Самостоятельность

Маслова Ганна
Первая и долгая дорога измеряемая троими сутками в моей жизни стала хорошей проверкой на самостоятельность. Экзамен был сдан на отлично.  Без сомнений и страха с полной уверенностью в правильности своего поступка.

До 14 лет я ездила в сопровождении родителей. Выросшая среди колхозных полей, наивная, с детским взглядом на жизнь я жила в своем мире. Мире, где царило добро и доверие. И только мой мир существовал для меня и через видение своего мира я воспринимала людей частью своей жизни.  При этом не теряя свою индивидуальность имея свое мнение и отстаивая свою правоту.

Возможно со стороны взрослых казалось глупостью мое восприятие жизни и они старались вогнать меня в рамки окружающего общества. Будь, как все. Не выделяйся, ты не лучше всех. И если у тебя получилось лучше, чем у других это не о чем не говорит. Я слушала взрослых, но у меня ничего не получалось и тогда мое подсознание нашло выход. Я замкнулась в себе и мысленно провела черту между своим миром и миром общества. Как оказалось потом, такое состояние не может длиться долго. Решения здесь только два. С жизнью или без нее. Но это уже другая история....

Когда мои родители развелись отец каждое лето приезжал ко мне. После развода он уехал в Ереван к своим родственникам. Вместо подарков он оставлял деньги ссылаясь на то, что я расту и он не знает  размеров моеЙ одежды. И каждый раз провожая его на автобус мне становилось грустно. Самый близкий для меня человек уезжал и через год я смогу увидеть его снова. Один день в году и несколько часов в день для меня были счастьем.

Этой сильной эмоцией я жила последующие месяцы отправляя каждое письмо с любовью и ожиданием. Отец звал меня. Мне оставалась сделать один шаг ,который не требовал больших усилий в автобус и моя жизнь изменится. Но без разрешения матери, без ее согласия я не могла уехать. Ее доверие обмануть, значит обмануть саму себя. Смотря в глаза своему отцу я отвечала твердо
-Нет, я не поеду.
Автобус трогался и увозил отца в далекий Ереван. До следующего лета. Я буду ждать твоих писем.

Возвращалась домой я всегда радостная.  Конечно я мечтала жить с отцом. Не потому, что он лучше матери. Нет не лучше. Но ближе.У нас было много общего. Союз родственных душ.





 Проводив его, в голове цепко засела мысль уехать к отцу. Деньги он мне оставил. Сорока рублей мне хватало на дорогу, адрес я знала. Цель поставлена. Оставалось сделать первый к ней шаг.  И я приступила к действиям.

У матери очень мягкий характер. Она легко уступает и соглашается. Ее уступчивость помогла мне получить ее согласие на отъезд. Зная мой упрямый характер мать махнула рукой сказав:
-Езжай.
Сказала не подумав о последствиях.Разве она могла предположить, что я действительно уеду не зная дороги.Когда мать с отчимом уехали я взяла сорок рублей сказав бабушке:
Бабушка я уезжаю к отцу.-Она положила мне хлеб с помидорами в сумку на дорогу и благословила со словами:
-Езжай, тебе здесь делать нечего!-И моя первая самостоятельная поездка легла ковровой дорожкой.

Как добраться до Еревана долго не думала, вспоминая  слова "язык до Киева доведет".  Мои рассуждения сводились к простому плану. Приезжая в отпуск из Еревана  отец  всегда останавливался в  городе Курганинске, у родителей новой жены. До железнодорожного вокзала я доехала на автобусе Лабинск - Курганинск. Подойдя к справочному окну поинтересовалась.
-Когда будет поезд до  Еревана?- ответ тетеньке в окошке прозвучал для меня неожиданный.
-Поезда до Еревана здесь не проходят.
-А в каких городах он проходит? Тетечка перечислила мне ближайшие города. Я переспросила.
-Какой ближайший город?
-Белореченск.
-Как туда доехать?
-Автовокзал рядом. На автобусе доедешь.


Поблагодарив я помчалась к автовокзалу и купив билет до   города Белореченска я ощущала себя маленькой песчинкой в этом огромном мире. Впервые все решения я принимала сама и отвечала за свои действия без помощи родителей. Немного было страшновато но интересно. Возвращаться назад я не думала. Меня влекло вперед в неизведанное будущее. С замиранием сердца я продолжала свое путешествие.

