К теме 2. Философия Древнего мира

Юрий Шпилькин
Словарь философских терминов
 Литературные памятники предфилософии народов Древнего мира
 Веды - памятники арийской и древнеиндийской литературы (кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. составляют сборники гимнов и жертвенных формул
 Авеста – арийский и древнеиранский религиозный памятник; в зороастризме собрание священных книг, возникла, видимо, в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э.
 Книга мертвых - древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни, составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э.)
 Эпос о Гильгамеше – шумерско-аккадский эпос о Гильгамеше и Энкиду отражает реальные события конца 27 в. до н. э.
 Библия - Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской лит-ры 12-2 вв. до н. э.
 Божества и основные понятия Ариев в Ведах и Авесте:
 Дьяус -  в ведийской мифологии божество дневного неба, муж Притхиви, отец Ушас, Ашвинов, Агни, адитьев, марутов, ангирасов, имеет общее происхождение с Зевсом.
 Варуна - в ведической религии всеведущий и карающий грозный бог-судья, бог неба и водной стихии.
 Митра  - в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми.
 Индра - в ведической религии наиболее почитаемое божество, предводитель, царь богов, громовержец и устроитель мира.
 Рудра -  в ведийской мифологии злое божество, олицетворение разрушительной силы природы, асура среди богов, воин-лучник, отец марутов – богов ветров и непогоды
 Яма -  в ведийской религии, брахманизме, индуизме и буддизме бог смерти, правитель царства мертвых. Представлялся в виде старика с веревочной петлей в руке.
 Ахурамазда - верховный бог в зороастризме. Олицетворение доброго начала.
 Ардвисура – богиня реки в Авесте, которой поклонялись и арийцы, и туранцы.
 Сома (Хома) - священный  напиток, игравший важнейшую роль в обрядах жертвоприношений арийцев и туранцев, ритуальный напиток у индоиранцев и в более поздних ведийской и древнеперсидской культурах, Кумыс, в который добавляли либо гриб мухомор или коноплю.
 Арианам-Вайжда – арийский простор, прародина арийцев
 Древнеевразийские божества и верования
 Перун - бог грозы в индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
 Велес - «скотий бог» в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.
 Сварог - бог неба, небесного огня в славяно-русской мифологии, отец Дажбога и Сварожича.
 Явь – видимый, материальный, реальный мир. 
 Навь – нематериальный, потусторонний мир.
 Правь – истина, закон Сварога.
 Тенгризм – культ неба в мировоззрении древних кочевников.
 Анимизм - вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
 Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами).
 Шаманизм - ранняя форма религии, основывается на представлении об общении  с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция — «лечение» больных.
 Основные части древнеиндийской ведической литературы:
 «Ригведа» - древнейшая часть Вед – более 1000 гимнов
 «Яджурваведа» - жертвенные формулы
 «Самаведа» - напевы
 «Атхарваведа» - заклинания
  Брахманы – комментарии к текстам
 Араньяки – тексты, предназначенные для отшельников
 Упанишады – (сидеть около), тексты религиозно-философского характера.
 Ортодоксальные школы древнеиндийской философии:
 Веданта – учение вишнуизма и шиваизма, считающее целью бытия достижение изначального тождества атмана и брахмана
 Миманса – учение индуизма, признающее абсолютное значение ведийского ритуала, отрицает безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца
 Санкхья – дуалистическое учение, противопоставляющее два вечных начала: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), цель бытия — разъединение пуруши и пракрити
 Ньяя – школа ортодоксального индуизма, уделявшая главное внимание- теории познания и логики.
 Вайшешика – ортодоксальная школа атомистов, считающих причиной движения атомов сверхъестественную силу — адришта (невидимое).
 Йога – ортодоксальная школа индуизма, ставящая целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны).
   Неортодоксальные школы древнеиндийской философии
 Буддизм – религиозно-философское учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь освобождения от страданий.
