В том числе и еврейский вопрос

Вячеслав Вячеславов
1988 год 19 июля получил сюрприз. На смене у Стаса, сидевшего за столом, увидел воскресный выпуск "Волжского комсомольца". Наклонился посмотреть, что там печатают? "Тусовка". Вот те на! Кого угораздило напечатать рассказ под таким названием?  А фамилия-то моя. Совсем  забыл, что послал туда рассказ, не очень надеясь, что напечатают,  привык получать отказы. 

Настроение повысилось. Да,  надо больше писать, нет-нет да напечатают, а я ленюсь. Трудно хороший сюжет придумать. Взял у Стаса новый журнал  «Сельская молодежь», про девчонок из спецПТУ,  под впечатлением родился сюжет, и минут за десять оформился в рассказ «В гости к маме», должен получиться интересным, надо только суметь написать.

http://www.proza.ru/2013/04/30/1808

Наконец-то жара кончилась, упала на несколько градусов, и стало вполне терпимо.

Экономические обзоры надоело читать, мусолят вполне очевидные, проблемы:  нельзя при нашей бесхозяйственности повышать цены. Надо навести порядок везде,  и уже это поможет снизить себестоимость, и продуктов и товаров. Но эту очевидную истину не хотят понимать.

Разоблачая Сталина, правильно говорят, что не он один виноват.  Это очевидно. Но на этом замолкают,  не идут дальше в развитии своей мысли, то ли потому, что не разрешают, то ли самим страшно признать, что наше государство должно вести счет годам с 24-года,  со смерти Ленина, когда к власти пришло новое правительство, и произошел медленный контрреволюционный переворот под старыми знаменами.

До этого ещё никто не додумался: воевать не против существующего правительства, а за него, то есть под видом заботы залечить больного до смерти,  отправить на отдых влиятельных лиц, предложить своих старательных помощников. Чем не орден иезуитов, не масонская ложа, не орден меченосцев?  Вот тема для сатирического романа.

13 июля. По телевизору в программе "Перестройка" зритель задал вопрос:

— Не является марксизм-ленинизм петлей на шее народа?

Ответили:
— Скорей, отступления от марксизма-ленинизма. 

Знаменателен сам вопрос. Два года назад это звучало бы кощунственно,  а сейчас народ стал задаваться вопросами типа:

— Так ли уж гениален Ленин? Если допустил такую бойню, истребление народов? Модно ли строить своё счастье на крови миллионов? И как можно назвать такой строй? Как можно продолжать гордиться нашими достижениями?

Жара продолжается.  Растительность спасают хорошие дожди, не успевает выгорать.

18 июля. Возле нашей остановки монументальный плакат на бетонном фундаменте с надписью: "Крепи мир трудом". Тысячу лет простоит, если не больше.

20 лет на крыше 16-этажки на улице Революционной стоит огромная надпись:
 "Народ и партия едины".

Выходит,  народ об этом не знает и его надо убеждать. Если бы эти средства, ухлопанные на ненужную агитацию,  пустить на жилищное строительство, то уже никто бы не нуждался в квартире.

1 августа. Вчера пришел Леня и добрых три часа отводил в разговоре душу. Я спросил:

— Твой прогноз насчет НТЦ?

Он начал издалека:

— У каждого начальника полно родственников, и каждый требует: Дай клеточку! Вот и выбивают места под НТЦ. Если на производстве происходит сбой — пойдешь по цепочке, обязательно наткнешься на чью-нибудь жену. И наказать невозможно. То жена Исакова, то Кацуры, то еще кого. Стоит дочери закончить институт, сразу устраивают по комсомольской линии. И развивает видимость деятельности. Подходит ко мне,  когда я за кульманом, и начинает: Почему не выпустили стенгазету? Да вы знаете… И начинает шить мне политическое дело.    

— Где будут "Оку" выпускать спросил я.
— Решили в Елабуге.  900 тысяч.
— Но где возьмут прокат, если у нас его нет?

