Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 5

Юрий Шибаловский
                ЛЕКЦИЯ 5


                ПРИЗНАНИЯ СВ. АВГУСТИНА




Итак, укрепление  и воздействие христианства на Римскую империю в интеллектуальном и социальном смысле приходится на конец четвёртого и начало пятого века.
 Рассмотрим основные теологические и моральные проблемы и противоречия, решение которых разделило Римское общество, а в дальнейшем и Римское государство.
    Можно отметить три основные дефиниции, которые вызывали наибольшее внимание и распри в римской интеллектуальной элите: 1) понятие о зле 2) отношения между телом и душой 3) понятие о грехе и спасении. 
  Наиболее полно эти ведущие темы были раскрыты  в труде св. Августина.
    В книге Х, он говорит: "Люди взирают в изумлении на высокие горы, огромные волны на море, широкие течения рек, просторы океана, окружающие мир, или звезды в своём сиянии, но они совершенно  не  уделяют внимания такой вселенной, которой является их душа."   
Так вот Признания, это, безусловно, и есть  исследование автором своей собственной души, причём не на чисто эмоциональном уровне, типа "я пил, бил жену, потом в моей душе наступило просветление, а в уме - озарение, и я перестал поступать дурно, и теперь я благочестивая личность,"  это также и интеллектуальное исследование.
     Августин не противопоставляет интеллектуальное не интеллектуальному, хотя сам он является высоко интеллектуальной личностью. 
 Страсть к размышлениям над жизнью  у него пробудил Цицерон.
 Он читает диалог Цицерона, под названием Гортензий, ныне утраченный, который убеждает его, что жизнь ума является наиболее важной вещью нашего существования.
   Признания Августина это поиск истины, и путь её познания оказывается извилистым, крутым и опасным, и часто он заводит в тупик, из которого  очень больно и тяжело выбираться.  Это признание греха, а также признание Бога и похвала Ему, чья любовь   вернула его  на путь истины.
Книга эта является очень личной, но поучительной, она рассказывает о стремлении духа, об интеллектуальной жажде истины, об образовании молодого человека и его приключениях и о том опыте, который он в результате их приобрёл. 
    Он также очень откровенно говорит о своих желаниях, и при этом нисколько не считает любовь чувством, которое следует подавлять или игнорировать. Любовь психологически необходима человеку.   И у него есть очень оригинальный и интересный отрывок описания сцен из подросткового возраста и его страсти, когда он посещал бордели Карфагена.   В Книге III, в начале, он говорит: "Я был влюблен в идею любви."     Он был влюблен в мысль о том, что человек - эмоциональное существо,  и его любовь является симбиозом сексуального и духовного, в котором эти две вещи невозможно отделить друг от друга.
 Августин также верит в дружбу.  А когда его друг умирает, он задумывается о смерти.
Августин был честолюбив и достаточно успешен.  Хотя он родился в семье среднего чиновника в Северной Африке, который являлся язычником, и матери, принявшей христианство, благодаря своей одарённости он выбился в верхний слой интеллектуальной элиты.  Он был очень умный, образованный, искусный в диспутах и речах. Вы знаете, что в древние времена особенно ценилось ораторское искусство, потому что являлось эффективным способом формирования общественного мнения и эффективным идеологическим инструментом.
  Его мать была чрезвычайно благочестива и тоже была причислена к лику святых, и в её честь назван город Санта Моника.   Она обладала цельным характером и волей, и, тем не менее она не хотела чтобы Августин был крещён.
 Она желала чтобы он стал добропорядочной личностью, но при этом  добился успеха в жизни. Успех тогда, как и сейчас, обычно понимался как достижение высших правительственных должностей, а это в свою очередь  подразумевает участие в войнах, подавлении мятежей, кровавых внутри правительственных разборках и прочих не благовидных делах. Поэтому мать Августина хотела чтобы он не спешил с крещением, а отложил возможность очищения от грехов на потом.
    Мать позволяла ему с юности вести довольно свободную жизнь, которую он резко изменил после крещения.  Он отказывается от карьеры, он отвергает общепринятые представления об успехе и не хочет добиваться того что общество считает успехом.  Он прекращает посещать вечеринки, ухлёстывать за женщинами, словом весь тот образ жизни, наполненный удовольствиями, который вела Римская элита.
