Жизнь в клетке

Владимир Вимберг
Сегодня я ездил в другой город. Город встретил меня сонным спокойствием – обычное явление маленьких населенных пунктов, расположенных вблизи густонаселенных городов. Хотя Прагу нельзя назвать большим городом, но жители многих населенных пунктов в радиусе 30 километров вокруг Праги работают в ней, а спят и отдыхают в маленьких городках. Поэтому, выходные жители проводят у домашнего очага, в кругу семьи, медленно и спокойно. Может быть это и есть счастье, после бешенного темпа недели, сбросить скорость и изолировать себя в вакууме дома, окруженным семьей.
Но это было отступление от главного наблюдения этого дня. Поднявшись на холм, расположенном сразу же за главной площадью городка, я наткнулся на решетку. Решетка огораживала пространство размером в огромный спортивный зал. В середине этой площадки был медведь: крупный, с толстыми лапами, большой мордой, круглыми боками. Увидев меня, он, медленно переставляя лапы, закосолапил в мою сторону. Я воспользовался ситуацией и быстро приготовил свой фотоаппарат, чтобы сфотографировать это грациозно-грозное животное. Трудно было сфокусировать обьектив на медведе так, чтобы решетка вышла за рамки картинки. Медведь оказался настоящей фотомоделью. Перед обьективом камеры он покрутился, принимая различные стойки, сел,облокотился о дерево, потер морду и лапы о ствол, завалился на бок, рыкнул. И вдруг, в одно мгновение, он перешел из состояния лени в атаку.Секунду назад – это было апатичное, вялое животное. Миг – зверь, готовый накинутся на свою жертву. Я осознал, неповоротливость медведя – это обман. Я понял, что если этот зверь атакует меня, то у меня навряд ли хватит скорости уити, увернуться от лап. Скорости неравны. Показав свою мощь, медведь опять очень неторопливо удалился к себе в бетонное убежище.
У меня возникло две мысли. Первая, путешествуют ли медведи.
Люди живут в основном в том же месте, где рождаются. Иногда люди передвигаются по миру, но в основном перемещаются на очень небольшие расстояния. Есть отдельные люди, маленький процент от общего числа популяции, которые основную часть жизни или ее отрезок посвещают исследованию мира, путешествуют, пытаясь узнать как можно больше об окружающем мире. Ведь наша жизнь не ограничивается территорией в несколько сотен квадратных километров и очень хочется узнать, что творится за пределами нашей привычной части планеты.  В основном страх перед неизвестным заставляет людей жить на одном месте, не покидая пределов известной территории. Но для кого-то неизвестность является стимулом оправится в путь, чтобы узнать, а что же происходит в других местах, как там живут люди, о чем думают, чем отличаются.
Выше написанное касается людей, а вот что происходит у медведей. Как они относятся к путешествиям. Далеко ли один медведь отходит от места своего рождения, и какие причины побуждают его искать себе новое место жительства. Надо написать сказку про медведя, который решил отправится в путешествие. Может получиться интересная история.
Другой вопрос был тоже связан с медведями, но после был перенесен на людей. Вот живет медведь. У него есть все, что необходимо для его существования: еда, укрытие, еще два медведя живут рядом: медведица и маленький медвежонок, и пространство, достаточное для жизни. Достаточно ли этого для медвежьего счастья? Или у него есть мечта, мечта о лесе, жизни за пределами клетки. Сколько людей живут в клетках? Что есть клетка для человека? Если человеку дать еду, жилье, общение, но ограничить свободу передвижения забором, будет ли он счастлив?
Что такое свобода? Мне кажется, что каждый человек живет в клетке. Причем, человек сам себе эту клетку создает. Размеры клетки определяются его пониманием счастья. Человеку нужна клетка, граница, забор, чтобы чувствовать себя жалким, достойным сожаления. Чтобы он мог воскликнуть: «Ах, если бы я был свободен». Что мешает людям быть свободными, разорвать путы, цепи, сковывающие наши желания, нашу душу? Вместо того, чтобы отпустить свое сердце в безумный полет, человек сдавливает себя в тиски и, скрипя зубами, забивается в клетку, которую сам же для себя и сооружает. Опять страх неизведанного? Булгаков в Мастере и Маргарите словами Иешуа говорит: «Самый страшный порок человека – страх». Чем больше я думаю над этими словами, тем больше с ними соглашаюсь. Страх – мы боимся. Страх давит нас к земле, заставляя ползать, а не летать. Из-за страха, мы ползаем и боимся быть свободным, а значит мы созданы, чтобы подчиняться, чтобы меня стригли, надеясь, что будут стричь и не зарежут, если быть  очень тихим.
Как быть свободным, не ограничивая и не раня свободу других людей? Еще вопрос. Как избежать зависти? Как только ты захочешь взлететь, тебя схватят ползающие твари, придавят, а если надо и придушат. Поэтому полет свободных очень недолог. Возможно, это пустые мысли, но наверно их надо задавать в первую очередь себе, чтобы искать в себе силы и вырваться  из своей клетки, или расширить ее пространство. Может быть это и есть цель нашей жизни – стать свободными.