— Вот и я как-то в кабинете начальника разволновался, кричать стал. А мне так, спокойненько говорят: Веди себя приличнее. Я покраснел и сел.  Потом понял, он ведь тоже прекрасно сознает ситуацию.  Но ему невыгодно сейчас начать возмущаться, потому что придется самому начать работу. По происшествию ряда лет, он скажет, что доверил этот вопрос такому-то, а он оказался несостоятельным человеком и загубил всё дело, но ничего, он уже уволен. Но поезд уже ушел, время назад не воротишь, и он остался на коне. И так во всем.  Я бы его простым техником не назначил,  а он сейчас руководит, точнее, тормозит. Но меня больше волнует национальный вопрос.

— В каком смысле?

Он долго увиливал от конкретного ответа, не хотел называть  вещи своими именами. Он видит, что у нас в стране идет гонение на евреев.

— Но почему я этого не замечаю?! Согласись, что я много читаю, но нигде не прочел такое.
— Но как же "Память", а Валентин Распутин? Ненавижу его плоское лицо. А роман Виктора Иванова в "Современнике"? Где он пишет, что ещё царь Соломон хотел завоевать Россию.   
— Но тогда и России не было.
— А в другом месте написано, что этруски начали Россию.
— Но этого ученые ещё не доказали.

— А он уже написал это.  Вот в Библии написано — что евреи должны есть кошерное мясо, а русские придумали, что евреи убивают русских, чтобы пить их кровь.
— Но это было давно,  сейчас этого нет. Ты просто зациклился на этом вопросе.
— Да я зациклился. Я шизофреник, вижу то, что другие не видят.

      Я не отвергал и не соглашался с ним — я этого не говорил, он сам сказал,  хотя, действительно,  его настойчивое упрямство смахивает на шизофрению. Это правда, что еврейскому народу выпала лихая доля,  но кто скажет,  что русским досталось меньше? Здесь и татарское иго, бесконечные войны, репрессии, раскулачивание, сплошная нищета, именуемая социалистическим строем.

 Стоило Горбачеву в речи высказать негативное отношение к очередям, как почти все центральные газеты ополчились на очереди, словно очереди виноваты во всех наших бедах, и никто не назвал истинную причину очередей, нашу социалистическую бесхозяйственность,  которая невозможна при   любом другом строе. 

Перед приездом Сергея Xлебникова из армии Нина все сокрушалась, что его долго не отпускают из армии, и он не успеет подготовиться к вступительном экзаменам в юридический институт.  Но вот, уже месяц как он приехал, но и не думает подготавливаться, наверстывать упущенное, у меня попросил, интересные публикации в толстых журналах.

— Тебе же готовиться надо, — сказал я,  понимая всю наивность вопроса, мое ли это дело?
— А я всё знаю, — заявил он и начал развивать свою мысль, мол, программа не изменилась, а старую он знает.

Я промолчал, что за два года он мог и подзабыть, и нелишне бы припомнить, мало ли. Но надо ли лезть со своим уставом в чужой монастырь, тем более что он уже не семиклассник, который мог бы заблуждаться, а человек с уже сформировавшимся мировоззрением и установками. Скорей всего, такое отношение — это полная гарантия непоступления.

Он уже отвык учиться, и желание есть только в получении диплома, а  не  процесса получения знаний.  Не нравится его манера, неотрывно глядеть в глаза, словно он хочет ещё что-то сказать, но молчит, думая, говорить или нет? Такой взгляд пристал бы следователю, которому нужно заметить малейшую деталь поведения подследственного.

Недавно,  подвыпив с отцом, он начал жаловаться, что после армии нервы стали плохие, даже руки трясутся, не может сосредоточиться — полные симптомы развивающегося невроза. К тому же, неустроенность, приходится бегать в поисках работы, чтобы была денежной и необременительной, собирать множество справок.

Хотелось сказать, что надо соизмерять желания с возможностями, и не ставить планку выше, чем можешь прыгнуть, но все слушали разглагольствования друга Гены, Юрия, который сильно опьянел. Ему казалось, что он говорит нужные и всем интересные истории. Поэтому я и решил дать Сергею почитать Лупьяна, книгу по психологии, хотя до этого не хотел давать, так как книга была библиотечной.