 Джайнизм – религиозно-философское учение, требующее строжайшего соблюдения аскетического поведения и принципа ахинсы – непричинения вреда живому.
 Чарвака–локаята – материалистическое учение, отвергающее существование Брахмана и Атмана (бога-абсолюта и души), признает наличие четырех элементов: земли, воды , огня и воздуха как единственную реальность материи.
      Основные понятия древнеиндийской философии
 Брахман – высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир с о всем, что в нем находится.
 Атман – в индийской философии всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа.
 Сансара – понятие, заключающее в себе идею перерождения в образе человека, бога или животного.
 Карма  - понятие, обозначающее сумму совершенных поступков всяким живым существом, которые определяют  характер его нового рождения и последующего существования.
 Нирвана – понятие индийской философии, где означает высшее состояние вообще, конечная цель человеческих стремлений, отрешенность, успокоение, блаженство.
 Ахимса – принцип ненасилия, не нанесения вреда всему живому
 Жизнь - страдание в философии буддизма
 «Три жемчужины» - в философии джайнизма есть  правильное: поведение, познание, вера
 Литературные источники древнекитайской философии
 «И цзин»  - «Книга перемен», самая сложная из древнекитайских канонических текстов, создавалась в 5-3 вв. до н.э. В основе ее – постоянно изменяющаяся Вселенная, в которой взаимодействия сил Инь и Ян порождает все вещи и явления.
 «Дао дэ цзин» - книга «О Пути и добродетели», приписываемая Лао-цзы
 «Лунь юй» -  «Беседы и суждения», книга составлена учениками Конфуция  из его высказываний и поучений. Содержит требование соблюдения строгой субординации внутри общества, почитание знати и старших (сяо, ди), «верность правителю и своему господину» - «чжун»
 Основные понятия древнекитайской философии
   Тянь – небо, единый принцип, творческий закон, высшая сила, управляющая Поднебесной
 Дао – путь.
 Увэй – недеяние, невмешательство.
 Ци – материальная основа мира в виде мельчайших частиц, своеобразная жизненная энергия
 Инь –  (земля), темное женское начало
 Ян –  (небо), понятие, обозначающее свет, светлую сторону горы, ущелья, реки
 У-син – «Дерево, вода, огонь, металл, земля»  -  пять первоэлементов, указывающие  в «Книге перемен» на связи человека с природой
 Фа - (закон) основное понятие легизма
 Цзюнь-цзы – добродетельный муж
     Добродетели «благородного мужа» (цзюнь-цзы)
  Жень – человеколюбие, этот принцип гласит: «Чего не желаешь себе, того не делай другим»
 Ли – этикет, ритуал, церемониал, «установленный порядок вещей»
 И – долг, справедливость.
 Сяо – почтительность.
 Чжи – знание, мудрость.
 Основные школы древнекитайская философия       
 Даосизм – учение Лао-цзы, о пути, извечном, естественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной (Чжуан-цзы)
 Конфуцианство – учение Кун-цзы об идеальном человеке (цзюнь-цзы) - благородном муже не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе пяти нравственных качеств. «Исправление имен»- концепция Конфуция, согласно которой «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын - сыном»
 Моизм – философская школа Мо-цзы основная идея которой – «всеобщая любовь», т.е. отвлеченная любовь ко всем, противостоящая принципам жень (гуманности).
 Легизм – этико-политическое учение школы законников фацзя об управлении человеком, обществом и государством.
 Минцзя – школа «имен» (мин), софистов, отличавшихся умением спорить с помощью парадоксов, доказывая условность, относительность, изменчивость явлений и вещей («вещь только родившаяся уже умирает»)
 Три вида космической энергии человека
 Цзин – энергия зарождения всего сущего, живого организма
 Ци – светлая или темная материально-духовная энергия, основа жизни человека. Путь к успеху, здоровью и счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
 Шень – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци)