Женское лицо искусства. Художница Л. Симановиц

Койфман Валерий
«Волшебница с красками». Рассказ о замечательной  немецкой художнице из Вюртемберга Людовике Симановиц (1759-1827)

Достаточно, как говорится, невооруженного взгляда на историю живописи, чтобы убедиться, что главным ее парадоксом  является тот факт, что на протяжении веков главными героями в ней являются  художники-мужчины. Женщинам-художницам здесь отводится весьма незначительная роль.
Объяснением этого исторического парадокса является, пожалуй, тот факт, что в истории искусства заметный след оставили лишь те женщины, для которых искусство, требующее, как известно, от своих  «подданных» полнейшей отдачи, становилось профессией, перекрывавшей все остальные формы их социальной активности. Раньше женщине традиционно отводились другие социальные роли.

Приобретение профессии, карьерные устремления для них не приветствовались, и самым важным делом женщины в определенный момент становились семья и дети.
В таких общественных условиях  многие женщин  делали свой выбор не в пользу искусства.
Известно, что даже в XIX веке существовали различные ограничения на занятие женщин ремеслом художника. Противники «женского» искусства ссылались и на «неприличность» занятия женщин живописью (например, из-за натурщиц и, особенно, натурщиков), и даже на неспособность прекрасного пола  к высокому искусству в принципе.

Однако ярчайшие имена женщин-художниц прошлого доказывают то, что в живописи они могут быть ничуть не хуже мужчин, несмотря на массу препятствовавших этому обстоятельств. Вот лишь небольшой перечень фамилий знаменитых художниц прошлого: Софонисба Ангиссола (1532-1625), Барбара Лонги (1552 -1638), Лавиния Фонтана (1552- 1614) – эпоха Возрождения; Артемизия Джентилески (1597-1653) - член Академии искусств во Флоренции; Розальба Каррьера (1675-1757) – блестящий  представитель рококо; Ангелика Кауфман (1741–1807) – одна из основательниц английской Королевской АХ; Юдит Янс Лейстер (1609-1660) – художница-жанристка среди «малых голландцев»; Луиза Виже-Лебрен (1755-1842) – член французской Королевской АХ.

Сейчас, конечно, другие времена, и, начиная с XX века имена знаменитых женщин-художниц у всех на слуху. Однако знаменитый  немецкий художник-авангардист Георг Базелиц  в интервью журналу „Der Spiegel“ заявил недавно: «Женщины не имеют фундаментального характера, чтобы стать великими художниками. Женщины, за некоторыми исключениями, рисуют и пишут не очень хорошо. Это факт».
На что профессор истории искусств из Лондона Г. Поллок остроумно парировала: «Базелиц говорит, что женщины рисуют не очень хорошо, за некоторыми исключениями. Мужчины тоже рисуют не очень хорошо, за некоторыми исключениями».
И все же, «волшебный фонарь» истории искусства способен выхватить из общей картины множество замечательных имен женщин разных стран и разных эпох, преуспевших в профессии художника.