Но я неисправимый оптимист, он не стал читать, лишь пролистал и взглянул на таблицу характеров. Он просто не хочет признать себя в каком-нибудь характере и понять свои беды,  ему кажется, что все беды идут извне, все плохие, поэтому у него и дрожат руки. Не стал задерживаться у меня,  заторопился. 

Он почему-то хочет произвести на меня хорошее впечатление. Не пойму, зачем это ему нужно? Может быть,  просто ради самоутверждения. Скорей всего. 

Из армии он писал Алексею: "Взрослые — это те же дети".  Мол, такие же обидчивые, и так же легко одурачить, стоит лишь немного прикинуться.  Он не понял другого,    что таким образом  можно обмануть любого, то ли взрослого, то ли мудреца. Человек должен доверять ближнему, тем более  родственнику. В этом случае обмануть несложно, и доблести особой нет.

В армию я написал ему всего лишь два письма, на третье не ответил, хотя и знал, как в армии ценятся приходящие письма, но слишком большой разрыв в менталитете, в общности, скучно читать его рассуждения, вроде бы правильные, но мне совершенно ненужные. Лишь перед армией мы немного сдружились, то есть начали хоть как-то общаться.

С Алексеем я почти не разговариваю, точно как в свое время   и с Сергеем,  нет точек соприкосновения. Только здороваемся за руку. На его лице всегда полуулыбочка, полуухмылочка, то ли от счастливой, безмятежной жизни, то ли от знания недоступного другим.  Это всё пройдет,  наступит время, когда затрясутся руки.

Недавний опрос показал преимущество Дукакиса перед Бушем,  но мне почему-то кажется, что президентом станет Буш, не верится, что грек может стать президентом США. Это означало бы полное торжество демократии в США. Мы привыкли читать о них только ругань, а оказывается, там даже мораль выше нашей, о чем поведал один корр.

Странное время — народу открывают глаза, и народ удивляется, а Валентин Распутин говорит:

— Нельзя так открывать правду, иначе в народе исчезнет вера, и наступят страшные времена.

 Выходит,  ложь во спасение. И это говорит писатель, претендующий на совесть народа, как называли его в прессе читатели.

3 августа последний раз потравил жуков карбофосом. Насколько поможет? Фасоль побурела и начинает засыхать.  Жара спала, но тепло.

На прошлой неделе после второй смены я с Владой стояли на остановке в толпе, поджидающей автобус. Один  из стоящих сзади в мужчин,  начал ругаться матом. Раз, другой. Я отступил к нему и негромко спросил:

— Неужели нельзя не ругаться? Здесь девушки стоят.
— Где ты увидел девушек? — спросил он нагло и грубо. 

Отвечать на такой вопрос нельзя.

— Какая разница, девушка или женщина?

— Ты что,  интеллигент? Стань жопой, и стой. Нашелся мне указчик.

Как с таким разговаривать? Драться. Глупо.  Он уверен в безнаказанности, и ему перед товарищами не стыдно, как ни в чем, ни бывало, продолжает разговаривать с ними,  хорошо,  хоть больше не ругался. А я долго не мог успокоиться. Вот и не проходите мимо. Мужчина лет 50-ти, с большим животом, отец семейства. Вероятно, и дома разговаривает сплошным матом.   

В первую смену было хорошее настроение, вспоминались смешные случаи, и всё время улыбался,  не мог сдержать улыбку.  При выходе, на проходной отобрали пропуск, чтобы я прошел к металлоискателю. Я  вспылил:

— Неужели не видно, что у меня ничего, нет,  брюки в обтяжку.
— Иди-иди, я не виновата, что у тебя такие брюки.

Настроение испортилось.  Унизительна процедура обыска.  Умом — понимаешь, что воров надо задерживать, но причем здесь я?  Неужели за границей так же обыскивают? Вероятно, всё же, что у них работают автоматические металлоискатели, которые и у нас поставлены, но они не работают непонятно почему.

