Что средний американец должен знать об Ордуси

Владимир Станкович
Издано в Филадельфии, (федеральный округ Филадельфия) в 2013 году фондом Хаммера Шмороса-старшего в серии «Американцам о странах мира» том 12 - «Ордусь»

Вступительная статья



Дата образование Ордуси (официальное название Великое Чжунго, M;ng Ch;o, Великая Тартария,  Елдай Ердоусы и т.п)  является предметом научных дискуссий. Ряд исследователей т.н синоцентричной школы полагает что это 1368 год когда в Китае династию Юань сменила династия Мин, другие - к которой принадлежит автор данной публикации - что это конец XVI века. Тогда одно из государств образовавшихся после распада монгольской империи Чингизидов - Московская Русь, она же Московское царство, разгромив более слабых соперников заняло территорию Западной Сибири (прежде -Синей Орды). Пользуясь речными путями московиты (польская историография использует термин «moskalyi»), или русские  двинулись на юго-восток по Иртышу и в районе озера Зайсан встретили недавно занявших эти районы китайцев. Строго говоря это были не китайцы а их вассалы -манчжуры хана Нурхаци - как раз тогда по настоянию Пекина напавшие на монголов и джунгаров (ныне вымершее племя). Эмиссары  московского царя (tsarya) были задержаны и препровождены в Бейдзин (ныне Ханбалык).
Узнав от них о существовании Московского царства и вообще о западных землях, и выяснив у книжников и хронистов что все они были владениями династии Юань император Чжу Хоуцун принял решение «привести к покорности и цивилизации западных варваров» по примеру вышеупомянутого Чингисхана.
Экспедиционный корпус состоящий в основном из манчжуров, ойратов и других племен -вассалов Мин продвигаясь вдоль речных систем вышел сперва к Уралу, а затем и форсировал его.
Сопротивление Московского царства было относительно легко  сломлено силами вторжения.
 В 1580 году последний отряд московских  войск возглавляемый последним московским царем Иваном Грозным (за жестокость прозванным Васильевичем) капитулировал в осажденном Новгороде. (Ныне Верхний Новгород Александрийского улуса). Его участники были уведены в сибирские и китайские земли (т.н «Цветущую Середину») на поселение  а сам бывший царь был сослан в Тибет где по преданию увлекся выращиванием капусты (согласно ордусской историографии именно Грозный внедрил разведение капусты в Тибете и окрестностях)
В дальнейшем последовал ряд войн с великим княжеством Литовским и союзным ему Польским королевством. В ходе этих конфликтов как пишут историки Речи Посполитой китайцы, манчжуры и  их новые русские союзники понесли огромнее потери - однако численное превосходство позволило им выиграть войну у  Кракова и приобрести ряд территорий к западу от границ бывшей Московии. Этим воспользовались турки, крымские ханы и германские государства в конечном итоге разделившие между собой 1ю Речь Посполитую. (Позже ордусские богдыханы займут часть отошедших туркам и татарам  земель этого государства  -нынешний Асланивский уезд Александрийского улуса).
С тех пор в западных областях новой державы  куда устремился поток переселенцев из «Цветущей середины» началось распространение влияния китайской культуры и учения Конфуция, оказавшего довольно-таки сильное влияние на местный вариант христианства -т.н «византийское православие». Многие представители как местной знати так и талантливые люди из низов интегрировались в сложившуюся систему, получая китайские чины. Целый ряд выходцев с русских территорий Ордуси сделали успешную военную и даже придворную карьеру при китайских императорах. Силами русских купцов развивалась транзитная  торговля с Азией и освоение Сибири. Русские привнесли немалый вклад в развитие китайской артиллерии и других областей техники (собственно Александрийский улус и сейчас поставляет львиную  долю научно-технических и промышленных кадров Ордуси).
Тогда же и возникло деление территорий вне метрополии на улусы.
 Все это  позволяет целому ряду исследователей - таких как проф. Тойнблер, говорить о «социальном синтезе» и «симбиозе» характеризуя тогдашние взаимоотношения Ордуси в целом и ее западных и южных провинций.
В этом же русле лежат попытки идеологически обосновать присоединение славянских и иных западных земель наследием Монгольской империи, например тем фактом неоспоримо следующим из т.н «Летописи инока Ивашки» что древний русский князь Александр Невский (см «Александр Невский») был приемным сыном Бату-хана (он же Батый (см «Батый») --внука Чингисхана и древнего государя русских земель.
 (В честь Невского был назван построенный в XVII веке порт на побережье Балтики и столица Александрийского улуса - Александрия Невская.(см).
Это впрочем помогало далеко не всегда.
