Работёнка

Коротков Саша
В один прекрасный день в жизни многих  наступает момент, когда начинаешь испытывать давящую со всех сторон безысходность  и осознаешь, что пришло то самое время слезть с плеч своих опекунов, закончить паразитировать в кишечнике квартиры и приняться за какое-нибудь ответственное и, соответственно, оплачиваемое дело. Проще говоря – наконец пойти работать.
Меня он настиг абсолютно спонтанно, встал передо мной огромным бетонным фактом и, естественно, деться никуда не мог. Игнорировать же этот факт смысла тем более не было.
Все дело в том, что иногда не хватает маленького толчка, незаметного пинка по зад для того чтобы заработала голова. После этого извилины, как закрылки самолета, направляют воздушные потоки мыслей в совершенно определенное русло, и вывести самолет из штопора уже нельзя..
Пинком этим было то, что в фирме Геннадия Павловича Репейникова (который по совместительству занимал пост главы семьи моей ненаглядной девушки) главный и единственный бухгалтер предпочла другое место для сведения дебетов с кредитами. Говорили что на новом месте иногда бьют палками за разговоры в рабочее время, но все же при этом тысяч на пять платят больше. Не находя других вариантов, Геннадий Павлович назначил на этот пост свою совершеннолетнюю дочь (по совместительству мою ненаглядную девушку) и, вероятно удовлетворившись таким стечением обстоятельств, продолжил свою кипучую бизнес-деятельность. Леночка же, под напором своих выросших и продолжающих расти амбиций, не без переживаний, заняла теплое, но не совсем комфортное кресло главбуха ( в любом случае выбора у нее не было).
В это время я находился на другом конце города у своего подъезда с озадаченной физиономией, держа телефон полный столь интересных новостей, сочувствуя и радуясь за Леночку, но в то же время моментально подсчитывая, что моя спутница будет получать тысяч на 15 больше меня. Расчеты были не сложны: она будет получать 15, а я получаю 0. Мы с другом постоянно смеялись на уроках математики в школе, а теперь математика нагло смеялась в глаза мне. Моя надуманная гордость посчитала, что такая разница не приемлема и необходимо срочно ее сократить.
Еще мгновение и я пересматриваю кучу объявлений, кричащих об открытых вакансиях. После пары минут становится понятно, что вакансии эти повторяются через каждые 2-3, изредка по-шпионски меняя названия фирм и контактных лиц, предлагая, тем не менее, достойную оплату. На первый взгляд мне показалось, что сотрудников ищет только организация «орифлейм». Она зазывала буквально всех, от промоутеров до помощников директора, пестрила солидными цифрами в графах «заработная плата» и заманчивым прилагательным «свободный» в строчке «график работы». Их объявления были везде и повсюду, манили и завлекали на рифы, как сирены.  Я принялся листать дальше.
Чтобы не тратить зря ваше время, я обойдусь без длительных описаний поисков и связанных с ними разочарований, просто напишу, что в рамки моих спартанских критериев не пролез ни один Эфиальт вакансий. Все они были горбаты, хромы и уродливы, короче говоря – не годны. Немного позже я понял, что Эфиальт – я.
Если вы один из тех, кто верит в судьбу, но держит это в тайне от всех окружающих, то вы обязательно поймете мой интерес, возникший после того как мой друг случайно указал мне на одну возможность работы. На первый взгляд она подходила мне по всем параметрам.
Недолго думая, я написал контактному лицу, и, к своему удивлению, моментально получил ответ. Женщина-менеджер сразу же откликнулась и, более того, пригласила меня на собеседование на следующий день:
- ваша кандидатура нам интересна, приходите на собеседование завтра в 16.50, – писала она – но до этого вам необходимо отправить мне ваши личные данные и ответить на несколько вопросов.
- хорошо,- написал я, хоть такая срочность казалась немного отталкивающей, -  а в другой день можно?
- следующие встречи возможны в понедельник и среду в то же время,- равнодушно ответила дама.
Немного подумав, я решил, что не  стоит тянуть кота за хвост, тем более, на следующий день у меня не было запланировано абсолютно ничего, кроме как проснуться и позавтракать. Эти планы моим намерениям никак не мешали.
- это я просто так спросил, - быстро напечатал я – завтра буду, записывайте меня.
- записала, -последовал холодный и опять же равнодушный ответ.


