Вхождение в образ Гоголя. Часть-5

Александр Зинковский
Продолжение:

Особое место занимает в творчестве Гоголя его самое многоплановое произведение - роман (писатель определил его жанр как поэму) «Мертвые души», где в сатирическом ключе показана реальная жизнь царской России с ее помещиками, крепостными и небольшой прослойкой свободных людей — разночинцев.

Тонкая наблюдательность, жизненный опыт, социальная сатира и великолепный юмор, использованные писателем в данном произведении, были высоко оценены его поклонниками, хотя и раскололи мнение общественности об этом романе на два непримиримых лагеря. А, вот, со вторым томом «Мертвых душ», в котором помещики и да-же сам Чичиков должны были «исправиться» и стать «образцовыми гражданами», у писателя произошла странная история.

По одной из версий, Гоголь написал второй том «Мертвых душ», но под влиянием душевного расстройства сжег его в июне 1845 г. Как известно, вернувшись из-за границы, Николай Гоголь четыре последних года своей жизни прожил в Москве, где писателя приютил в особняке на Никитском бульваре ценивший его талант граф Александр Толстой.

К 1949 г. Гоголь заново написал часть второго тома и читал вслух его отдельные главы у Смирновой, Шевырева, Аксаковых. Однако считается, что в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. Гоголь в состоянии душевного надлома (прямых доказательств этому событию нет) сжег полностью готовый второй том «Мертвых душ», исповедовался, причастился, 18-го февраля соборовался и утром 21-го в возрасте 42-х лет скончался.

Друзьям писателя лишь в 1853 г. удалось частично восстановить второй том «Мертвых душ», причем, только благодаря случайно уцелевшим черновикам. Биографы Гоголя считают, что «двойное сожжение» второго тома «Мертвых душ» (если оно действительно было) происходило на фоне его душевных метаний, отягощенных религиозностью, мистицизмом, а также отсутствием семьи, детей и постоянных привязанностей.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/05/01/22

Рисунок - коллаж автора.