В  середине XVII века после с великим трудом подавленного в «Цветущей Средине» мятежа Ли Цзычэна (в разгроме которого  принимали участие и русские части)  и связанного с этим ослабления власти метрополии, в западных землях Ордуси произошла  масштабная  крестьянская  война под предводительством  выдававшего себя за незаконного внука Ивана Грозного Стефана Разило. Поводом стали тяготы вызванные завоеванием нынешнего Тебризского улуса и отправка русских казаков (см «Казаки») на борьбу с армиями Ли Цзычэна.
 Спустя несколько десятилетий Ордусь потрясла крестьянская война во главе с казачьим есаулом Омельяном Страшило (см «Страшиловщина»).
Все это в конечном итоге  привело определенные круги Ордуси к мысли о необходимости реформ. В начале- первой половине XIX века власти Ханбалыка пробудившись от вековой азиатской дремы решили более активно  привлечь на территорию империи  новые идеи, капиталы и  новые технологии... 
Были отменены некоторые наиболее варварские меры наказания предусмотренные принятым в империи кодексом Тан (например продажа в казенные певички для женщин и кастрация для мужчин). Позже при императоре Дэ Цзуне были приняты т.н « народоправственные эдикты»(см).
Была реорганизована система управления давшая улусам больше самостоятельности, проведены новые границы и осуществлено новое разграничение полномочий между властью различных уровней. Несколько позже -после ряда массовых выступлений и беспорядков была реорганизована и  власть в стране - c использованием элементов западной демократии, пусть и заметно  искаженных. Она в основном сохранилась неизменной до настоящего времени. Надо признать -  хотя она и не идет ни в какое сравнение с принятой в у нас в САСШ политической системой, но по крайней мере стала большим шагом вперед сравнительно с прежней восточной деспотией.
Так или иначе к концу XIX века Ордусь относительно успешно модернизировалась - что впрочем не изменило азиатского по природе характера политической системы и общества, оставшегося косным и подавляющим личность.
Эти реформы кстати обусловили неучастие Ордуси в процессах т.н. «Весны народов» в Европе и сопровождавших ее войнах - сохранилось послание цзяйсяна(канцлера) Ордуси Богдана Ли императору Третьего рейха Фердинанду-Иосифу Первому  (он же последний) в котором канцлер  сообщает что тот может бороться с мятежниками и смутьянами не опасаясь угроз со стороны Ордуси ибо она так велика что новые завоевания ей только повредят.
(Послание было найдено Венской реституционной комиссией после казни Фердинанда-Иосифа в его секретных бумагах)
В 30-е -40е годы ХХ века как мы все знаем Европа и мир столкнулись с вызовом которые явил миру пресловутый «Четвертый рейх» победивших в Германии национал-фелькишистов, свергнувших слабую выродившуюся монархию королей Германии из династии Кольхруббе-Хундшванц,  и установивших «диктатуру во имя нации и расы».
После ряда успешных молниеносных войн они подчинили большую часть Франции, часть Балкан, Голландию, север Италии и наконец - атаковали 2ю Речь Посполитую. Надо сказать обеспокоенный происходящим Ханбалык предложил полякам военный союз, но возглавлявший эту страну в то время генералиссимус Кшиштоф Бзур-Мышекишка надменно прокомментировал послание ордусского двора: «С немцами мы потеряем всего лишь землю -с татарами - душу»
Глава ордусского Трибунала по делам варваров - как бы сказали у нас министр иностранных дел Чи Че Лин отправил по этому случаю в Варшаву послание представлявшее собой трактат на сорока страницах в котором он с многочисленными ссылками на Конфуция доказывал польскому руководству что никто не собирается отбирать у поляков душу -тем более что  Ордуси польская душа абсолютно не нужна ибо даже сами поляки не знают, что с ней делать.
Увы - пока он сочинял трактат обстановка радикально изменилось и скоростной дирижабль «Го Мо Жо» с дипкурьером везущим послание прибыл в  Варшаву за день до того как Польша капитулировала.
Спустя полтора года немецкие армии двинулись на Ордусь.
Национал-фёлькишисты полагали что дело иметь придется с «варварской татарской ордой не способной выдержать натиск белого человека» (фельдмаршал Гробб-Шайземан).
Действительность преподнесла помешанным на антисемитизме и германском язычестве немцам немало неприятных сюрпризов -таких как тяжелые танки «Железный тигр», штурмовики «Стремительный дракон» и реактивные снаряды «Цветок огня».
Тем не менее к осени  1942 года германские армии ценой огромных потерь достигли поставленных рубежей на линии Архангельск-Астрахань (хотя надо отметить что изначально предполагалось выполнить этот план за два  месяца).
Однако фелькишистам не удалось преодолеть  Кавказский хребет, а надежды Берлина на то что после военных поражений «азиатская империя рухнет» - не оправдались.
Фелькишисткая оккупация сопровождалась массовыми нарушениями прав человека.