Многие,  направленные на процедуру обыска, не выдерживают, начинают психовать, скандалить. Каждый раз говорю себе, что надо относиться философски, спокойнее, нужно снизить свою непомерную гордыню,  пусть издеваются, обыскивают, другие ещё не то терпели, лагеря прошли, а я по малейшему поводу начинаю волноваться. Что значит распустился,  разнежился. Все терпят, молчат, не жалуются, и мне надо терпеть.

    В прошлом году, когда узнал, что в "Новом мире" будет печататься "Доктор Живаго" Пастернака, подумал, что тираж увеличится до 2-3 миллионов, тем более что они бесстрашно сделали подписку безлимитной. В самом деле, тираж поднялся, но не столько, лишь 1150 тысяч.

 Взрыв активности подписчиков напугал власти до такой степени, что в этом году лимитированными стали почти все толстые журналы и некоторые газеты из-за нехватки бумаги. Думаю, что с таким строгостями тиражи газет и журналов окажутся намного меньше, чем в прошлом году, то-то вольно будут чувствовать себя бюрократы, не надо ломать голову, где доставить бумагу на непомерные тиражи, как в прошлом году.

Сейчас редакторы боятся  рекламировать свои издания, чтобы не привлечь новых читателей.  Парадоксальная ситуация, любой капиталист радовался бы увеличению тиражей, у нас же огорчаются.  Это возможно только при нашей системе.  Государство отказывается от денег народа, потому что на них невозможно ничего купить, и, по сути, они ничего не стоят.

У нас одна видимость деятельности. Продукцию выпускают не для покупателя, а для галочки, и отправляют её не в магазины, а на склады, где она лежит годами, а потом сжигаем, чтобы освободить место для другой продукции, более современной.

В газете писали о такой фабрике, которая вдруг остановилась, потому что некуда складывать сделанную обувь, но потом всё же запустили и стали снова получать премии, так как построили новый склад, и появилась возможность снова перевыполнять план бракованной продукцией.

Все понимают бестолковость нашей системы,  но все молчим, не возмущаемся, да и где нам возмущаться? В курилке. Демонстрации надо устраивать по разрешению властей. А кто возьмется, если нет лидеров? Никому неохота подставлять голову ради того, чтобы высказать властям свое возмущение и за это потом поплатиться, если не свободой, то различными будущими благами и даже либеральностью непосредственного начальника. Уж сейчас он начнет придираться и искать у тебя различные, мелкие грехи, которые другим спускает,  потому что понимает круговую поруку — я молчу, и ты молчи.

Пришла мать к нам домой. Молча.

— Другие люди здороваются, когда входят, - говорю.
— Я сказала.
— Не слышал.
— Ты же видел, что я говорила.
— Ты могла сказать и другое: Будь ты проклят!

Она молча смотрит мол, что с тобой разговаривать, коль ты не в духе. А меня бесит такое отношение. В прошлый раз я пришел и громко сказал: Здравствуйте!
Она промолчала, вернее, сквозь зубы что-то прошептала, но я-то не слышал, что? С таким же успехом она могла и подумать, что отвечает на приветствие. 
Недавно Вика ей сказала, что пока мы не собираемся меняться с ней квартирами, так как  Андрей ещё не вернулся и ничего не ясно. Вернее, нам не хочется связываться с нею, и это просто отговорка, так как ясно ее желание перейти к нам, и не остаться на старости лет одной. Забыла, как я ее спрашивал: — С кем ты хочешь жить,  со мной или Ланюком? И она без колебаний ответила: — С Ланюком.

Ну, что ж,  подумал я, живи с ним.

7 августа. Один из режиссеров по телевизору сказал:

— Испытал состояние шока, когда смотрел кинохронику 39 года о совместном параде советских и фашистских войск в Бресте. Такое никакому Гофману, не могло привидеться.  Низость и предательство поражает, и при этом невозмутимость,  словно всё так и должно быть.  Понятие стыда у таких людей отсутствует. И это наши хваленые коммунисты!

— Какая прелестюга! — вслед красивой девушке.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/02/633