В Белореченск автобус прибыл в 16-00 часов. Я уверенно подошла к справочному и на вопрос:
-Когда будет поезд до Еревана? Тетечка из окошка доброжелательно мне ответила.

-Завтра в 12-00 часов. Поезда ходят по четным числам. Билеты приобретаются по прибытию поезда.

 Вздохнув и оглядев вокзал я решила дождаться завтрашнего дня переночевав на жесткой лавке в здании вокзала. Утром до прихода поезда  заглянула в парикмахерскую. Сделав прическу и в приподнятом настроении я подошла к кассе. Расплачиваясь за билеты я вновь увидела обалдевшие глаза у кассира.

Такие глаза были у многих, и у парикмахера,и у пассажиров в автобусе, и в справочной. А вот у проводника не только были обалдевшие глаза, но еще и голос:
-Девочка, где твои родители?-с акцентом спросил проводник
-Я без родителей.
-А с кем ты едешь?
-Сама еду.
-Как сама едешь?
И пока стучащие колеса поезда приближали меня к намеченной цели проводник все бурчал."Как сама едет без родителей? Как можно отпускать девочку одну?"

Поезд прибыл в  Ереван рано утром. Зная адрес отца я подумала о такси. Но молодая женщина, одна из пассажирок всю дорогу косившая на меня диким непонимающим взглядом, помогла. Выходя из поезда и выставив багаж на перрон она не смогла забрать весь багаж и одна из сумок оставалась. Не долго думая я подхватила сумку.
-Я помогу Вам. Взгляд попутчицы стал мягче и добрее.
-Девочка, ты на такси не садись. Видишь где стоят желтые автобусы? Иди туда. До четвертого массива едет 26 номер. Скажешь водителю куда тебе надо и на нужной остановке выйдешь. Ты поняла?
-Да поняла. Спасибо .До свидание.
-До свидание.

Автобус был забит битком пассажирами. Я заняла место поближе к водителю и в течении часа неоднократно спрашивала.-
-Уже приехали?
-Девочка я скажу тебе, когда надо выходить - терпеливо отвечал водитель.
 Мне казалось, что водитель забудет и не скажет о нужноЙ для меня остановке.
   Раздававшееся вокруг незнакомая армянская речь меня не смущала. Меня вела цель и я видела те возможности которые помогают мне ее достичь. И вот наконец водитель мне объявил:

-Девочка твоя остановка. Перейдешь дорогу и там спросишь, где четвертый массив, первый квартал.
-Спасибо. Выйдя из автобуса и перейдя дорогу я увидела играющих детей.  Подойдя к ним  я спросила,- где четвертый массив? Дети смотрели на меня широко раскрытыми глазами. Моя одежда, мой возраст и моя прическа шокирующие действовали на людей. Особенно мой желтый сарафан с большими ромашками одетый поверх джинсовых брюк. На ногах спортивные кеды.
-Девочка- сказала проходившая мимо женщина - они не знают русского языка. Видишь возле девятиэтажного дома в нарды играют мужчины? Спроси у них.
-Спасибо. Меня удивило, что дети не знают языка.

То, что я нахожусь в другой стране, где свой язык, своя культура, своя история, мне даже не пришло в голову .Я верила в то, что русский язык знает вся планета. Ведь я же говорю на нем и отец говорит. Значит все должны говорить на русском языке. Подойдя к мужчинам и задавая им тот-же вопрос, заметила дикие и округленные глаза. Все трое забыли о нардах и смотрели на меня во все глаза.

Откуда такая? Возможно услышав мою чистую русскую речь они подумали, что у русских все может быть. Тем не менее они мне помогли.
-Видишь башенный кран? - указал рукой один из них, - иди на него там четвертый массив, первый квартал.
-Спасибо. До свидание.
-До свидание. Они проводили меня недоуменным взглядом.

А я с радостью в душе продолжала свой путь. Конечно отец встретил меня с распростертыми объятьями не веря своим глазам. Для него мой приезд был неожиданностью. Он сразу написал письмо моей матери, что я нахожусь у него. За время моего маршрута мне не встретился представитель власти и никто не сообщил о девочке одетой необычно странно. Ничего не просившая и за все платившая без взрослых. Дальнейшую учебу я продолжила в 150 школе города Еревана. Шел 1976 год.