Фашизм и люди

Игорь Путник
          Почему история не учит…..
как нас учит давно забытое старое, когда перечитываешь любимых  с молодости авторов.
давайте немного почитаем вместе…
Ю. Семенов «17 мгновений…

…….
//-- АЛОГИЗМ ЛОГИКИ --//

     «…. Порой Штирлиц уставал от ненависти, которую он испытывал к людям, в чьем окружении ему приходилось работать последние двенадцать лет. Сначала это была ненависть осознанная, четкая: враг есть враг. Чем дальше он втягивался в механическую, повседневную работу аппарата СД, тем больше получал возможность видеть процесс изнутри, из святая святых фашистской диктатуры. И его первоначальное видение гитлеризма как единой, устремленной силы постепенно трансформировалось в полное непонимание происходящего: столь алогичны и преступны по отношению к народу были акции руководителей. Об этом говорили между собой не только люди Шелленберга или Канариса – об этом временами ос-меливались говорить даже гестаповцы, сотрудники Геббельса и люди из рейхс-канцелярии. Стоит ли так восстанавливать против себя весь мир арестами служителей церкви? Так ли необходимы издевательства над коммунистами в концлагерях? Разумны ли массовые казни евреев? Оправдано ли варварское об-ращение с военнопленными, особенно русскими? Эти вопросы задавали друг другу не только рядовые сотрудники аппарата, но и такие руководители, как Шелленберг, а в последние дни и Мюллер. Но, задавая друг другу подобные вопросы, понимая, сколь пагубна политика Гитлера, они тем не менее этой пагубной политике служили – аккуратно, исполнительно, а некоторые – виртуозно и в высшей мере изобретательно. Они превращали идеи фюрера и его ближайших помощников в реальную политику, в те зримые акции, по которым весь мир судил о рейхе.
   Лишь только выверив свое убеждение в том, что политику рейха сплошь и рядом делают люди, критически относящиеся к изначальным идеям этой политики, Штирлиц понял, что им овладела иная ненависть к этому государству – не та, что была раньше, а яростная, подчас слепая. В подоплеке этой слепой ненависти была любовь к народу, к немцам, среди которых он прожил эти долгие двенадцать лет. «Введение карточной системы? В этом виноваты Кремль, Черчилль и евреи. Отступили под Москвой? В этом виновата русская зима. Разбиты по Сталинградом? В этом повинны изменники генералы. Разрушены Эссен, Гамбург и Киль? В этом виноват вандал Рузвельт, идущий на поводу у американской плутократии». И народ верил этим ответам, которые ему готовили люди, не верившие ни в один из этих ответов. Цинизм был возведен в норму политической жизни, ложь стала необходимым атрибутом повседневности. Появилось некое новое, невиданное раньше понятие правдолжи, когда, глядя друг другу в глаза, люди, знающие правду, говорили один другому ложь, опять-таки точно понимая, что собеседник принимает эту необходимую ложь, соотнося ее с известной ему правдой.
     Штирлиц возненавидел тогда безжалостную французскую пословицу: «Каждый народ заслуживает своего правительства». Он рассуждал: «Это национализм навыворот. Это оправдание возможного рабства и злодейства. Чем виноват народ, доведенный Версалем до голода, нужды и отчаяния? Голод рождает своих „трибунов“ – Гитлера и всю остальную банду».

   …. «Гитлеры приходят и уходят, а немцы остаются. Но что с ними будет, когда уйдет Гитлер? Нельзя же надеяться на танки – наши и американские, которые не позволят возродить нацизм в Германии? Ждать, пока вымрет поколение моих „товарищей“ – и по работе, и по возрасту? Вымирая, это поколение успеет растлить молодежь, детей своих, бациллами оправданной лжи и вдавленного в сердца и головы страха. Выбить поколение? Кровь рождает новую кровь. Немцам нужно дать гарантии. Они должны научиться пользоваться свободой. А это, видимо, самое сложное: научить народ, целый народ, пользоваться самым дорогим, что отпущено каждому, – свободой, которую надежно гарантирует закон…»
   
