Любите ли вы подарки так, как люблю их я

Галина Кириллова
         Полезла я в шкаф достать свежее постельное бельё, стала рыться в большой стопке простыней, ночнушек и скатертей и вдруг увидела кончик какой-то симпатичной штучки, потянула её, как Красная шапочка перед бабушкиной дверью, и вытащила …. французский лифчик в нежный розовый цветочек.
         Было ли с вами такое: ищете книгу о пользе утренней пробежки, которую вы купили лет двадцать назад, но из-за сложности применения засунули на верхнюю полку и забыли  про неё надолго? А теперь не только нашли  её, но и обнаружили на пятнадцатой странице спрятанные сто рублей.
         Правда, это радостно?!
         И воспоминания о прежней небедной жизни вдруг натолкнули на мысль, а не перечитать ли еще несколько книг или хотя бы их перелистать. Вдруг еще что-нибудь найдется полезное для хозйства.
        Воспоминания буквально нахлынули на меня. Слово «нахлынули» мне  очень нравится, потому что оно похоже на большую тугую волну, которая накрывает с головой и в которой ты барахтаешься в надежде выплыть, но постепенно понимаешь, что сделать это с каждой минутой всё трудней. И просто тонешь, уже не думая ни о чем.
        Так и здесь – обычная лямочка с кружевами вызывает такие трогательные воспоминания, что хочется сесть за стол, подпереть щечку рукой и всплакнуть, как Аленушка на известной картине Васнецова.
        А почему спросите вы - вдруг такие сильные эмоции. И я со слезами в глазах отвечу: потому что это было неожиданным, очень трогательным и бесценным для меня подарком.
       …..Детство моё прошло в бедности, если не сказать в нищете. До пяти лет носила я одно и то же платье, которое в конце концов превратилось в прозрачную марлю и через него можно было смотреть на мир, как смотрят макароны в дуршлаге, когда вы их вынимате из кастрюльки.
        Экономия была во всем, поэтому когда я пошла работать, то на первую свою зарплату  купила себе сразу два одинаковых свитера. Почему два? Один – голубой, другой синий – на смену. Ведь они были такие красивые и недорогие. И я могла щеголять в свитерах в обтяжку и ловить завистливые взгляды подруг и незнакомых  молодых людей.
       Постепенно я обрастала  юбками, платьями, кофточками и шарфиками, но… всегда моей несбыточной мечтой было красивое кружевное белье, которое я однажды увидела  в каком-то заграничном журнале. Мы-то носили смешные хлопчатобумажные бюстгалтеры и почти что семейные трикотажные трусы, которые после третьей стирки могли сойти за  небольшой парашют для новичка-первогодка срочной службы.
       Мечты исполняются, конечно, но не так быстро, как хочется.
В мою первую поездку в ГДР (для молодых – Германскую Демократическую Республику, которая потом вошла в ФРГ) я купила себе вожделенный предмет женского гардероба, но на два размера больше. Просто не было в магазине других размеров. Я вернулась домой, стала примерять обновки и приладила и эту красоту на свою худощавую фигуру. Кое-чего не хватало. Пришлось доложить ватки и бюст превратился в такую приятную выпуклость, о которой я и мечтать не могла.
         На следующий день я пришла на работу в новом виде и поняла, что зависть бывает не только белой, но и серой, и темно-коричневой, и черной.
Через неделю дерзких комментариев по поводу изменений в фигуре пришлось мне отказаться от красоты и вернуться к своим прежним объемам. Мужской и женский народ опять взбудоражился и я стала на три дня объектом неподдельного внимания, но уже без явной зависти. Правда, некоторые мужские сотрудники подходили очень близко, почти что тёрлись об меня  и пытались шутить по поводу внезапной потери веса именно в этом пикантном месте, но я молчала, только загадочно улыбалась.
        Когда всё затихло, я продала кружевную красоту знакомой девчонке, но долго сожалела, что так и не пришлось раздеться в приличном месте и поразить воображение какого-нибудь Ромео.
       Ладно, проехали. Будем заниматься другими делами. Например, искать жениха, выходить замуж, рожать детей и думать о хорошем.
       Так на двадцать лет моя мечта осталась неосуществленной.
И вот прошли годы. Муж нашел другую даму, дочка выросла и вышла замуж. Я работаю переводчиком, деньги вроде есть, но наряжаться не для кого, поэтому я только посматриваю на эти чудеса на витринах и удивляюсь на тех, кому не жалко отдавать тысячи за кружева и цветочки.
       И вдруг…. Наступает мой день рождения. Мои болгарские подруги предлагают мне пойти в магазин и выбрать подарок. Я думала, что они меня потянут в посудный отдел и купят какую-нибудь чашку-кружку или вазочку или еще какую-нибудь нужную в хозяйстве вещь… но они потащили меня именно туда, где висели эти предметы женского туалета. Дело было в начале апреля. На улице минус пять. Из-за своей зябкости я еще в дубленке, шапке, теплой кофте и шерстяном шарфе.
          Они стали перебирать вешалочки с лифчиками и предлагать мне на выбор то черные, то розовые, то белые кружева. Я сопротивлялась, как могла. И что сделали они, мои упрямые прекрасные подруги, - затолкали меня в примерочную, сдернули дубленку, шапку, кофту и напялили на меня то, на что я дрожащей рукой показала. Розовую красоту с мелкими цветочками.
         И потом торжественно мне это вручили - уже при всех, смеясь и рассказывая в лицах, как я краснела, бледнела, не давалась, но они меня прижали к стенке, раздели донага и заставили мерять французские кружева.
Я глотала счастливые слезы и думала: есть еще на белом свете люди, которые умеют и хотят дарить другим радость.
        Потом девчонки уехали к себе в Болгарию, а я еще лет пять носила бюст, в котором была похожа на красавицу из журнала. И он не растягивался, не уменьшался, не тускнел, а оставался таким же завлекательным, пока я уже не стала старушкой и не засунула его в дальний угол, с сожалением и легким вздохом о прошедшей молодости.Смеюсь, конечно. Это было не так уж давно - лет двенадцать назад.
       Вот такие щемящие воспоминания о, казалось бы, ерунде.

