Седьмое небо

Анатолий Дудник
Корабль на рейде Североморска. Только-только отгремели ноябрьские праздники. Столько выходных, что и не вспомнить когда же материальную часть в последний раз включали. «Если не включал, то и уверенным быть нельзя, что в нужный момент заработает!» - следуя этому простому тезису, я, как  старший инженер,   назойливо рекомендовал командиру боевой части  непременно включить станции  на излучение при первом же осмотре оружия и технических средств.

Всё хорошо: что должно работать, вращаться и излучать -  работает, вращается и излучает. Только через пару минут  следует доклад, что возникла проблема с антенным постом одного из двух радиолокационных комплексов. Тут, как раз, заканчивается  "проворачивание". Делать нечего: с командиром  группы, командиром дивизиона и командиром боевой части лезем на девятый ярус надстройки, где упомянутый антенный пост расположен.

Площадка по-авианосному просторная. Можно сказать – шикарная. Выше только мачта с «шариком» системы привода и посадки летательных аппаратов. С площадки всегда открывается  замечательный вид на прекрасное далёко, в том числе и на колено Кольского залива.

Только нынче нам не до созерцания. Смотрю прямо перед собой - глазам своим не верю: вибраторы на зеркале антенны радиолокационного комплекса согнуты, как после взрыва. Вокруг вращающейся части основания антенны, прикрытой брезентовым чехлом, привод горизонтального вращения намотал непонятно откуда-то взявшийся добротный фал. Толщина фала  такова, что на нём можно и катер поднять.

«Даже юбка порвана!» - проносится  в сознании. Сослуживцы тоже молчат под впечатлением от увиденного. Этот хмурый  день явно не задался: через минуту становится  ясно, что  есть ещё поломки. Вдоль мачты сверху вниз шёл внушительный пучок волноводов от антенных постов радиотехнических средств, расположенных выше.  Конец злополучного фала, почему-то, непостижимым образом был привязан к этому пучку.

В районе узла часть волноводов слегка погнута, часть изрядно, а несколько волноводов - порваны напрочь: то ли медь, то ли латунь не к месту весело отсвечивала из рваных ран. Доложили об учинённом по команде, составили акт по установленной форме. Из вышестоящего штаба прибыл офицер для «разбора полётов».

Оказалось все просто: вахтенному сигнальщику – молодому матросу, он понуро топтался рядом, по промозглой погоде было лень подниматься на специальную площадку мачты, где по штатному должен был крепиться сигнальный фал для подъёма флага на гафель. Сигнальщику удобнее было  крепить фал не к специальной утке, а к первой подвернувшейся под руку  конструкции на антенной площадке. И всё бы, как иногда бывает, обошлось, но геометрия своё веское слово сказала: при включении антенного поста на вращение, одно из крыльев антенны  зацепило и намотало  на вращающуюся часть основания фал, который натянулся и наломал дров.

Вечер был долгим:  под покровом сумерек, озябший, я старательно выбирал из кучи списанного хлама на радиотехнических складах  зачуханные  недостающие волноводы  для ремонта  повреждённых станций.

Вот такие  утки!

***

Гафель – специальный рей, устанавливаемый наклонно вверх сзади мачты. На военных кораблях гафель служит для подъёма Военно-морского флага.

Утка – двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов снастей небольшого диаметра. Снасть укладывается  на утку восьмёрками и удерживается за счёт сил трения.

Фал – снасть из растительного (синтетического) волокна, служащая для подъёма отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), парусов (например, грота, стакселя и др.) флагов, сигналов и т.п.