Бросить папиросить

Андрей Войтов
Бросить курить? – Легко!

Текст этой статьи предназначен для тех, кто хочет бросить курить.
Автор сам курил около десяти лет и не курит более двадцати.
Первый раз попробовал курить в школе, в классе четвёртом. Бегали на болото – большой участок пересохшего болота около наших новостроек, размером примерно два на два километра – жгли траву. Однажды кто-то раздобыл  «Приму»... После внушения, сделанного родителями, многие не курили до окончания школы. Отец курил две пачки «Беломора» в день. В квартире всегда был запах табака, я – пассивный курильщик. Курить начал студентом. Курил всё – примерно две трети пачки в день, с азартом. Из-за желания мог выскочить из трамвая, чтобы купить сигареты и закурить... Через некоторое время уже безрезультатно пытался бросить. Удавалось не курить до двух месяцев. Но в компаниях оставаться некурящим, когда уже видели, что ты курил практически невозможно: предложат или сам не выдержишь и «стрельнёшь». Очень много искушения.
Совет из Библии: избегай искушений.
Первая серьёзная попытка бросить курить длилась более года, импульсом послужило прочтение серьёзной книги о вреде курения, однако эта попытка не стала последней...
Конечно, многие моменты уже забылись, но я давно собирался написать о своём опыте отказа от курения. Надеюсь, что он будет полезен тем, кто решит покончить с курением.
Человек, решивший бросить курить, скорее поверит мне, чем тем людям, которые не курили, а утверждают, что курить вредно. Недаром есть пословица: за одного битого двух небитых дают.
Метод очень прост. Не надо иметь сильную, железную, волю. Надо иметь желание и хитрый ум, чтобы уговорить, убедить, обмануть себя, того демона, который мешает вам жить без табака. Бросить курить можно за один день! – Просто убрать пачку с глаз долой и не курить – забыть, что это такое.
Вы можете это сделать? – Да, можете.
Что мешает и что будет дальше, я изложил здесь на своём примере.

Сначала разберёмся в чём проблема. Рассмотрим, как человек приобретает привычку, и что происходит потом.
Я полагаю, что механизм мало чем отличается от приобретения наркозависимости,
поэтому рассматривал всегда табак как слабый наркотик. – Вещества, которые содержит дым, включаются у курильщика в обмен веществ. (Недаром в СССР производство табака относилось к пищевой промышленности).
Почему человек начинает курить? – Поначалу ему даже может не нравиться. – Но однажды он поймает кайф и его зацепит, он на крючке. Не люблю употреблять сленговые словечки, но «кайф» – удовольствие – здесь самое подходящее слово. В чём заключается кайф? – Головокружение, всё плывёт, небольшая потеря координации движений, весь мир кажется благостным. На самом деле, это просто лёгкое отравление. Обратите внимание на землю около скамейки, где сидят молодые курильщики: она вся заплёвана! – Слюна выделяется как реакция на отравление.
Однако организм человека со временем адаптируется.
Поначалу происходит насыщение организма, то есть для получения кайфа курильщику требуется большая доза. – Однажды, выкурив сигарету, человек, не получив желаемого удовольствия, сразу берётся за следующую, пытаясь понять в чём дело. А дело в том, что добавленная доза никотина в процентном отношении к количеству, которое уже имеется в организме, невелика. В результате человек пускает деньги на ветер. – Курит, не получая удовольствия. – Зачем же он курит? – Всё просто: никотин, вещества табака участвуют в обмене веществ, они становятся необходимыми для организма. – Они наносят вред различным органам курильщика, человек знает об этом, но не желает отказаться от курения. У него возникает ощущение «как не поел». То есть, по-научному, – эффект абстиненции.
Через некоторое время человек, видя бесполезность курения – отсутствие кайфа, пытается бросить курить. Не курит несколько дней, затем снова берётся за сигарету. – Кайф появился снова. Что произошло? – Ясно, как божий день! – Произошло некоторое очищение организма, и сигареты хватило для того, чтоб вызвать головокружение. – Это крючок, который не даёт вырваться из привычки.
А между тем, возникают «механические привычки» внутри привычки курения. Я имею в виду привычки рук: вскрытие пачки, доставание сигареты, зажигание огня, манера держать сигарету, конечно, привычки вдыхать-выдыхать дым и так далее.
Вырабатываются поведенческие привычки. Что-то не так – за сигарету, что-то хорошо получилось – покурить, устал – перекур, чего-то ждёшь – что ещё делать! Появляются привычки курить в определённое время: утром натощак, после еды, на горшке, перед сном, во время выпивки и т.д.
И весь этот комплекс привычек опутывает  человека, как паутина. Кому-то может показаться, что из неё не выпутаться... На самом деле, надо только сильно захотеть, представить, что вы никогда  не возьмётесь за сигарету.
Вам сложно представить? Вам не нравится слово «никогда»? – Хорошо. Попробуйте обмануть того демона, который не даёт вам это сделать. Наверняка вы уже пробовали бросить курить и не курили несколько недель... Изменим формулировку:  представьте, что вы не будете курить больше года…
Меньший срок, как показал мой опыт, не гарантирует успеха предприятия.
Сформировать серьёзность легко – достаточно прочитать книгу о вреде курения... Этого запала хватит на несколько дней. Главное, на мой взгляд, в другом – как поддерживать это желание, пережить ломку, избавиться от механической памяти, как не сорваться... а стимулы и награды можно придумывать по дороге…
Серьёзное намерение – это не курить больше года. На это же время придётся исключить спиртное. У меня произошёл срыв из-за спиртного, когда я не курил больше года.
Попытка была серьёзной, удавалось контролировать демона даже во время выпивки, но до определённого момента. Однажды он выскользнул и соблазнил меня: я выкурил одну сигарету. Что произошло? Во время курения я даже закашлялся, как пионер: настолько я отвык... Что дальше? Так, я уже не курил год и три месяца. На следующий день не курил. На следующей неделе, я понял, что могу курить или не курить, и выкурил ещё одну сигарету. Демон поймал меня на гордости. – Я решил, что вреда не будет, если я буду курить одну сигарету в день. Так я курил одну неделю и был горд своим умением держать ситуацию под контролем. Однажды я выкурил две сигареты вместо одной и решил, что вреда не будет и в этом случае... Когда я добрался до пяти сигарет, демон набросился на меня, и я его уже не мог остановить. – Мне хотелось курить всё больше и больше. Изголодавшийся организм требовал насыщения. Очень быстро я вернулся к «своей норме», а затем превысил её. Я стал курить пачку в день до следующей, победной попытки... Но собрался на неё только через четыре года. На этот раз я «наказал» себя тем, что завязал пить на год и, конечно, учёл печальный опыт, скорректировав установку до: «ни одной сигареты, ни под каким предлогом, ни под каким видом, экспериментом и так далее»  – Лучше признать слабость своей воли и отдать должное противнику: да, курить по одной сигарете в день – это не для меня, – у меня чересчур азартная натура. 