ХХХ

Я уже собрался, сбрил семидневную щетину и готов был выйти из дома, как вдруг вспомнил, что ни адрес, ни номер телефона менеджера я себе не переписал. Такие ситуации частенько случаются со мной из-за моей рассеянности. На цыпочках, чтобы не запачкать пол (расшнуровывать ботинки в таких случаях не входило в мои привычки) я пробрался в комнату, выдрал клочок бумаги, накорябал красной ручкой на нем адрес и со спокойной душой отправился в путь.
В метро я рисовал себе возможности заработка, тут же представлял и возможности его растраты, считал свободные от работы часы и, сам того и не заметив, уперся носом в пару двойных дверей на Петроградке. Проталкиваясь через маленькую баррикаду пенсионерок, которые не желали уступать ни метра своих территорий даже тем, кто собирался выйти, добрался до эскалатора.
Еще несколько минут, и я подошел к зданию, отмеченному в моем подсознании красным крестом, как на картах сокровищ в детских книжках.
Каково же было мое удивление, когда с вывески над входом мне во все восемь букв улыбнулась надпись ORIFLAME. Нет, я ничего не перепутал, прошел туда и обратно несколько раз, сверил номер дома, название улицы и даже еще раз удостоверился, что это Петроградская и Санкт-Петербург. Делать было нечего. Уже тогда я пожалел о жетонах, затраченных на проезд, но решил пойти до конца и на намеченную встречу все же явиться. «Хитрожопые»,- промелькнуло в моей голове, и я почувствовал легкий ветерок надувательства.
Два круглых стола и столь же круглые, обтянутые красным кожзамом стулья ждали меня в маленьком холле. Слева - женщина за пятьдесят что-то старательно по бумажке объясняла молоденькой девушке.
- вы к кому?, - спросила она меня. Я назвал фамилию, -да, знаю такую, подождите здесь, присядьте, если хотите.
Я сел на один из стульев, кажется центральный и принялся соображать: «ясно, что на косметическую фирму я работать не буду, хотя… курьером же, не продавцом. Наверняка очередная  разводка… хотя обещают нормальные деньги, вдруг – нет?!»,- так я препирался с самим собой минут 10. С детства у меня привычка приходить раньше. Если я знаю, что мне нужно куда-либо успеть, то, тщательно спланировав время в пути и время, когда нужно выйти, я патологически выхожу раньше, обосновывая этот поступок простым и естественным «а вдруг что случится». Моя обостренная пунктуальность меня не раз подводила, иногда я сидел без надобности на месте встречи по пол часа, а иногда и больше, поскольку почти все мои друзья имели абсолютно противоположную обостренную особенность опаздывать.
Пока я мысленно дискутировал с собой, вокруг собралось семеро таких же, как и я дурачков. Все они, мне показалось, синхронно со мной дискутировали со своими внутренними «я» подобным образом. Среди них было два друга, сидевших рядом со мной, молодая не привлекательная девушка напротив, систематически посматривающая на часы, взлохмоченный человек не ясной мне национальности, кудрявый студент при галстуке и две подруги, явно младше всех присутствовавших, разместившихся на подоконнике.
Едва я успел всех рассмотреть, как что-то темненькое пронеслось мимо меня, встало за мою спину и объявило тонким сбивающимся голоском: « все кто на вакансию курьер-консультант проходите за мной в конференц-зал». После этого вся перечисленная мной компания направилась сквозь узкий проход за кем-то, кого я так и не успел толком разглядеть.
Конференц-зал оказался миниатюрной копией универской аудитории с поставленными в четыре ряда двадцатью стульями. Здесь также была доска, замаскированная под шкафчик и дурацкая тумба, явно не подходившая комнате. Почти вся масса охотников за стабильным заработком заняла последний и предпоследний ряды, я же (ничуть не отличавшийся от них желанием стабильного заработка), оценив ситуацию и подумав пару минут, решил для себя две вещи: принципиально не садиться на первый ряд и вести себя нахально, но сдержанно. Следуя продуманной тактике, я игнорировал первый ряд и сел на второй. Остальная часть хитро  спланированных действий пока была невыполнима… я попросту не знал как можно понахальнее сесть.

