Портнихи

Александра Румянцева3
 Ниночка пришла к подруге совсем рано. Шура еще спала, когда та тронула ее за плечо.
   "Ты чего такую рань притащилась? Сама не спишь и мне не даешь- начала ворчать девочка и осеклась.-Это откуда такое красивое платье?" Ниночка была в новом платье,  не в перешитом из маминого , а в НОВОМ. Платье было необычно красиво. По голубому ситцевому полю разбежались редкие розочки. Между ними вились тонкие коричневые веточки с нежными зелеными листочками.  Платье было отличное.
"Так, откуда платье?"-с плохо скрываемой завистью повторила девочка
"Крестная привезла. Вчера вечером приехала. Навезла гостинцев. А нам с Галькой по платью"
 Крестная Нины жила далеко на Украине. Раньше она жила в деревне. Была она замужем за пьяницей шофером Васькой. Он пил часто, а пьяный безжалостно  бил жену. Он ревновал красавицу Людмилу ко всем больным мужикам. Люда работала медсестрой. Вот из-за одного такого избиения у нее что-то порвалось внутри, и она не могла иметь детей. Все это Шура узнала, когда мама разговаривала, не обращая на нее внимания, с Людиной старшей сестрой. Долго она терпела издевательства, но однажды уехала, ничего не сказав мужу.  Он ее искал, пил еще сильнее, орал, что без Людки жить не будет, любит ее. И не живет. Он утонул, когда уехал на рыбалку. По деревне полз слух, что утопился, на помощь не звал, хотя мужики рядом были. Похоронили его по-христиански, не как самоубийцу. Люда домой, пока он жив был, не приезжала, а сейчас, вот, приехала. Да не одна, а с новым крестным. А детей- нет.  Все это Ниночка поведала, то и дело крутясь перед зеркалом, что висело у кровати. Она явно воображала. Рыженькая, худенькая, в новом платье она стала красивее и взрослее.
  "Ладно, побегу, мне всех теток обойти надо, сказать, что крестная с крестным приехали. Бабушка вечер завтра соберет"- Нина говорила быстро и краснея. Шура поняла, что ей не терпится показать всем новое платье. Как она понимала Ниночку. Да, будь у нее такое платье, она бы еще вечером всех оббежала.
  У Шуры тоже есть крестная, но она ее не помнит. Живет эта крестная в Москве. В деревню Надя никогда не приезжает. У нее все родные умерли, так что в деревне ей делать нечего. За могилами смотрит Шурина мама. Шура понимает, что такого платья ей не привезут никогда. Тут уж ничего не изменить. Нинке, просто, повезло, что Люда уехала на Украину.
    Расстроенная девочка пошла к Зойке. Рассказать подруге о новом платье не пришлось. Нина, оказывается, Зою посетила раньше, чем Шуру. Она перед ней крутилась и так и этак. Дело в том, что Зоя -девочка городская. Она просто живет у бабушки в деревне. Мама ее часто навещает и привозит красивые платья. Бабушка их носить не дает, потому что "все изгваздает сразу же". Это ее любимое выражение. И она, в общем-то, права. Долго чистыми девчонки не ходят. К вечеру  любое платье-не узнать. Но платья у Зои есть. И Нина ей завидует. Это у Шуры платья старые, после сестер. Тут завидовать нечему. Вот Нина и поспешила городской девчонке нос утереть.
   Подруги посовещались. Если Зойка могла нарядиться, то Шурке нечем ответить. Зойка не долго думала: "А, мы наделаем себе новые платья еще красивее."
 Шура не понимала, как они сошьют себе платья:  материала нет, шить они не умеют. Зойка пояснила, что платья он склеят из остатков обоев. По весне обе семьи переклеили обои. После работы остались куски. Их хранят на всякий случай. Обои красивые. Вот из них и наклеят девочки платья. Сказано-сделано. Девчонки притащили остатки и начали трудиться. Клеем была вареная картошка. Послюнявив ее, бумагу склеивали и раньше, когда делали игрушки на елку. Клей был плохой.  Он долго засыхал, но другого у подруг не было.
