Лишить доброго имени

Александр Чашев
 

    Из контрастов жизнь состоит. С душевной радостью читается небольшая заметка в Архангельских губернских ведомостях от 4 мая 1838 года: «Директор Училищ Архангельской губернии сообщил Губернскому Правлению, что С.Петербургский 3 гильдии купец Михайло Башмаков уроженец посада Сумы, в благотворительной заботливости о пользе своей родины, доставил в Архангельскую Дирекцию Училищ Билет Государственного Коммерческого Банка в 10000 рублей, неприкосновенного капитала, на учреждение в Сумском Посаде приходского училища и 100 рублей ассигнациями, для первоначального заведения при открытии оного. За каковое похвальное и примерное усердие к образованию своих сограждан, Всемилостивийше награждён золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее».

  Подобного рода статьи в газетах давних времён не редки. За «благотворительную заботливость о пользе своей родины» меценаты из народа заслуживали иногда и более высокое, неформальное признание, называвшееся в обществе добрым именем.

   Трудно оно давалось, терялось порой мгновенно. Об этом свидетельствуют заголовки кратких по содержанию и трагических по смыслу сообщений, встреченных в газетах позапрошлого века: «О лишении доброго имени».  Одно из них помещено в Архангельских ведомостях 2 ноября 1838 года: «Архангельское Губернское Правление объявляет всем по Архангельской Губернии мещанам и лицам о лишении мещанина (губерния, населённый пункт, фамилия) доброго имени и недопущении впредь в свидетели за ложное при следовании под присягою показание по делу о...». 

   Страшно ли быть лишённым доброго имени, уважения, репутации, совести, лица, чести?
   
    Возможно, лишь тому, кто знает им цену?  Не выражается она в денежных знаках.

     И всё-таки не «отнимаются» они, а «теряются». Вот и пословица из тех времён об этом говорит: «Деньги потеряны — мало потеряно, здоровье потеряно — много потеряно, честь потеряна — всё потеряно».

   В японской культуре выражение «потерять лицо» означает  поступок или ситуацию, исправить которые можно лишь самоубийством.

    Так было. Многие люди и государства обходятся без лиц, носят маски. Иногда они срываются. В Поморье человека, потерявшего стыд и совесть, называли  «бестыжей мордой», а душу его «окоянной», мудро полагая, что любая несправедливость обязательно вернётся её свершителю  или его потомкам. Цепь жизни одна.
***
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/06/1790