ХХХ


Ответственный за наем столь амбициозного персонала менеджер Ольга зашла последней. Описанию ее внешнего вида я позволю себе уделить некоторое время.
Нескладная, немного кривоногая девушка с некрашеными волосами в прическе «каре» казалась столь неискренне и нечестно улыбающейся, что на месте краски на стенах я бы уже давно треснул. Такую леденящую душу улыбку я видел до этого только один раз, правда тоже при приеме на работу, и  уже примерно догадывался что она значит. Слегка потертые обычные узкие синие джинсы логически переходили снизу в черные, стоптанные, явно старые ботинки. Кофточка с коротким рукавом напомнила мне своим полосатым узором матроску, а несуразные бусы – елочные украшения, причем, бьюсь об заклад, буквально пару месяцев назад я наряжал елку в квартире в точности такими же! На худой бледной ручке поблескивали часики золотого цвета, а глаза поблескивали, видимо, в предвкушении настоящего «золота». Она очень сильно напоминала одну из тех студенток, для которых смыслом всей жизни является слово «отлично», а любое другое способно эту хрупкую жизнь раздавить. Казалось, что она года на два моложе меня. Ее несуразный вид гармонично дополняло выражение лица, кричащее что-то вроде: « я очень хочу показаться добродушной и замечательно настроенной, чтобы вы все мне поверили»,- и немножко: «я боюсь».
- хотите хорошо зарабатывать – садитесь на первый ряд, я не кусаюсь, - была ее первая реплика. Не поняв логическую последовательность первого тезиса, я еще и сомневался во втором. После недолгого молчания тот, что был при галстуке, обронив неясную фразу, все-таки пересел.
Буквально за 15 секунд нам был изложен распорядок дальнейшего часа со всеми нашими правами и обязанностями: «сначала знакомимся, потом я рассказываю, вы не задаете вопросов, а записываете их, четко отвечаете на мои, после обсудим детали, не тратим время».
 Знакомство состояло в четко поставленных ответах каждого из нас на 5 вопросов: имя, количество лет, место учебы, место последней работы и заработок на ней. Разгуляться явно было негде,  понахальничать тоже. Единственный всплеск эмоций многочисленного зала возник, когда непривлекательная девушка в свою очередь вместо ответов на вопросы тихонечко промямлила: «я кажется не туда попала». Несколькими ловко заданными наводящими вопросами недоразумение было исчерпано, все было в порядке, и знакомство продолжилось. Вся его суть, кстати говоря, заключалась только лишь в том, чтобы показать нам скудность наших прошлых заработков, переводя их в «рубли/час», так что «познакомиться» нам проще было ответом лишь на один из вопросов.
- Где вы можете заработать больше 150-200 рублей в час?,- зомбирующим тоном произносила Ольга.
- Где вы можете получить такую выгоду всего за один час?,- она продолжала сеанс психотерапии.
Поправляя узел галстука, студент, видимо, решил занять позицию верного ученика. Он уже и так сидел на первом ряду, а теперь еще почему-то решил одобряюще выкрикнуть в ответ:
 -наверное у вас! нигде, нигде такого нет!
- я вчера получил 200 рублей за час промоутером,- наконец-то нахально высказался я. Мне показался противным его одобряющий настрой, и я решил сыграть небольшую роль зла в этом белом зале. Естественно я приврал: за день до этого я получил 300 рублей за два часа раздачи листовок с друзьями возле БКЗ.
- ну это исключительный случай,- чуть ли не хором ответили мне два моих новоиспеченных оппонента: Ольга и, кажется, этого подхалима в галстуке звали Артём. Остальные же не подавали никаких признаков жизни.
Лекция на тему: «почему вы должны работать у нас» была сбивчивой, иногда абсолютно нелогичной, да и, честно говоря, полностью абсурдной. Я всегда думал, что для того чтобы устроиться на работу нужно хорошенько постараться: иметь высшее образование и приличное резюме, достаточный опыт, определенные таланты, да и произвести самое лучшее впечатление при собеседовании, в конце концов! Здесь же не я описывал себя в самых ярких красках, а менеджер разве что только не сплясала гопака, чтобы завербовать меня! Шансы попасть на эту работу были чуть больше шансов попасть в воздух из заряженного ружья, потому что ружьё, все-таки, может дать осечку.
Настало время приблизительно изложить суть душещипательной тирады Ольги. Как я уже говорил, начала она с того, что заставила нас посчитать себя ущербными из-за наших прежних заработков. – Где вы можете заработать больше 150-200 рублей в час,- звучало лейтмотивом на протяжении часа. Сначала она объяснила суть работы: « Всё проще простого: вы берете несколько каталогов, развозите их по организациям и все…вернее, развозите их по организациям, оставляете их и договариваетесь о дате, когда их можно забрать…вернее, оставляете их, договариваетесь, а потом в назначенный срок забираете…приходите, оставляете каталог, спрашиваете, когда можно забрать, забираете в нужное время, спрашиваете о заказе по каталогу, мчитесь на склад за заказом, привозите его и рассчитываетесь». И так 20 каталогов в день. За каждый оставленный каталог нам сулило вознаграждение в размере двадцати трех рублей. Ольга из кожи вон лезла чтобы вбить нам в головы, что эта работенка займет у нас не более 2-3х часов. Итого гордые 153 рубля в час. Я уверен, эта история еще не звучит столь абсурдной, сколь будет звучать спустя пару абзацев.
Непривлекательная девушка хотела было тихо спросить что-то вроде: «а что если каталог порвется?», но энергичная Ольга быстро пресекла ее, бросив: «вопросы потом!». В то же время, мы тратили кучу времени на дикую ерунду с догадками, какие бывают средства косметики и личной гигиены, сколько процентов от процентов выражено в процентах и конечно же «ГДЕ ЕЩЕ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАРАБОТАТЬ БОЛЬШЕ 150-200 РУБЛЕЙ В ЧАС?»
Мягко говоря, я уже не очень-то доверял словам Ольги. Ситуация накалилась до предела, когда всплыла одна немаловажная деталь. Похоже на то, что ее хотели оставить без внимания, но как гибкая и хитрая кошка она успела пролезть в уже почти захлопнувшуюся дверь. Суть этой детали была в том, что не было никаких точных 23х рублей за каталог. Любой курьер-консультант был обречен получать лишь 23 процента с выручки от заказа, поступившего по каталогу, который он вежливо кому-то предоставит.
- давайте представим так: может ли у вас никто ничего не купить?,- не унималась раскрасневшаяся Ольга.
- Да!,- вырвалось у меня довольно громко и, по всей видимости, еще раньше того как менеджер закончила задавать свой вопрос., - конечно может!,- добил я.
- ну вы какой-то совсем уж пессимист,- буквально процедила сквозь зубы Ольга. Верный паж Артем повернулся ко мне и посмотрел на меня, видимо, как на отъявленного пессимиста. Она говорила, что, конечно, такого быть не может, апеллировала какой-то непонятной статистикой, личным опытом. Похоже, готова была даже перегрызть свои дурацкие бусы в доказательство своих слов.
- У меня никогда не было такого, чтобы никто и ничего не купил! Никогда! Даже в самые худшие дни!, - отчеканивала она,- ну, даже если мы предположим, что в один день ничего не возьмут, то в другой обязательно возьмут вдвое больше! Вот, как вы считаете, сколько людей из ста по статистике приобретут хоть что-нибудь при самом худшем развитии событий?
- пять человек, и приобретут они обязательно мыло за 12.99р., -  невольно я подкосил все их надежды. Но мои слова оценивались уже только лишь как мнение пожизненного пессимиста и особой роли не играли.
Кто-то начал барабанить в дверь, я взглянул на часы и с удивлением обнаружил, что час уже почти истек. Еще немного убеждений вперемешку  с очередной бесполезной информацией очевидно должны были сделать кашу в наших головах более жидкой и хоть немного возможной для переваривания.
- Да и, кстати, каталоги которые вы будете раздавать вам необходимо будет сначала оплатить, застраховать, так сказать. Двадцать рублей штука, итого 400 рублей. Если каталог рвете – оплачиваете новый, - почти неслышно протороторила Олечка.
Эта фраза стала последней каплей. Если ко всему сказанному ранее я относился с простым скептицизмом, то это заявление уже начало вызывать раздражение. Не помню, как и когда я стремительно выходил оттуда, но отчетливо помню последние долетающие до меня слова менеджера Оли: «кто согласен попробовать - остаемся заполнять анкеты в холле…если…вопросы…задавайте…где еще…сможете заработать…»,- конец фразы я уже не слышал, но был почти уверен что он звучал как: «больше 150-200 рублей в час». Рядом со мной один из двух друзей сидевших сзади сказал другому на ходу: «валим отсюда быстрее». Этим советом воспользовался и я.