Известные уже в завоеванной Европе концлагеря, преследование и геноцид этнических и социальных групп массовые репрессии и взятие заложников осуществлялись с удвоенной силой. (Например была подготовлена и даже начата программа  стерилизации русско-азиатских метисов).
Погибло по некоторым оценкам до 20 миллионов гражданских лиц.
Одновременно оккупационные власти пытались заигрывать с частью населения Ордуси, прежде всего славянами, даже соглашаясь признать их «младшими арийцами», формировались вспомогательные части из коллаборационистов -такие как дивизия СС «Sventisleyv».
Как бы то ни было в течение двух последующих лет ордусская армия разгромила немецкие силы, взяла Берлин и на Рейне соединилась с войсками  союзников.
На состоявшейся летом 1944 года конференции в  Потсдаме представители Ордуси заявили что поскольку основные преступления национал-фелкишисты совершили на территории Ордуси то и преимущественное право судить и карать  их ей и принадлежит -также как и право самостоятельно определять судьбу поверженной Германии.
Надо сказать мировое сообщество было в значительной степени шокировано суровостью кар.
Как мы помним, например министра информации Четвертого рейха Гаддлера ордусяне четвертовали, предварительно отрезав язык; министра по восточным делам Швайненберга -колесовали, военного министра гросс-адмирала фон Аршаффель цу Озелькопфа утопили в нечистотах предварительно обрив подмышки (утонченно-садистский  и непонятный западному читателю вид наказания в этой стране -см «Бритье подмышек»).
Ну а «фольксфюрера арийской расы» Штыклера, как мы все знаем,  пытавшегося бежать из осажденного Берлина в женском платье и пойманного казаками - посадили в бочку с голодными крысами.
(Что уж говорить о рядовых фелькишистах и офицерах вермахта  которых было казнено от двух до пяти миллионов - зачастую безо всякого суда)
Нам может показаться слишком жестоким ордусское правосудие - но надо помнить что обычаи народов Евразии сильно отличаются о принятых на Западе и с пониманием отнестись к некоторой эксцентричности избранных мер наказания.
Послевоенная история ознаменовалась значительны охлаждением отношений с союзниками, пытавшимися побудить Ордусь к более активному соблюдению  прав человека.
Неприятным сюрпризом для западной цивилизации оказалось испытание в 1955 году ордусской атомной бомбы (через 5 лет после того как это произошло в нашей стране). Не менее обеспокоило европейцев и американцев появление на вооружении азиатской империи океанских подводных лодок (на тот момент еще дизельных) «Золотая змея»  с ядерными   ракетами  «Кулак ярости» и  «Великий ветер» на борту, а несколько позже  и межконтинентальных баллистических ракет - «Феникс», «Нефритовый феникс», «Яшмовый феникс», «Алмазный феникс», «Благой феникс».
(Именно с  их помощью Ордусь осуществит свою широко разрекламированную и амбициозную -но дорогостоящую космическую программу)
Впрочем в целом существенных разногласий между Востоком и Западом не имелось и угроза военного конфликта быстро ушла в прошлое.
В 1990-91 г.г ситуация для ордусских властей осложнилась - в различных районах западных частей империи -прежде всего Александрийского улуса прошли многочисленные народные волнения.
Таковы «Смута незалежных дервишей» в Асланивском уезде, завершившаяся грандиозным побоищем на площади Свободы между двумя фракциями дервишей после того как выяснилось что их руководство погрязло в коррупции и махинациях -(см «Дело незалежных дервишей») и движение «Игоревичей» в Александрии Невской -впрочем куда как менее масштабное но зато связанное со злоупотреблениями передовыми достижениями науки. (См. «Дело Крякутного-Джимбы»)
Западные ордусологи и аналитики тогда поделились на «ордусескептиков» и «ордусеоптимистов».
Первые полагали что для «последней в мире империи» (проф. Гнюсс-Глюксманн) настало время смерти, вторые считали что Ханбалыку удастся сохранить контроль над ситуацией.
Кульминацией  их стали события в Мосыкэ (бывшей Москве) - заштатном городе прежде известным лишь многочисленными заводами по производству эрготоу и других крепких спиртных напитков пользующихся популярностью среди ордусских социальных низов.
Там возникло стихийное т.н.  «Всевеликое Вече» лидером которого стал бывший мосыкоуский городничий Ковбаса (по официальной версии - сошедший с ума в результате травмы головы полученной после падения  из окна своего кабинета - возможно в состоянии алкогольного опьянения).
Оно провозгласило «суверенитет и независимость», осудило «аннексию Руси и монголо-китайское иго» и заявило о намерении выйти из состава Ордуси. Своим местопребыванием Вече избрало резиденцию Объединенного страхового общества «Ромашка» за цвет стен а также по примеру САСШ названную «Белым домом».
