Лето в Чудинково

Любовь Куркина
     Чудинково, моя дорогая родина!

     Спасибо тебе, ты воспитывала меня с 5 лет, когда я с бабусей Ефросиньей Логиновной, матерью-героиней, приезжала на лето.

     Бабушка во время войны потеряла четырех сыновей в финскую и Великую Отечественную войнах, приняла меня в семью и  возилась со мной как с родной. У бабуси была тяжелая судьба. Родилась в п. Скрипки в 1875 году, сирота. Родственников почти всех  раскулачили, особенно пострадала семья Лины Логиновны.  Когда умер Ленин, она говорила: "Слава Богу! Слава Богу! Одним антихристом на Руси стало меньше!"

     Лето начиналось в моем сердце в Чудинково, так в нем и осталось навсегда. Дом тети Поли стоял у второй или третьей выгороды. Крыша у дома была соломенная и протекала. Были 1950-е годы. Из-за этого в избе стояло корыто, где скапливалась вода. Но эти печали меня не касались.

     Мне было интересно: посмотреть цыплят и подгонять их к курице, если они от неё отходили далеко, я загоняла их прутиком.  Один раз я сильно ударила прутиком по цыпленку и он упал и больше не вставал. Тете Поле я не призналась, испугалась и рассказала уже только крестной тете Груше в Ленинграде. 

     Гуси важно щеголяли по траве и старались меня ущипнуть, я же ловко от них ускользала. Позже, в 1960-е годы почему-то было запрещено иметь гусей. По всей видимости,  это было связано с желанием Н.С.Хрущева разводить на всех  водоемах карпов, гуси загрязняли водоем. 

     Один раз вечером, Коля Карлов пошел привязывать коня на ночь и я, маленькая увязалась за ним. Наверное, я была шустрой девочкой. Бедная бабуленька кинулась меня искать, заглядывала в колодцы, искала, где только можно. Когда мы вернулись, то Коле сильно досталось.

     Паня, Вася и Генка возились со мной, когда у них было время. Я, маленькая, их развлекала и пела: «Есаула усая», «уяка», «нямняка», «дябдяка».  Что это – до сих пор не знаю.  Могу только предположить, четко исключив версию о неприличном слове – в толковом словаре  Владимира Даля слово «уй» означает дядю по линии матери. 

     Это много объясняет, т.к.  до трёх лет я ведь была на тамбовщине у родной бабушки Агафьи, когда в 1947 году умерла моя мать, Мария Григорьевна. И мой крестный Сергей Григорьевич, родной брат матери, будучи инвалидом, очень хорошо играл на гармошке, от него у меня и осталась любовь к песням.  По сути,  и являлся «уем» - дядей по материнской линии.

     Ещё мне запомнилась частушка:
«Меня мама родила накануне Пасхи, развернула, поглядела – голубые глазки».
 
     Перед  старым домом тети Поли  росли кусты и стояла скамейка. Там можно было прятаться,  играть.  Паня  выдавала мне маленький бидончик  и брала с собой в лес за малиной. Конечно, я наедалась малины, и она подсыпала свои ягоды мне в бидончик.  И уже домой я приносила его полным. 

     Когда я подросла, то и моего брата Сережу отправляли в деревню, но это уже было попозже. Мы бегали с Люсей, которая приезжала к Ивановым. Я с братом и она уходили к амбарам за усадьбу и там прыгали на сеновале. 

     Один раз за нами пришла бабуся, стала нас звать, приготовила для нас стрякшу (крапиву).  Мы, наверху двигались и упали приземлившись на крапиву со всей высоты. Не так было больно от высоты, сколько от стрякши. Досталось же нам.

     Один раз мы залезли в огород к Константиновой тете  Оле – почтальону, когда она была на работе. У неё была красивая высокая яблоня. Мы уселись под яблоней, но тётя Оля вдруг быстро вернулась и мы сразу же сиганули через изгородь, бежали изо всех сил. Наши шалости не вызывали между взрослыми каких-то разбирательств.  Не помню, чтобы нас наказывали, даже хворостиной, прутиком.

     Когда мы подросли, то нам разрешалось ходить в кино в Сукромны. Гена тети Полин возил ребят на своем грузовике, собирал нас и вез в клуб. Грузовик был с бортами, дороги, как и везде в России с ухабами, но мы держались, нам всё было нипочем.

     Ходить по полям, где колосилась рожь, или овес с горохом нам не разрешали. Но мы всё равно шли в поле и собирали васильки, а во ржи их было видимо-невидимо. Приносили букеты из полевых цветов, из ромашек и васильков и ставили их в крынки или плели венки на голову.

     За земляникой уходили в лес, там,  в поле была большая канава, которая разделяла поле и лес, мы туда спускались в неё и собирали ягоду.  По дороге в лес стояла заброшенная кузница, нас пугали, что там живут черти и мы это место очень быстро пробегали. 

     Землянику мы собирали и на речке, на нашем берегу и со стороны Ивашково.