Сегодня разговор пойдет о немецкой художнице из Вюртемберга Людовике Симановиц, которую ее знаменитый современник, поэт и публицист Христиан Шубарт, назвал «волшебницей с красками». 
Людовике Симановиц, урожденная Райхенбах, родилась 21 февраля 1759 года в Шорндорфе (в 30 км восточнее Штутгарта), в семье полкового хирурга Иеремии Райхенбаха и его жены, дочери аптекаря Сюзанны Швеглер. Семья проживала при полковых казармах в шорндорфском замке, по месту службы отца. В семье было более десяти детей, но до взрослого возраста дожили только 4 сына и 2 дочери.
В 1762 году отца перевели в Людвигсбург.
В дом на M;mpelgardstra;e 26, где жили Райхенбахи, через 4 года переехала и семья полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера.
Людовике подружилась с детьми Шиллеров, особенно с Христофиной и ее младшим братом Фридрихом, будущим великим поэтом и драматургом. Они поддерживали теплые отношения друг с другом в течение всей жизни. 
Как часто бывало в судьбах будущих художников, тяга Людовике к рисованию проявилась довольно рано. Семья, убежденная в исключительном художественном даровании девочки, не препятствовала ее желанию окунуться в мир искусства. С 18 лет  Людовике живет в Штутгарте у дяди, лейб-медика хирурга Иоганна Райхенбаха, который материально и морально поддерживал ее стремление стать профессиональной художницей.
В герцогскую Академию искусств в Людвигсбурге и в Высшую Карлсшуле в Штутгарте ей как женщине доступа не было, поэтому девушка посещает „Ecole des demoiselles“ («Школу для девушек»), организованную в 1772 году под покровительством Франциски фон Хоэнхайм, официальной фаворитки (фр. ma;tresse en titre) герцога Карла Ойгена.
В этой школе обучались как юные аристократки, так и девушки «из народа», желавшие стать художницами, актрисами, певицами, танцовщицами.
Преподавателем Людовике стал придворный художник профессор Николас Гуибаль, у которого она обучалась рисунку и масляной живописи. Талантливая девушка была хорошей ученицей, она последовательно и настойчиво повышала свое мастерство. Наконец, благодаря связям профессора и финансовой поддержке Франциски фон Хойенхайм (ставшей к тому времени уже герцогиней), 28-летняя художница предпринимает поездку в Париж.
Перед отъездом она обручается с лейтенантом Францем Симановицем, которого, по ее словам, полюбила в 17 лет. Они познакомились, вероятно, через брата Людовике, который учился в Высшей Карлсшуле, вместе с Фридрихом Шиллером и Францем Симановицем. Почти два года длилась учеба Людовике в Париже в классе для женщин-художниц, организованного придворным художником-миниатюристом Антуаном Вестье.
В Штутгарт Людовике возвращается в 1789 году, успев перед этим выполнить серию портретов семьи герцога Вюртембергского Фридриха Ойгена (брата Карла Ойгена), проживавшего в принадлежащем Вюртембергу анклаве Мёмпельгард (ныне Montbeliard - Франция).
Людовике выходит замуж за ставшего уже капитаном Франца Симановица в мае 1791 года.
К этому времени относится знаменитый автопортрет художницы с распущенными волосами.
С одной стороны, Людовике всем сердцем хотелось создать семью с любимым мужем, с другой стороны, она жаждала успехов как художница и мечтала вернуться в Париж. Множество писем к друзьям свидетельствовали об этом.
В 1791 году мужа командируют на немецко-французскую границу, и Людовике вновь предпринимает творческую поездку в Париж.
Художница и ее друзья, небольшая колония выходцев из Вюртемберга, были в восторге от происходящих здесь революционных событий. Симановиц работала в основном как художница-портретистка, запечатляя своих друзей: театральных деятелей, писателей, художников, политиков, представителей аристократии.
Она стала свидетельницей штурма Тюильри в августе 1792 года  и ареста королевской семьи.
Политическая ситуация в Париже становилась все более непредсказуемой. Людовике и ее друзья почувствовали реальную угрозу своей безопасности. Лишь в январе 1793 года, незадолго до казни Людвика XVI и Марии Антуанетты, художнице удалось фактически бежать в Нормандию, чтобы оттуда отправится на родину.
Из-за сильной нервной лихорадки ей пришлось, будучи прикованной к постели, остановиться на шесть недель в Страсбурге.
Возвращение в Людвигсбург ознаменовало новую веху в творчестве уже известной художницы. В сентябре 1793 года  в Людвигсбург приехал Фридрих Шиллер с женой. Встречи  Людовике со знаменитостью в 1793-94 годах предоставили ей блестящую возможность продемонстрировать лучшие стороны своего зрелого таланта.
Сначала Шиллер предложил  написать поясной портрет  жены в натуральную величину. Портрет получился настолько удачный, что в течение года Людовике напишет по заказу Фридриха Шиллера еще портреты родителей и трех сестер.

Огромную популярность и всеобщее признание принес Симановиц созданный в этот же период портрет самого Фридриха Шиллера. В противовес к ее прошлым прелестным детским и душевным женским портретам художница создала мощный глубокий образ великой творческой личности. Современники были поражены «мужской» силой кисти Людовике Симановиц, красивой и хрупкой женщины-художницы. Часто копируемый, переведенный в гравюры, портрет после нескольких перемен владельцев, с 1890 года «поселился» в доме–музее Шиллера в Марбахе как непреходящее сокровище немецкой нации.
Дальнейшая жизнь художницы сложилась довольно драматически. В 1798 году Симановичи переезжают в Штутгарт, новое место службы мужа Людовике. Вскоре Франц переносит  апоплексический удар (инсульт). Из-за парализованных ног ему необходима была постоянная помощь. Людовике мужественно ухаживала за своим супругом 28 лет.
Она давала уроки рисунка и живописи для женщин, принимала их на пансион в своем доме. Теперь ее художественный талант был, в основном, инструментом для поддержания семьи. В письме близкой подруге Симановиц писала: «Я должна заниматься искусством, как необходимостью, и, благодаря моим усердиям до сих пор, мы можем жить независимо. Что стало бы с нами, если бы Бог не подарил мне мое искусство...».
Франц Симановиц умер в июне 1827году. К этому времени  супружеская пара уже вновь проживала в Людвигсбурге.
Талантливая художница и верная жена, Людовике Симановиц, умерла от тяжелой простуды 3 сентября 1827 года, через несколько месяцев после смерти горячо любимого ею мужа. Могила супругов находится на Старом кладбище в Людвигсбурге.
Из творческого наследия Людовике Симановиц до наших  дней дошло более 100 картин (в основном, портретов). Большинство из них находится в частном владении. В 2009 году в Баден-Вюртемберге и во всей Германии довольно широко отмечалось 250-летие художницы.