Положение усугублялось тем что единственная «вразумительная армия» (официальное название карательных сил ордусской монархии) была на от момент задействована в Тебризском улусе где вспыхнул крупный мятеж, во главе  которого  стали  актер Зия Гамсахуев и отставной  цзянцзюнь авиации Мехти Тахмасиб. По официальной ордусской  версии оба они также были душевнобольными - генерал  Тахмасиб якобы  сошел ума после того как в конце 70х годов ХХ века была отменена экспедиция на Венеру которой он был назначен руководить - случилось это после того как ордусские ученые (см. «Ордусские ученые») наконец согласились с выводами мировой науки о том что Венера -не влажной мезозойский рай а горячая и совершенно безжизненная пустыня с чудовищными ветрами и давлением.
Гамсахуев же испытывал проблемы в личной жизни из за своей нетрадиционной ориентации а также был обозлен тем что ему не дали роли Чингисхана в снимавшемся тогда биографическом  блокбастере «Великий мудрец и воин».
Так что новый кризис еще и в Александрийском улусе сильно осложнил ситуацию в Ордуси. Многие наблюдатели внимательно следили за ситуацией в Мосыкэ полагая что там вершатся события которым суждено положить конец существованию этого «евразийского монстра-мутанта»( проф. Гжымбеш Псяедский).
Особо оживились «ордусескептики» когда 12 июня  1991 года Всевеликое Вече провозгласило создание т.н. «Русской республики Русь» «в исторических границах 1580 года».
Как мы все помним, самопровозглашенная Русская республика Русь просуществовала ровно четыре  часа. По истечении этого срока и мосыкэусский  «Белый дом» в котором готовился к инаугурации в качестве «posadnika» Ковбаса  и собравшаяся вокруг него толпа были уничтожены термобарическим зарядом особой мощности, доставленным к цели экспериментальной гиперзвуковой межконтинентальной крылатой ракетой «Молот гнева», запущенной  с космодрома Челкель.
(Ныне на этом месте разбит крупнейший в Европе парк развлечений «Сады блаженного веселья».)
Отдавший приказ на применение столь ужасного оружия император Чу Гунчан в тот же день попросил прощения у погибших по общеордусскому телевидению, и отрекся от престола. Удалившись в добровольное изгнание в Тибет  он  занялся выращиванием капусты.
Сменивший его двоюродный племянник Бао Шао провозгласил новое правление и новую политику под девизом «Мудрая консолидация во имя порядка и величия»  что в сочетании с присылкой спешно сформированной «Особой вразумительной армии» позволило стабилизировать ситуацию на неспокойной окраине.
Впрочем - ход истории не остановить и подспудные изменения, накапливаясь меняют жизнь в этом исполинском и непонятном рациональному западному уму государстве - как среди народных масс так и в верхах.
Не зря все чаще одну из самых распространенных цитат их Конфуция(см.:  «Лунь юй», глава 22я») «Правитель да правительствует,  подданный  да  подданствует,  отец  да  отцовствует,  сын  да сыновствует» - на которой  по словам тамошних политиков и философов и стоит гармоничное устройство Ордуси молодые граждане этой страны излагают  как «Правитель да  правит,  подданный да поддает...  » - намекая на косность верхов и пьянство низов.
Неплохи известна американскому читателю история, когда один из столпов ордусского правопорядка и руководитель спецоперации в Асланиве  разрушившей движение «Незалежных дервишей» по данным заслуживающих безусловного доверия источники, бросил семью и обоих жен и теперь живет с лисой, вывезенной из сибирской (см «Сибирь») тайги.
(Впрочем - возможно многие наши радикальные либертарианцы наверное поддержат его выбор)
Или вспомнить опять таки хорошо известные -в том числе и благодаря репортажам вашего покорного слуги скандальные похождения в пивных и прочих злачных местах Александрийского улуса нынешней председательницы регентского совета принцессы Чжу Ли.
Так или иначе Ордусь -это вовсе не  царство  традиционных ценностей которое представляется некоторым нашим право -консервативным деятелям.
На этом собственно можно было бы и закончить.
В завершении добавлю - зачем собственно среднему американцу следует больше знать об Ордуси? А затем чтобы лишний раз осознать - насколько совершенна наша политическая система и наше общество - которое есть «Сияющий град на холме» для всякого здравомыслящего человека.

             Сэмвэл  Дэдлибб, политический обозреватель,  доктор 
            политических  наук, лауреат Пулитцеровской премии



Использованы образы и мотивы из произведений Х.Ван Зайчика, однако данное произведение не является приквелом или сиквелом. Описанная в тексте история не есть история Ордуси описанной в «Евразийской симфонии» - скорее литературно-юмористические  размышления в духе  - «Как все было на самом деле». Развилок приведших к отличному от нашего варианту развития  в тексте упомянуто  несколько - проницательный читатель( тм) без особого труда их угадает.