Другая Армия 4. Дорогами трёх войн. 3

Виталий Голышев
3. И СНОВА В ГЕРМАНИИ...


       22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия обрушила всю мощь своего подготовленного, приобретшего опыт ведения войны на западе, вермахта на Советский Союз. Отчаянным сопротивлением Вооружённые силы СССР  нанесли значительный урон фашистским силам, но остановить их продвижение вглубь страны не смогли.

       Остро чувствовалась нехватка опытных командных кадров высшего звена, способных оперативно построить гибкую,  стратегически грамотную оборону в приграничных сражениях. Упущения советского государственного и военного руководства привели к тому, что к октябрю 1941 года страна лишилась 70 % своего промышленного потенциала, сократила производство для нужд фронта почти в три раза, понесла огромные территориальные и людские потери, в том числе пленными 3,6 миллиона самых здоровых и подготовленных воинов.
 
       Но даже в этой критической обстановке страна сумела мобилизовать все свои потенциальные возможности для защиты многонационального отечества.

       …В декабре 1941 года моего отца позвала уже третья для него война. В военно-формировочный лагерь под Горьким, куда его направили, пришла разнарядка: в артполк. Прохор Голышев, офицер запаса, призванный с должности старшего бухгалтера министерства торговли Казахской ССР, сам попросился туда.
Сослуживцы начали было его отговаривать: дескать, в артполк нужен молодой,  а вам уже 46. Но отец решительно заявил: «У меня свой счёт к немцам ещё с Первой мировой. Кто, как не пушкари, помогут мне рассчитаться с ними?».

       Со своим 492-м отдельным истребительно-противотанковым артиллерийским полком капитан Голышев прошёл через ад Сталинградского сражения и Мелитопольское побоище. Грохот полковых батарей сопровождал его по Польше. В апреле 1945 года под Берлином 492-й ОИПТАП резерва Верховного Главнокомандования был придан 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. Армия с севера ворвалась в Берлин через его пригород Панков. Затем вела упорные бои за рейхстаг и овладела им. 2 мая 1945 года оплот фашизма – Берлин – пал.

       В этот успех внесли свою достойную лепту артиллеристы 492-го ОИПТАП 8-й ОИПТАБР (бригады) РВГК, о чём свидетельствовала благодарственная запись на стеновом стенде в историческом зале берлинского пригорода Карлхорст, где был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистского вермахта (автор статьи видел эту запись своими глазами в июле 1986 года). В день взятия Берлина 492-му ОИПТАП повезло – его отвели на пригородную дачу Г.Геринга. Великолепие дачи поразило артиллеристов и отца в том числе.

       Но капитану Прохору Голышеву чертовски хотелось ещё раз увидеть руины Берлина. Эта любознательность для него обернулась роковой трагичностью: в Берлине машина, на которой он с сослуживцами въехал в логово фашизма, подорвалась на мине. И не суждено было участнику трёх войн Прохору Николаевичу Голышеву стать свидетелем окончательной Великой Победы. Там же, под Берлином, в немецкой земле остались и два его младших брата – Николай и Борис…

       (За время Великой отечественной войны Прохор Николаевич был награждён орденами «Красной Звезды» (1943) и «Красного Знамени» (1944), а также медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1943) и тремя благодарностями от Верховного Главнокомандующего (1944)).


                Подполковник в отставке
                Юрий Голышев


        (Статья была опубликована 14 – 16 сентября 2004 года в окружной газете
 «Суворовский натиск» - печатном органе Дальневосточного военного округа).