Первый блин-комом. Шура легла на кусок обоев, и Зоя обвела ее тело карандашом. Вырезала две половины платья, склеила их вареным картофелем. Когда клей высох, Шура попыталась платье надеть. Оно порвалось, так как было мало. После раздумий девочки решили, что клеить лучше сарафаны. Делать их пошире. Надевать будет легче. И работа закипела. Трудно было подогнать первые сарафаны, а потом дело пошло быстро. Девочки старались. Они и комбинировали обои, и отделывали другими полосками. У Шурочки сестра любила и умела шить. Два одинаковых платья никогда не шила. Девочка все это слышала и потому  в отделках знала толк. Сарафаны получились на славу. Чтобы Нинка не увидела их раньше времени, их унесли сушиться в баню. Решено было сразить подругу завтра.
   Утром Шура встала рано и сразу побежала к Зойке. Та тоже не спала.  Она уже все продумала: пойдут они к Нинке в новых сарафанах и в туфлях на высоких каблуках. Делаются туфли просто. К пяткам подогретой смолой сосны или гудроном приклеиваются пустые катушки от ниток. Их запас был в каждом доме, где были девочки. Когда смола застывает, катушки не оторвать. Они и заменяли каблуки. Ноги мажутся углем или глиной . Туфли готовы. Можно было сделать и босоножки. В этом  случае  брали длинную травинку, просовывал  между пальцам и обвивали вокруг ноги. Травинку завязывали. Можно босоножки  было делать и на каблуке, и без него, какие захочешь. Их украшали цветочками, которые подсовывали под травинку.  К Нинке решили идти в туфлях: это посолиднее. "Убивать подругу, так убивать" . Мелочиться не стали.
  Провозились подруги долго. Но, наконец, туфли сделали. Пошли  в баню. Там и надели новые сарафаны, помогая друг другу.  Девчонки прибежали домой, повертелись перед зеркалом. Очень красивые были наряды, но  они мялись от прикосновений. Девчонки решили не садиться и поковыляли к Ниночке. Идти на "каблуках" по дороге, вымощенной камнями, было непросто, но чего не вытерпишь ради красоты. По дороге их увидела Шурина бабушка. Разглядев сарафаны и туфли на каблуках, она долго хохотала и приказала идти домой и не смешить людей. За углом дома подруги посовещались и решили, что старуха в нарядах не понимает, и, прошмыгнув мимо бабкиного дома на цыпочках, пошагали дальше.
   У Нины их ждал кошмар. Ее крестная и крестный были у них. Увидев девчонок в бумажных сарафанах и на катушках, взрослые начали смеяться не хуже Шуриной бабушки. А Нинка не смеялась. Она разревелась. Она вопила, что у нее нет такого сарафана, что она бедная и несчастная. Уговоры и посулы нового платья не помогали. Нина дико завидовала подругам. Наконец, договорились, что ей тоже дадут сарафан. Она быстро нацепила каблуки , и все пошли к Шуре. Подрезали Шурин зеленый сарафан и получили наряд для Ниночки. Когда подруги вышли из бани, они просто плыли над землей в своих бумажных нарядах. Девчонки трижды продефилировали вдоль деревни. Встречные жители ахали, восхищались нарядами и, смеясь, шли дальше. А вот у Шуриного дома их поджидали.
   Сосед Пашка с мальчишками сидели на качелях, когда девочки подошли к дому. Сначала они просто смотрели на красавиц, потом  поняли, что сарафаны из обоев. Вот тогда подлый человек Пашка и дернул Зойку за сарафан. А Вовка - Ниночку. Наряды затрещали и расползлись на половинки. Девчонки в одних трусах оказались перед мальчишками. И, хоть, они сто раз купались в реке в таком виде вместе, но сегодня почему-то было стыдно стоять перед ребятами. Девочки закрывались обрывками бумаги. К Шуре, было ,бросился Сенька, чтобы порвать и ей сарафан, но Пашка так ему врезал, что Сенька упал. Вскочив в слезах, он бросился на Пашку. И быть бы драке, но подоспел Шурин брат, растащил драчунов. Дал обоим затрещины, и мальчишки притихли. Девочки убежали в баню. И на каблуках они неслись по тропинке без всяких помех. Там они одели новые наряды и снова вышли  погулять. Странно, но мальчишки больше их не трогали. Так несколько дней и ходили девчата в бумажных нарядах, пока не кончились обрезки обоев. Они и ремонтировали свои наряды, но  бумага- материал непрочный. Родители смеялись, ругались, но с подруг, как с гуся вода. Они были счастливы. У всех новые наряды чуть не каждый день, никто не завидует, кроме тех девчонок, с кем наши героини не дружили, а, значит, и пусть они завидуют.