Визит в Москву, 2014

Борис Тененбаум
Только что вернулся в Бостон из российской столицы - читал там в Тургеневке лекцию о Черчилле.

В Москве был второй раз за 6 месяцев, и это совсем не то, что в первый раз за 33 года - но некий шок все равно ощущался. Английский проник в языковую среду настолько, что повсюду видны рекламные обьявления, в которых английские слова склоняются на манер русских - в огромном обьявлении на здании Политехнического Музея совершенно спокойно говорят о "шоурумах" (showroom) и "воркшопах" (workshop).

Видел даже и вовсе удивительный "газдевайс", который прочел как бодрую команду на раздевание :)

Из общих впечатлений - совершенно потрясающие рестораны. На любой вкус и на любой карман, а качество такое, что моя жена, которая ранжирует города/страны/континенты по уровню производимых там пирожных дала Москве пять с плюсом, поставив ее выше Брюгге и Парижа.

Дом Книги на Новом Арбате поразителен.

Чего там только нет, выбор книг богатейший, полиграфия книг российских изданий выше всех похвал. Купил там, в Доме Книги, несколько копий моего многострадального "Гитлера" - но вот "Борджиа" купить не смог, книжка имелась только в формате "золотой батон" и стоила 10 тысяч рублей.

"Наполеон" или "Черчилль", положим, идут и за 20 тысяч - но мне же нужен не условный "сувенирный диван", а книга.

Так что на "Борджиа" я HE раскошелился.

Из удивительных явлений: международная зона аэропорта Домодедово (т.е. уже у "гэйтс" и ПОСЛЕ паспортного контроля):

а) не принимаeт доллары в наличке
б) торгуeт только на рубли
в) не имеeт пункта валютного обмена

По-моему, это единственное такое место во Вселенной ...

Чем обьяснить феномен, не знаю, и с интересом послушаю, что думают понимающие люди ...

Еще из приятных впечатлений - на Берлин-1938 Москва не похожа.

За все время пребывания в городе видел только 3 георгиевских ленточки, носимых на одежде, и еще 2, приделанных к ручкам автoмашин.

Понимаю, что видел-то я Москву, а не РФ, да и ту все больше в центре - но для громадного имперского города это все-таки показательно.

Что до лекции, то она прошла на четверку.

Я не учел состава аудитории: в зале сидели люди, буквально зашедшие в Тургеневку с улицы, на британский фестиваль, и затевать с ними интерактивную игру по принципу "спрашивайте - отвечаем" никакого смысла не имело.

В результате пришлось разубеждать одного человека в том, что освобождение Эфиопии НЕ БЫЛО крупнейшим из достижений Черчилля - что есть чистая правда, но не для того эфиопа, который вопрос и задал.

Еще один участник дискуссии просто ошеломил меня заявлением о том, что в 1942 Черчилль проигнорировал "... стихийные демонстрации британских трудящихся ..." в пользу открытия Второго Фронта.

Это, конечно, показательный пример, насколько пропаганда способна формировать мифы - этому человеку впечаталось в мозг клише ТАСС того времени, совершенно отвязанное от действительности.

Начнем с того, что никакие британские трудящиеся ни в каких хоть сколько-нибудь заметных количествах вести в 1942 демонстрации не могли чисто физически - люди были заняты на производстве и на фронте.

Mобилизация человеческих ресурсов превышала даже советскую, потому что на военную службу принимали много женщин.

Однако лекция, по-видимому, частично все-таки удалась - есть предложения повторить ее в другом формате, для Сетевизора.

Поглядим - но я уже получил совершенно удивительный сувенир.

Мне вручили бутылку водки марки "Светлая Голова" с моей фотографией на горлышке и с удостоверением, что я принят в одноименный клуб в качестве полноправного члена этого славного сообщества.

Все-таки в Москве понимают толк в гостеприимстве :)