…. Что еще приходит на ум, когда я думаю о подарках.
          У нас на работе была секретарша, которая всем казалась немного заносчивой. Она редко щебетала с нами за чашкой чая. Всегда была немного отстраненной, поэтому мало кто её любил. Трудно дружить  с человеком, который на твои простые вопросы односложно отвечает – да, нет.  Без подробностей и без веселого смеха, который так любят все на работе - и для разрядки ежедневной тягомотности, и для бодрости, и для заострения ума и чувства юмора.
        Но вот наступает её день рождения, а у нас традиция – собираем деньги, я хожу по магазинам и выбираю нужный по жизни или сувенирный подарок. Который всегда можно передарить, если не понравится самому.
В этот раз мы решили подарить этой гордой девушке солонку из гжели. Да, она была недешевой, но очень красивой и стильной.
        Девушка приняла наш подарок без счастливой улыбки, но с благодарностью. Угостила нас вафельным тортиком и пряниками. Без вина. А мы-то уже подготовились, и были очень удивлены скромности угощения.
Списали такую скаредность на гордый характер и не стали заморачиваться. Ну не выпили за здоровье, да и не надо! Главное, посидели, пошутили и дальше пошли работать.
        … Через какое-то время мой муж получил премию, и мы решили купить новый диван. А куда деть старый? Я поделилась своими проблемами с соседкой по кабинету и не заметила, что «гордая девушка» тоже  слышит мои слова. В коридоре она подошла ко мне и сказала: «Я слышала, ты отдаешь диван бесплатно? Можно я его заберу у тебя?»
        Вот уж от кого не ожидала такого, так это от неё. Но, честно говоря, очень обрадовалась – и тому, что диванчик пристрою, и что гордячка снизошла до меня.
       В субботу мы погрузили мебель в грузовичок и поехали к ней.
Жила она в центре, в большой однокомнатной квартире. В пустой квартире! В пустой! Был только кухонный стол, раскладушка и зеркало.
       Наш диванчик пришелся очень кстати. А когда она спросила – хотим ли мы чаю, и мы ответили «да», она…. поставила на конфорку кастрюльку с водой. У неё даже чайника не было!
       А мы-то подарили ей дорогущую гжельскую солонку.
       За чаем она рассказала, что попала в эту квартиру из студенческого общежития по просьбе одной знакомой бабули, которая попросила её ухаживать за братом. Он был запойным алкоголиком, но бабуля сказала: умоляю, не оставляй его, за это он отпишет тебе квартиру. И бедная девчонка лет пять мучилась с дядькой, пока он не умер.
        Все его пожитки она выбросила, а денег купить мебель и посуду не было, вот так она и живет.
        Гордый характер не давал ей жаловаться и плакать,но она получила такой подарок от судьбы, что можно было уже начать жить по-новому и забыть про драмы и трагедии житья со старым пьяницей.
       С тех пор я стала ярой поборницей не покупать подарки, а отдавать новорожденному конверт с деньгами, чтобы человек сам выбрал то, что ему надо.

       ….. Моя подруга – учительница начальных классов однажды сказала мне: представляешь чудаки-родители подарили мне на День учителя корабль из конфет за полторы тысячи! Лучше бы деньги мне дали, и я бы купила кофеварку. Зачем мне эти дурацкие конфеты?
       Я стала объяснять, что деньги в конверте – это всегда воспринимается как взятка. И им не хочется ставить тебя в неудобное положение. Но она не согласилась со мной и долго возмущалась.
        И я, честно говоря, не знаю, права она или родители, которые хотели, как лучше, а получилось «как всегда невесело».

