15-летний маньяк

Александр Козлик
   Это дело было уже в далеком 1964 году. В простой рабочей семье Нейланда, в Ленинграде, в 1949 году родился мальчик и назвали его Аркадием.  Отец был слесарем, а мать работала санитаркой. Мы часто задаемся вопросом:  откуда и почему появляются маньяки и преступники? И в  наш 21 век все чаще появляются люди, способные, не задумываясь, оборвать чью-то  жизнь, во имя собственных корыстных интересов. И вот – один из ответов: семья и улица рождает маньяков, убийц  и прочих бандитов.  Особенно это видно на примере небольшой жизни Аркадия. Отец рано ушел из семьи, отчим и мать  не занимались ребенком, а если что-то он совершал, то били. И в  школе одноклассники его не любили. Аркадия не раз ловили на мелких кражах и тоже били. После 5 класса из школы его исключили, и родители отдали Аркадия  в интернат. Но и там он не прижился. Неоднократно убегал, задерживался в Москве. В конце концов  устроили на работу, подсобником на «Ленпищемаш». Но  Аркадий продолжал  воровать, прогуливал, а   потом и совсем пропал. Несколько раз попадался на кражах,  покушался на ограбление и разбойное нападение на мужчину. Против него возбудили уголовное дело, но с учетом возраста, прекратили, пожалели. А может быть и зря, если бы своевременно посадили или отправили в спец ПТУ, то и не было бы такого страшного преступления.
  27 января 1964 года в 12-45   поступил сигнал о пожаре по  адресу: ул. Сестрорецкая  дом 3 кв.9.  Выехавший наряд пожарных, в квартиру попасть не мог, дверь была заперта, пришлось лезть через балкон. Огонь быстро погасили, но представшая перед ними  картина, вызвала ужас, даже у бывавших в различных переделках пожарных. Огонь затронул только одну комнату, во второй – все перевернуто: стулья, мебель, ящики выброшены  и всюду кровь, на стенах, мебели, кровати,  а у пианино труп молодой женщины и рядом труп ее 2-х летнего сына, с глубокой раной на голове. На месте преступления преступник оставил топорик. Из квартиры пропали: 57 рублей, пачка облигаций, носильные вещи, фотоаппарат «Зорький», продукты из холодильника.
   По тревоге был поднят весь личный состав ГУВД (тогда назывался УООП), дело было поставлено на особый контроль. ( Не удивляйтесь! Это сейчас у полиции такие преступления не вызывают особой тревоги. Тогда поднимали весь город на ноги. Создавали бригады по раскрытию  преступления  и работали день и ночь).  Уже к вечеру 27 января, удалось выйти на предполагаемого преступника. Соседи слышали крики женщины и плач ребенка с 10 до 11 часов, а дворник в это время видела подростка лет 15-16, на лестнице. За несколько дней до  убийства, в  этом же подъезде задерживали двух подростков: Нейланда и  его приятеля Кубарева, за кражу вещей из квартиры.  Они подобрали ключи к замку, проникли в квартиру, схватили первые попавшиеся  вещи, сложили в сумку  и выскочили на улицу. Навстречу им попалась хозяйка, которая опознала сумку, стала кричать и их задержали.
   Нашли Кубарева и через него выяснили, что они с Нейландом  подбирали «богатую» квартиру, чтобы ограбить и поджечь, уничтожить все следы, а затем поехать на море, по развлекаться. Провели обыск в квартире у Нейланда, и выяснили, что там  пропал топорик, который  был найден на месте преступления. По стране разослано было описание примет Нейланда, перекрыты автобусные и железнодорожные вокзалы. Он был задержан в Сухуми, когда вышел из поезда. При нем обнаружили ключи от квартиры, где было совершено убийство, фотоаппарат, кровь на одежде и еще кое-какие вещи.
  Будучи  задержанным, Аркадий не стал отпираться, сразу же признался в совершенном преступлении и все подробно рассказал, ему даже нравилось такое внимание к своей персоне.
 Он рассказал, как в половине девятого позвонил в квартиру, открыла двери ему молодая женщина, и он спросил ее, здесь ли живет Валя Соколов. Женщина ответила отрицательно и закрыла двери. Он постоял, прислушался. За дверью  были слышны только голоса женщины и ребенка. Тогда он снова позвонил, и когда женщина опять открыла двери, выхватил топорик и стал ей наносить удары. Всего нанес ей 17 ударов.  Тут же был и ребенок, чтобы не кричал, ударил и его по голове. Затем  пошел в ванную, помыл руки и стал искать деньги.  После того, как упаковал награбленное, захотел есть. На кухне пожарил себе яичницу, поел варенье. Его пальцы со следами варенья,  были найдены в квартире.  На фотоаппарат сфотографировал убитую в различных  непристойных  позах,  открыл кран с газом  и поджег квартиру. 
  Все это Аркадий рассказывал спокойно, даже смаковал подробности, так как был убежден, что ему, как малолетнему преступнику, больше 10 лет не дадут. В совершенном преступлении не раскаивался, даже на суде он заявил, что когда отсидит, то опять будет совершать преступления.
  Но не все получилось, как  он планировал.  Преступление вызвало небывалый общественный резонанс по всей стране: на заводах, фабриках прошли собрания с требованием расстрелять маньяка. Были многочисленные обращения граждан в Президиум Верховного Совета СССР с требованием о расстреле. Его судьба решалась фактически уже не в суде, а в Кремле.
  17 февраля 1964 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, допускавшее применение в отношении несовершеннолетних высшей меры наказания – расстрела. Хотя закон и не допускал обратной силы, преступление ведь было совершено до его принятия, но в данном случае, приняли еще и специальное постановление в отношении Нейланда.
  23 марта 1964 года Аркадия Нейланда , 15-летнего подростка, приговорили к смертной казни. Приговор осудили на Западе, вызвал он негативную реакцию и юристов, которые указывали на нарушение существовавшего законодательства и норм международного права.  Тем не менее, 11 августа  1964 года  приговор в отношении Аркадия Нейланда был приведен  в исполнение.