие из них имели еврейские корни из числа пленных со времён ливонских войн, гонимых из-за христианского и исламского антисемитизма и просто авантюристов, как правило, людей способных, замаскированных под кальвинистов, лютеран и, нередко, православных священников еврейского происхождения. Об этом написаны тома, однако, достаточно привести один пример, чтобы получить представление. Православная религия Московского княжества запрещала театр. Тем не менее, в 1672 году царь попросил у духовника разрешения, и церковь закрыла глаза. Трупа из детей и служивых иноземцев под предводительством Гофрида Грегори поставили пьесы на библейские темы об Эсфир, Юдиф, других тем они не знали. Еврейские имена и тематика говорят сами за себя. Через два года появилось первое театральное училище в России.
В 1668 году скончалась супруга царя Алексея Михайловича Мария Ильинична Милославская. От этого брака осталось трое детей: дочь Софья 1657 года рождения, сын Фёдор рождения 1661 года - будущий царь, ещё один будущий царь - сын Иван 1666 года рождения.
Погоревав, царь Алексей Михайлович познакомился в доме своего друга и дипломата 17 века западника Артамона Сергеевича Матвеева с девицей Нарышкиной Натальей Кирилловной. Дом Матвеева был известен Москве западноевропейскими обычаями, домашним театром, красивой западной меблировкой. Друзья, в том числе и царь, съезжались туда не для того, чтобы напиться, а для беседы. Гостей встречали наравне с хозяином его жена вместе молодой девицей, жившей в доме на правах воспитанницы. Девушка приглянулась царю красотой, живыми тёмными глазами, энергичностью, начитанностью, свободным разговором с мужчинами. Не будем описывать подробности знакомства, но она пленила сердце царя. (Начало сказки о царе Салтане…)
Фамилия Матвеев или Матфей, Мотфей типична для вавилонских переселенцев царских кровей, по смыслу означает дар Бога, Божий человек. Последний царь Иудеи из династии Хасмонеев – Маттафия Хасмоней, организатор обороны Иерусалима против римлян в 63 году до нашей эры был обезглавлен по приказу римского полководца Марка Антония. Согласно еврейской традиции семейные имена передаются от поколения к поколенью.
Этимологию фамилии Нарышкин(а) патентованные следопыты пробовали разгадать со всех направлений от татарского до германского, в том числе Нары + шкин - отдыхающий или спящий на лавочке, но "забыли" обратить внимание, что брата Натальи Кирилловны (дядя Петра Первого) звали Лёва - Лев Кириллович, и что среди Нарышкиных для сохранения рода было много Львов - Дмитрий Львович, Лев  Александрович…. Слово "Лев" с иврита сердце, а отчество – сердечный - имя явно не русское, самое, что ни есть распространённое еврейское - это с одной стороны. С другой, порывшись в энциклопедиях, не трудно обнаружить в Вавилоне еврейский городок Нарешь, с иврита - взволнованный, потрясённый, и названный так, потому что среди жителей, очевидно, кипели типично для еврейского населения религиозные и политические страсти. 
Итак, еврейка, караимка Нарышкина Наталья Кирилловна корнями из вавилонского города Нарешь, воспитанница в доме западника Матвеева, стала российской царицей (С первой ночи понесла) и родила царю Алексею Михайловичу в 1672 году царевича – крепкого и здорового мальчика, наречённого Петром (Сына бог им дал в аршин). Без сомнения, она была крещённая, так же как Матвеев и приближённые ко двору Нарышкины. С рождением Петра появилось масса легенд: мать еретица,  младенец антихрист (так называли евреев) рождён от нечистой девицы, антихрист от племени Данова. Легенды сопровождали Петра всю жизнь в том числе, что государя заковали в бочку и бросили в море…. ("Родила царица в ночь, не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку".) Рождение Петра и возвышение Нарышкиных при дворе Милославские и их сторонники встретили откровенно враждебно. Семейная вражда вскоре приняла политический характер. При жизни царя Алексея Михайловича дворцовые распри каким-то образом затушёвывались. В январе 1676 года царь Алексей умер, Матвеев немедленно был обвинён в чернокнижии и сослан. Престол занял 14-летний слабый здоровьем Фёдор, который вскоре умер (27 апреля 1682 года). В преддверии его смерти бояре решили вернуть Матвеева из ссылки, и тем самым снизить политический накал. Малолетний Иван не соответствовал в цари по здоровью, и бояре избрали царём 10-летнего рослого и здорового Петра.
Матвеев вернулся во дворец 11 мая, Милославские немедленно обратились к стрельцам, и 15 мая под лозунгом "бояре изменники задушили Ивана" разразился погром, историки применяют для смягчения слово бунт. Искали именно Матвеева, нашли и растерзали на кусочки, гонялись за Нарышкиными, находили и убивали самым зверским образом, грабили подвалы и напивались. Наталья Кирилловна Нарышкина спасла себя и своего сына Петра (И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком), выставив рядом целого и невредимого царевича Ивана. Царскую троицу не посмели тронуть, но они были непосредственными свидетелями погромных ужасов, что не могло повлиять на характер Петра.
Обучение грамотой Петра началось в возрасте 5 лет. Наталья Кирилловна лично принимала участие в выборе учителя; им стал Никита Моисеевич Зотов, судя по отчеству отца, явно еврейского происхождения.
В 1712 году царь Пётр Первый официально женился на еврейке Марте Самуиловне Скавронской, принявшей, без всякого сомнения, православие. Пришло время и дочь Петра Первого и Марты Самуиловны  Елизавета Петровна Романова (1709-1742-1761) правила Россией 20 лет до 1761 года. После её смерти бразды правления Россией перешли к Екатерине Второй. Новая императрица, выражаясь языком сказок, правила мудро и долго, расширяя границы своего царства и преумножая его богатства. В один прекрасный день Екатерина Вторая, взвесив политическую обстановку и семейные связи Романовых с полуостровом Таврида,  указом 8 апреля 1783 года объявила о его присоединении к России. Название Таврида было изменено на Крым в память происхождения матери Петра Первого и проживающих на полуострове и лояльно относящихся к России караимам. Манифест обещал «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...». Что касается неприятельски настроенным к России туркам, татарам и грекам, то знаменитые полководцы императрицы их вскоре успокоили.
Доказав еврейское происхождение названия полуострова Крым, казалось можно было бы остановиться. Но в книге Виктора Кушниренко "В стране сей отдалённой" я споткнулся на предложение в летописи проживания А. С. Пушкина в Кишинёве в 1822 году: "Сделан конспект некоторых событий, послуживших основой для "Сказки о царе Салтане". Но это уже в продолжении.