    …….В последнее время  все  вдруг заговорили о том, что мысли материальны. То есть, если хорошенько подумать и представить себе конкретно, что именно ты хочешь, то через некоторое время можешь это получить. Почти что как в сказке про Емелю – По моему хотенью, по щучьему веленью. То, что мне (а, может, и не только мне!) нравится больше всего: лежи себе полёживай, мечтай о принце на белом коне, а вечером вдруг звонит в дверь сосед с пятого этажа и приглашает тебя … в пивной бар. Посидеть и пообщаться. Жаль, конечно, что не в Париж на Елисейские поля, и что ему не тридцать, а пятьдесят с хвостиком, и что он далеко не романтик, а реальный «пацан» и ему нравишься не столько ты, сколько твоя квартира…. Но всё-таки мужчина. Свободный. И даже с чувством юмора –вон какие длинные стихи про приключения негра в России рассказывает.
      Короче, я тоже решила воплотить мечту в реальность и заказала себе шубу.Моя итальянская дубленка, купленная шесть лет назад, уже не так хороша и почти что не греет. А хочется быть не только хорошенькой, но и тепленькой в студеные зимние дни, поэтому я время от времени захожу в меховые магазины и прицениваюсь к шубкам.
        Однажды непогода загнала меня в один такой недешевый магазин на Петроградской. Девчонки-продавщицы буквально набросились на меня и стали предлагать то куницу, то хорька, то норку. Но я скромно сказала: мне нужен мутон. И они притащили на выбор бежевую, черную и серебристо-голубую. С капюшоном. В которую я влюбилась с первого взгляда и которая стала  мне сниться почти что каждую ночь.
        Цена, однако, на шубку была для меня заоблачной, поэтому я стала горячо мечтать, чтобы кто-нибудь мне её подарил.
Кто? Павел Дуров? Билл Гейтс? Бывший муж, который живет теперь под таким каблуком, что даже на 8 марта не смеет мне цветок подарить.
      В общем кто-то. Неважно, главное замечтать и визуализировать. Вот это последнее слово даётся мне хуже всего. Я хоть и художник, но никакого пространственного воображения у меня нет. Я рисую, как теперь говорят, интуитивно, то есть абсолютно без правил, полагаясь на своё чутьё и особенный взгляд на жизнь и природу.
     Вы не поверите, но мне на самом деле подарили то, о чем я так страстно мечтала.
      Вернее, так дело было: позвонила подруга и спросила - ты уже купила себе шубу? Нет? У меня есть одна, немного ношеная, но, в общем, целая. Мутоновая, как ты хотела. Правда не голубая, а черная, но ты ведь знаешь, дареному коню в зубы не смотрят.
       Пришлось мне ехать через весь город за шубой, забирать её и тащить домой. Конечно, ей было далеко до моей мечты. Но ведь желание исполнилось. А если получилось не так, как хотелось, то значит ты, моя голубка, еще не научилась как надо «визуализировать». Так что, давай  «тренируйся на кошках» и мечтай дальше.
      При повторном осмотре я поняла, что шуба эта мне не нужна и повесила её в коридоре. Дочка моя наткнулась на неё, и получился страшный скандал из-за того, что я  «таскаю в дом всякое барахло», и от него уже некуда деться, и что в мои годы пора уже угомониться (читай – тренироваться складывать лапки на животе и дышать через раз, чтобы не было мучительно больно уходить на тот свет). Еще две недели мы не разговаривали. А потом я эту шубу благополучно подарила нижней соседке-таджичке, которая почему-то не бросилась ко мне на грудь со слезами благодарности, а только удивленно взяла тяжелый мех и унесла его к себе в норку.
       Вот такой был у меня случай с долгожданным неожиданным подарком.
(Маленькое отступление: когда я спросила у своей внучки Мариночки – как она понимает пословицу «Дареному коню в зубы не смотрят», она внимательно посмотрела на меня и сказала: «Ну,у него, наверное,  зубы плохие и дыхание несвежее, поэтому и стараются не смотреть, чтобы неприятно не было»)


………..Я могла бы еще долго вспоминать о подарках. Но, думаю, у каждого таких историй десятки и сотни. Так что не стану расписывать ситуации когда ты даришь нигу или вазу одному человек, а это потом непостижимым образом возвращается к тебе через пятые-десятые руки, и ты понимаешь, что книга и ваза  передарены много-много раз. И тебе смешно, но и грустно от того, что ты не угадала желания того, кому этот подарок предназначался. Хоть и ходила по магазинам и выбирала, вроде бы, с душой…..

       А напоследок что хочу сказать: с годами радость от подарка почти равна радости эти подарки дарить, а не получать. И чем ты  старше, тем больше это приятное чувство, когда ты видишь, что человек радуется и принимает подарок с удовольствием, особенно, если ты сделал его своими руками. Или нарисовал. Теперь-то, когда я известная в узких кругах художница, мне надо раскошелиться только на приличную рамочку, всё остальное – и пейзаж, и букеты, и кошек я ваяю почти профессионально. Так что дарить не стыдно.
И это так согревает душу и сердце. И делает жизнь приятней, несмотря на все пертрубации.