  Августин начинает задумываться над проблемами зла. Он задаётся вопросом о том, как Бог позволяет столь крепко укорениться злу и доминировать над добродетелью.  Библия Ветхого Завета  представляется ему очень грубой в смысле риторическом и стилистическом и концептуально - с точки зрения идей.
     Бог Ветхого Завета чересчур темпераментный: божество, которое решает уничтожить мир  наводнением, разрушает города и окрестности, убивает одного из людей, несущих скинию обратно в Иерусалим, лишь за то что тот споткнулся. Что это за бог?
  Августин находится в тягостных раздумьях.   Августина смущает антропоморфность бога Ветхого Завета, который разговаривает с людьми, удивляет, каким образом Адам может слышать поступь бога в саду.  Как столь легко  и непосредственно воспринимаемое существо может быть Богом?
  И эти сомнения приводят Августина в стан манихеев.
    Манихеи объясняли могущество зла  тем что Бог не является всемогущим.
Бог и хотел бы торжества добра, но злой бог постоянно искусно строит козни, расстраивающие планы доброго Бога.  Злой бог это и есть бог Ветхого Завета, бог плоти, Иегова, создающий материю и плоть, а все люди представляют собой души, заключённые Иеговой в темницу из плоти.  Наша истинная обитель - это духовное, и нам необходимо отречься от всего что связано с плотью, для того чтобы устремиться в царство духа.
   Манихейство - это учение об аскетизме.  Вы не должны предаваться земному и мирскому.  Но поскольку мы все представляем собой плоть, хотя иногда и одухотворённую, то нам предлагается и себя ненавидеть как проявление вселенского зла, а это противно человеческой природе, и Августин приходит к выводу, что это не христианство, хотя оно  тоже возвеличивает дух над плотью.
 Христианское учение говорит о том, что тело человека будет воскрешено, а не только душа, а после Страшного суда  не только душа, но и тело окажется либо на небе, либо в аду.
  Бог создал мир, и это хорошо.  Что тогда объясняет существование зла? И Августин в поисках ответа на этот вопрос обращается к Платонизму.
 Зло само по себе не существует, скорее это  отсутствие или недостаток добра.
 На первый взгляд это представляется довольно пустым замечанием.
 Зло это не просто отсутствие чего-либо, а гораздо более ощутимое, безосновательное, жестокое и всеохватывающее.
  Платоники признают это.   
 Они имеют в виду, говоря про отсутствие добра, что зло это ничто.
Зло, по сути, есть отсутствие бытия и смысла.  Причина эта приводит  к таким  печальным результатам, как войны, угнетения, преступность, а заключается в том, что люди отворачиваются от того, что есть действительно добро, предпочитают более низкое "ложное" добро.  Они предпочитают вещи плотские и отвергают  ценности духовные. Они предпочитают  свои собственные похоти и желания, свои собственные амбиции и жадность  общему благу или нематериальному и духовному благу.  И именно это, отвержение от добра истинного и есть основная человеческая проблема.  Люди, вообще говоря, по мнению платоников, не понимают, для чего они живут на Земле.
  Читая Республику вы наверняка не пропустили метафору с пещерой. 
Это классическая модель ложных предпочтений.  Люди сидят в пещере, прикованные цепью лицом к стене и видят только тени от проходящих мимо пещеры объектов, которые приучаются принимать за реальность. 
Они уже не замечают, что они прикованы, они забыли, что находятся в пещере, они не ведают, что такое Солнце, они даже не понимают, что не могут, находясь в таком положении, видеть реальные вещи, но они уверовали, что тени на стене и есть самое настоящее, и горе тому, кто осмелится отрицать и критиковать их убеждения.
  Если вы будете пытаться их освободить и вывести на свет истины, они не смогут этого вынести, потому что тысячелетиями жили в мире теней и отвыкли от света.  Скорее всего они убьют вас потому что вы покушаетесь на самое святое: тысячелетиями складывавшиеся представления, то есть их мир. Или по крайней мере, они будут преследовать вас, потому что они не заинтересованы в истине, она им не нужна, и они стремятся обойтись без неё.