ХХХ


Первый же вдох свежего воздуха – и я широко улыбнулся. Вывеска Орифлейм же улыбалась теперь мне в спину, а может быть даже и хмурилась. Краем глаза я заметил в окне Ольгу, с которой остались Артем в галстуке и две девочки. Эта пирамидка с удовольствием приняла пару лишних кирпичиков. Для нее было даже лучше, что я не остался, иначе этот кирпичик держался бы, мягко говоря, на соплях.
По пути к метро я вспоминал всё произошедшее за этот час и чему-то очень радовался, каждая деталь веселила меня. Лишь на секунду я отвлекся от мыслей, когда женщина, переходящая дорогу рядом, поскользнулась и схватилась за мой рукав.
Еще пару мгновений, и я снова в вагоне метро, держусь за поручень, равномерно качаюсь из стороны в сторону вместе с остальными пассажирами. На какой-то станции в ближайшую дверь зашли трое ребятишек, два паренька и девчушка, и выстроились по росту. Каждый следующий был ровно на голову ниже предыдущего. У  самого большого из них был баян, у самой маленькой – шапочка в руках. Поезд тронулся, зазвучал баян и они, все втроем, не переглядываясь, в одну и ту же долю секунды вступили с первым куплетом. Незамысловатый мотивчик песни как будто был написан для звучания в вагоне, колеса поезда, похоже, даже отбивали ритм, а их голоски резко врывались в общий шум отдельными слогами. Они медленно продвигались, а со всех сторон к ним тянулись мятые грязные десятирублевые купюры. «Так вот где можно заработать больше 150-200 рублей в час»,-  осенило меня.