Променад

Ирина Беспалова
                Променад

     Конечно, никому не было дела до моих книг, да и мне не было дела до моих книг,  хотя я и взяла с собой пять экземпляров. После обеда мы отправились на променад, до костела св. девы Барборы  (Варвары по-нашему), это второй по величине костел, после костела св.Витта в Праге, во всей Чешской республике. Он и строился соответственно - пятьсот лет,   даже иезуитами. Там отметилось целых пять государств - Чехия, Венгрия, Моравия, Силезия, Люксембург.  А началось все с того, что одного рудокопа руда придавила, а он успел помолиться святой  деве Варваре, она считалась покровительницей от внезапной смерти.  И его откопали и вытащили за ноги. Он на месте нынешнего костела поставил часовню со скульптурой этой святой,  (ничего себе, думаю, шахтеры зарабатывали) и с тех пор св. дева Барбора  покровительствует Кутно-Горе. Из часовенки до грандиозного готического храма - путь шахтера "Хоть бы нам святая дева Варвара помогла хорошо ориентироваться в этом мире, ясно различать, что правильно, а что неправильно, и когда остальные нас не понимают - выдержать", вот это я понимаю, молитва шахтера.
     Я купила серебряную монетку с изображением св. девы Барборы с  мыслью подарить ее Наташе, когда вернусь домой. Моя Наташа на днях сообщила мне, что квартира бабушки Давида, наконец, продана, нужно только дождаться полного оформления всех документов, а квартира на Моджанах фактически куплена, нужно только дождаться денег за квартиру бабушки, все это произойдет в начале мая, еще уйдет месяц на переезды, так что в июне, готовься, мамочка, я детей заберу.
     Все это я хотела рассказать Евгению Белозерову, когда мы возвращались в автобус, но я сомкнула кричащее горло, и завела любимую пластинку:
     - Женя, извини, а что то было, по-твоему,  загадочное племя "Русь"?!
     - Дискуссии по поводу возникновения этнонима РУСЬ ведутся уже не один век, - буквально сказал Женя, - но ясности от этого не становится больше. Новые гипотезы, число которых растет, все более отодвигают достижение сколько-либо определенного результата. Этимология этнонима РУСЬ разнообразна. Это и русское слово "русь" - свет (светлый), и шведский город Рослаген, и Рустринген во Фрисланде (кстати, переводится как "ржавые кольца"), и русалка РОСЬ и река РУСА, и финское слово РОУТСИ - гребцы, и иранское слово "рухс" - красный, по Г.Вернадскому. В связи с этим племя русь  по происхождению считают шведским (германским), иранским, а также славянским, - тут Евгений споткнулся и потерял нить изложения. А через несколько шагов мы ввалились в какой-то барчик, на посошок.

                Посошок

     Первой про книжку вспомнила Елена Немирович-Данченко. Но после того, как она опиралась на мою руку, я не смогла ей книжку продать. Я ей ее подарила. Потом подарила книжку и Гагариной Натали. Перед тем, как спускаться в шахту, она откинула волосы с шеи и показала мне шрам от вьетнамской пули, аккуратный такой, белый, в форме трезубца, залюбуешься. Ну, и, конечно, книжку Сергею Левицкому. Вот зря не передала с ним книжку для Бориса. Ничего, какие наши годы, передам.

     Всю обратную дорогу мы пели под гармошку Вячеслава Хомича без всяких помех со стороны каких угодно делегаций:

                - Ох ты, у-тушка-а, ты ли луговая,
                Мо-ло-душка, ты ли молодая...