    Одно время Штирлицу казалось, что массовое, глухое недовольство аппарата при абсолютной слепоте народа, с одной стороны, и фюрера – с другой, вот-вот обернется путчем партийной, гестаповской и военной бюрократии. Этого не случилось, потому что каждая из трех этих групп бюрократов преследовала свои интересы, свои личностные выгоды, свои маленькие цели. Как и фюрер, Гиммлер, Борман, они клялись рейхом и германской нацией, но интересовали их только они сами, только собственное «я»; чем дальше они отрывались от интересов и нужд простых людей, тем больше эти нужды и интересы становились для них абстрактными понятиями. И чем дольше «народ безмолвствовал», тем чаще Штирлиц слышал от своих «коллег»: «Каждая нация заслуживает своего правительства». Причем говорилось об этом с юмором, спокойно, временами издевательски.
   «Временщики – они живут своей минутой, а не днем народа. Нет, – думал Штирлиц, – никакого путча они не устроят. Не люди они, а мыши. И погибнут, как мыши, – каждый в своей норе…»

     А вот из характера одного из фашистских «бонз»…  Как узнаваемо…  Даже из контекстного «пиара» по телевидению…
    «Как и всякий аппаратчик, проработавший «под фюрером» много лет, Борман в своих умопостроениях допускал лишь одну ошибку: он считал, что он все может, все умеет и все понимает объемнее, чем его соперники. Считая себя идеологическим организатором национал-социалистского движения, Борман свысока относился к деталям, частностям – словом, ко всему, что составляет понятие «профессионализм».

     …. А вот почти программная   речь для политика, прозвучавшая из  нутра одно-го из могущественных подручных верхушки фашистской диктатуры,  смысл которой отражал идеи   национал-социализма, и благодаря известному писателю ещё раз можем взглянуть на  заразу из прошлого:
     «А вот золото партии, золото Бормана, – оно не для вшивых агентов и перевербованных министерских шоферов, а для тех, кто по прошествии времени поймет, что нет иного пути к миру, кроме идей национал-социализма. Золото Гиммлера – это плата испуганным мышатам, которые, предав, пьют и развратничают, чтобы погасить в себе страх. Золото партии – это мост в будущее, это обращение к нашим детям, к тем, которым сейчас месяц, год, три года… Тем, кому сейчас десять, мы не нужны: ни мы, ни наши идеи; они не простят нам голода и бомбежек. А вот те, кто сейчас еще ничего не смыслит, будут рассказывать о нас легенды, а легенду надо подкармливать, надо создавать сказочников, которые переложат наши слова на иной лад, доступный людям через двадцать лет. Как только где-нибудь вместо слова «здравствуйте» произнесут «хайль» в чей-то персональный адрес – знайте, там нас ждут, оттуда мы начнем свое великое возрождение!»

    ...Тут невольно вспоминаешь также слова известного писателя прошлого века Юлиуса Фучика, нежданно - негаданно  из прошлого предупредившего нас:
« Я любил Вас люди… Будьте бдительны!»

                *     *     *

    Мы – люди! Мы люди все, от младенца до теряющего память или совсем больного старика   -  ОДИНАКОВЫ.
    Припомнилась, нечаянно, мысль Николая Васильевича Гоголя о нас людях («Мертвые души»),  что мы,  люди, носим в себе нечто, вследствие чего все равно «потом» назовем ЗЛО – ДОБРОМ, а ДОБРО – ЗЛОМ. …
    Вот и вызревает вопрос… может он для нас один из главных??? Как все-таки принимать, распознавать  мир, порожденный самими людьми, в пространстве между ПРАВДОЙ и ЛОЖЬЮ ???
    Мы - люди, и особенно мы – европейцы, пережившие в прошлом веке две Мировых войны, в которой погибли миллионы людей….  В  этой кровавой совместной истории на основе принципов морали, нравственности и люди, и политики (государственные люди) ради мира, ради счастливой жизни своих детей и детей будущих поколений разобрались и решили ГЛАВНОЕ…   
    ФАШИЗМ,  как любая система «подавизма»   одних людей другими, да еще на расовой, этнической основе – это ЗЛО.  И это воспринималось, как ПРАВДА.         

    ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ и МИЛОСЕРДИЕ снова и людьми и людьми-политиками стали пониматься как неоспоримое ДОБРО ! 
   
    Большинство людей в прошлых войнах потеряло свои жизни, своих родных и близких, свой скромный быт и  душевный покой… Но было ли это абсолютным ЗЛОМ для всех людей? Людей-политиков, людей-властолюбцев, людей, зарабатывающих на военных расходах в своих странах или в странах, воюющих на другом конце нашей ПЛАНЕТЫ???
    Теперь и  «простые» люди понимают, что ФАШИЗМ подпитывают не только деньги, работающие на оборону и войну, но и много, много людей, которые не видят, как их желание жить лучше, как их недовольство и слепоту в понимании ДОБРА и ЗЛА, использует кто-то, что бы снова столкнуть в кровавое противостояние….   Противостояние, в котором опять могут погибнуть  родственники и близкие, дети остаться сиротами, в котором снова можно потерять остатки своего благосостояния и своей мирной жизни…
    РЕВОЛЮЦИЯ. Поколение сегодняшних дедушек, которые еще были знакомы или родственно связаны с дедушками из царского прошлого России, огромной многонациональной страны, где национализм просто не мог быть государственной политикой,  теперь, может, посочувствуют своим далеким уже  землякам за ту кровавую историю, начатую с благими мечтами и намерениями в будущее…


Да, бдительность нам всем и не помешает… Удивительно быстро все мы дали себя, «убаюкать» иллюзиями, создаваемыми на основе «классических» принципов западной демократии… Напуганные, как революционными идеями Великих революций во Франции и России, так и фашиствующей «демократией» национал-социализма из недр европейского свободомыслия и попустительства, наши братья, а может и МЫ (?):

      уставшие от  войн и революций двадцатого века и «одураченные», в который раз, идеями «борьбы»  теперь уже за «светлое капиталистическое будущее»,  в результате разочарования от семидесяти лет неудачного социального эксперимента, загубившего лучшие социальные идеи и надежды в людях всего мира,  потерявшие все имеющиеся ранее ориентиры совести и морали в результате  постоянного воздействия  «правды-лжи»,  - постепенно  забывали все кровавые уроки истории…
 
    Неужели человеку самому  необходимо пройти политические лагеря и изгнания, побывать в окопах в холоде, грязи и крови товарищей, пережить смерть близких и родственников в мировой войне, в братоубийственной войне у себя в стране, наконец, потерять дорогого тебе ребенка от бандитской пули или дубинки, чтобы  понять нечто главное…
     Главное, что позволит понять известную  идею далекого европейского мыслителя – «революции затевают идеалисты, осуществляют авантюристы, а пользуются  плодами результатов – подлецы».
     Главное, что позволит  видеть в  политических иллюзиях и в пламенных призывах,  в «пиар-компаниях»   контекстной рекламе  суть того, что человеку скрытно навязывается и оболванивает…
     Главное, которое позволит людям создавать каждый день, в каждую минуту, в каждой встрече на земле «эру милосердия».
     Наконец, понять  то главное, что поможет стать противоядием от трехголового змея внутри нас…   Например, от ЗАВИСТИ, ЖАДНОСТИ и СТРАХА за личное благополучие…

     Могу только добавить, что история не учит, видимо потому, что история, перемешанная с конъюнктурной политической ложью, история «правдолжи»  вроде "героического" истребления представителей «класса» и его детей, может только способствовать рецидиву...  под фашиствующие лозунги…

В качестве заставки использована картина П.Пикассо "Герника"