Не только Кухня...

Игорь Гудзь
Работая выпускающим редактором театрального сайта nrgblog.com я встречаюсь с актерами московских театров, беру у них интервью. Некоторые их мысли возможно покажутся интересными... .

Елена Подкаминская, актриса театра Сатиры, сегодня она главная героиня нашумевшего сериала "Кухня" (арт-директор Виктория Гончарова), в театре  занята в спектаклях:
—  Таланты и поклонники — Александра Негина
 — Мольер (Кабала святош) — Арманда
 — Слишком женатый таксист — Барбара Смит
 — Хомо Эректус — Кси
 — Средства от наследства — Изабелла
 
Елена невероятно талантливая актриса, и столь же невероятно глубокий человек, и мне кажется - она ещё только на пути к ... своей главной роли!

Итак:
... Я никогда не смотрю, ни до начала спектакля, ни во время действия в зрительный зал, никого там не рассматриваю, мне это, как-то и не нужно! Мне это никак не помогает в работе. Правда бывают такие вещи, как например, наш дипломный спектакль по мотивам рассказов Аверченко «Летние страсти», я играла трех разных женщин – так вот там все было выстроено таким образом, что почти в каждом движении своей роли я разговаривала со зрителями. Я вообще считаю, что подготовить зрителя к адекватному восприятию, особенно сложных, психологических спектаклей просто невозможно. В жизни каждого человека или случается вот такое приобщение к культуре с самого детства, к каким-то вечным ценностям - есть ли у человека душа, а это значит, есть ли у него разговор с самим собой - о нравственном и безнравственном, о честном и бесчестном, о добре и зле, или …такого приобщения к культуре не происходит! Поэтому, как-то искусственно подготовить зрителя к конкретному спектаклю не получится, поскольку каждый человек в силу просто судьбы своей и степени подключенности во все «художественное», может или воспринимать по-настоящему произведение искусства, если таковые еще остались в нашей профессии, или … отторгать их, или …. просто оставаться равнодушным.

Процесс вхождения в образ, на мой взгляд – это, с одной стороны, некое таинство, где много всего интуитивного, а с другой стороны – это такой, наверное, язык профессиональный, техника, мастерство, которому ты учишься в институте, а потом учишься и всю оставшуюся жизнь. Потому что, каждая новая роль – это новая ступень в познании, и актерства, и … самой себя. Или даже старая роль – все равно, каждый раз ищешь что-то в ней новое! Для того, чтобы вскрыть смысл образа, а это для меня очень важно, а что бы его вскрыть – его надо понять, так вот, для этого актеру нужно обладать внутри себя каким-то особым миром. И конечно, это должен быть внутренний мир …духовного человека! Для меня, актер – это такой человек, который задает себе вопросы обо всем на свете: о добре, о любви, о верности, о мужестве… , и который задает эти же вопросы и своему персонажу, именно для того, чтобы в нем разобраться, то есть как раз вскрыть его смысл. Вот такой разговор, причем - это обязательно диалог, с образом – это и есть попытка открыть, придумать живого человека, вдохнуть в него жизнь, объяснить себе, как говорят, в «пошаговом» таком режиме, почему он так или иначе действует, говорит, думает. Еще Станиславский говорил, что образ – это совокупность отношений! Вот и надо постараться эти отношения выстроить – как, к кому и почему твоя героиня именно так относится, почему она вот здесь выдерживает испытания жизнью, а здесь – ломается. У меня к моему персонажу всегда существует очень и очень много …вопросов! Это как бы первичный этап вхождения в образ, а дальше, для меня очень важно такое слово, или такое понятие – как тон! Я должна найти особый, индивидуальный, только ему присущий тон этого персонажа, совершено отличный от других, причем это открывается неожиданно, иногда. В каком-то совершенно элементарном или, наоборот, в самом сложном месте, меня как будто «простреливает» – ах, вот она какая, моя героиня! И еще в моей работе над образами, особенно в театре, я отталкиваюсь от пластики, мне очень важно именно пластически прочувствовать образ.

Во всех своих ролях, даже если они касаются комедии положений, я всегда ощущаю некое чувственное напряжение. Потому что в каждой работе ты находишь какую-то черту особенную, та же легкость, например, которая присуща моей героини, вот это ее журчание, вот это ее радостность, что бы там не происходило, такие «брызги шампанского». Это состояние ее надо длить, длить и длить во всем, понимать, как она через это перемалывает все обстоятельства жизни, пусть даже совсем неприятные, как на них реагирует, как их проживает. Все дело в роли. Если это репертуар классический, которого в моей актерской жизни было крайне мало, хотя счастье мне все-таки улыбнулось, я работаю в спектакле нашего театра «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, играю Негину. И, конечно же, там разговор идет очень серьезный о душе.


P.S. Блог Елены Подкаминской - http://www.nrgblog.com/blogger/blog-5-155.htm