Самоотверженная мамаша

Виктор Берестюк
                Мемуары

Как-то я с трёхлетней дочерью оказался на даче у моих родителей. Дача - название условное, вернее будет, загородный огород.
    Уже отходила малина и можно было, в случае крайней необходимости, подкапывать картошку. Этим делом занялся отец, а мы с дочерью собирали остатки малины. Время от времени, она повторяла фразу «Господи, как я устала» и, прохаживая между кустиками малины, кушала ягодки, выбирая их из чашечки, которую я наполнял по мере необходимости. Это, в её понятии, и был сбор ягоды.
 Вдруг дедушка кричит:
   - Светочка, иди сюда скорее, посмотри.
Конечно, и меня заинтересовал сей возглас, и мы пошли вместе. Оказалось, дедушка лопатой вывернул картофельный куст вместе с клубнями, и в образовавшейся ямке лежал мышиный выводок: десяток голеньких, чуть розоватых, беспомощных мышат. Появилась их мамаша, схватила одного детёныша и побежала с ним между кустиками картошки. Мы стояли в метрах двух от мышиного гнезда и ждали дальнейших событий.
   Мышиная мамаша появилась вновь, не выказывая никакой боязни, будто не замечая нас. Дедушка поднял лопату, чтобы прикончить весь выводок вместе с мамашей, но я восстал против этого его намерения:
     - Папа, не надо, какой урок ты преподаёшь внучке?
С большим сожалением он опустил лопату, опёрся о черенок и с нескрываемым сожалением наблюдал вместе с нами за ходом спасательной операции, проводимой самоотверженной мамашей.
Похоже, что Света не поняла, что она наблюдала: она стояла молча, не выражая особых эмоций, но с заинтересованностью. Я ожидал услышать восклицания, охи да ахи, но они отсутствовали и меня это несколько обескуражило.
    Мама-мышь прибежала за последним дитём. Дедушка всё же хотел исполнить свой план уничтожения семьи вредителя садов и огородов, и опять стал поднимать лопату над головой. Я заметил подготовку к расправе и опять остановил её, ссылаясь на впечатлительность детской натуры.
    Более сорока лет прошло с тех пор. Я как-то спросил дочь о том случае: помнит ли она его? И представьте – помнит! 
    Жилищные условия не позволяют ей держать хотя бы мини зверинец, но распространённый типовой набор квартирных «божьих тварей»: собачка, кошка и попугайчик – имеется. Попугайчика она выучила говорить: десяток слов я лично различил.