Метод.
Сказать: с такого-то момента (дня) я не курю. Назначьте две даты. С разницей в три дня – это «запланированный срыв». Срыв запланирован: если вы сорвётесь, то у вас будет ещё возможность «начать новую жизнь» с другой даты. На самом деле, ваша основная дата –
вторая, а срок до неё – пробный испытательный. – Это для того, чтобы не травмировать свою психику. Однако не курить следует с первой даты.
Надо представлять, что вы никогда не курили. Представьте, что вы не разбираетесь в этом вопросе, что вам три года.
Смотрите на пачку, на сигареты, на то, как люди пускают дым с большим недоумением, как ребёнок, который не знает, что это такое: «какая-то коробочка», «первый раз вижу», «не знаю, что это такое», «мне это неинтересно», «неприятный запах».
Примерно месяца два надо себя  уговаривать. Главное, не врать себе. Моя рабочая формулировка: «да, воля моя не очень сильная, но не настолько, чтобы я не смог вытерпеть несколько минут...»  Вот этот момент самый важный во всём методе! Вам надо продержаться всего несколько минут, чтобы преодолеть желание. Будьте изобретательны!
Самое простое – попить воды, чтобы изменить кислотно-щелочной баланс во рту.
Не переедайте и вовремя освобождайте кишечник, извините. Совершайте физические упражнения, чистите зубы, считайте сколько дней вы уже продержались – делайте что угодно, только не курите! Чем больше пройдёт срок от момента курения, тем легче себя будет уговорить. Но не расслабляйтесь. Установка должна быть: «ни под каким видом не курю!»
Через некоторое время после начала жизни без табака можно немножко, но не сильно гордиться собой и делать небольшие подарки, например, покупать сок. Вообще, рекомендуется есть больше фруктов, витаминов. А моя рекомендация: пища должна быть разнообразной. Пейте минералку.
Очень опасно пить спиртное, если бросаешь курить. Дело в двух моментах: во-первых, расслабляется воля, внимание и можешь закурить чисто механически, во-вторых, напитки имеют другой вкус. Особенно это касается пива. – Вкус пива с сигаретой и без неё совершенно разный. Поэтому я и рекомендую бросить пить на год, чтобы избежать срыва.
Возможно, кому-то понравится не пить спиртное и дольше...
Прежде, чем решиться на избавление от вредной привычки, обязательно надо найти крепкие причины для этого. На мой взгляд, ими могут стать: здоровье, продолжительность и качество жизни, повышение работоспособности, появление ресурсов в виде времени и сил.

Ненавижу, когда курят девушки и женщины!
Особенно хотелось бы обратить внимание курящих беременных женщин и кормящих матерей! Ты что, дура? – Твоя кровь и кровь плода – одно и то же! Посмотри на снимки уродцев из кунсткамеры. А молоко? Чем ты кормишь ребёнка!

Если вы курите меньше пачки, то бросать можете сразу!
Докурена пачка или нет – значения не имеет. Главное, чтобы её не было перед глазами.
У меня лежало несколько пачек, в том числе открытая, в шкафу несколько лет, пока при случае я не отдал их курящим.

Желаю успеха! Да поможет вам Бог!