  Согласно платоникам, зло проистекает из ошибочного восприятия  в целеполагании, например, считая, что счастье заключается в том, чтобы достичь богатства, или быть настолько сильным, чтобы расчистить себе дорогу к богатству от других претендентов или подчинить и заставить  подчиняться своей воле и работать на себя более слабых.  И много ещё всяких вещей, которые считаются дурными, но люди предпочитают их, а не дела, выражающие высочайшие проявления духа.
  Как, по мнению платоников, можно исправить это положение? Платоники полагают, что образование есть ключ к решению вопроса  о добре и зле.
Этой идее посвящены Диалоги Платона, которые построены в виде вопроса и ответа и, по причине своей дидактичности,  напоминают  школьный класс. 
 К примеру Сократ спрашивает учеников, а затем даёт правильный ответ, который ученики с горячностью принимают за непреложную истину и устремляются строить новое совершенное общество.
  Надо понимать, однако, что в отличие от манихейства, платонизм не дуалистичен и не примитивен в определении зла и добра. Зло не противопоставляется добру, а просто в системе иерархии абсолютных ценностей оно находится ниже добра.
  Вселенная платоников представляет собой лестницу, поднимающуюся от земли, грязи, насекомых до нематериального возвышенного со многочисленными ступеньками и пролётами.
  Люди располагаются приблизительно посередине этой лестницы. Они вмещают в себе как животные свойства, так и ангелов, но в отличие от ангелов, демиургов и богов, люди могут перемещаться по этой лестнице вверх и вниз, в силу так называемой свободы воли, которую много позже столь яростно критиковал Шопенгауер. Платоники наделяют человека свободой воли: вы можете прочитать Гортензия, Признания и полюбить идеи свободы, искусство и подниматься по лестнице до высот духовности. Вместе с тем, у вас есть возможность выбрать пути низменные, пуститься в пьянство, разврат, и т.д.  Конечно, вопрос остаётся открытым, насколько свободна наша воля, но нельзя отрицать столь очевидного факта, что  у нас имеется возможность двигаться по ступеням вверх или вниз, в отличие от животных, которые зафиксированы на определённой ступени(или ступенях) развития.   
  Возникает вопрос: что заставляет или побуждает двигаться вверх или вниз по лестнице?  Здесь возникает главное отличие взглядов платоников на зло от христианского.  Платоники приписывают возникновение зла невежеству. Христианство приписывает зло греху.   Грех, в отличие от невежества, является преднамеренным деянием. Вы знаете, что не должны делать этого, но делаете, вы не смогли преодолеть соблазн.
  Однако мы встречаем у него любопытный эпизод, открывающий новые просторы для наших размышлений.  Образованные молодые люди залезают в чужой сад и крадут груши, а затем выкидывают их свиньям. Что ими двигало: нужда, то есть голод, или необразованность?  Ни то и ни другое. Им просто хотелось развлечься, то есть ими двигала скука.  Просто умственное знание, что то то и то то делать не хорошо, совершенно недостаточно, потому что интеллект слишком слаб, чтобы полностью  противостоять инстинкту.
 Идея обращения в христианство в трактовке Августина это не просто акт познания интеллектом, что христианство это хорошо и следовательно его надо принять, а эмоциональное постижение христианства.
  Таким образом, насколько бы интеллектуальным не казался Августин, какое бы влияние на него не оказала  греко-римская традиция, как бы сильно Гортензий не пробудил в нём страсть к жизни ума, он был полностью философ и теолог иррационального, сверх-рационального.
  Христианство на протяжении своей истории колебалось между интеллектуализацией и всё новыми поисками греха  и Божьей милости.
   Реформация Мартина Лютера, Джона Кальвина в 16 веке  сталкивается с понятием о том, что мы можем совершать благие дела, которые прибавят нам достоинства в глазах бога  и что Церковь говорит, что у нас есть запас накопленных заслуг  и поэтому мы отправимся на небеса.
    Реформация учит, что все мы находимся лицом к лицу с Богом и что все наши так называемые благие дела ничего не значат.  Все мы грешники.
Если Бог будет строго придерживаться правосудия, то мы все отправимся в ад.  Лишь вера и милость спасут людей, то есть Реформация.
Но великое пробуждение Англии и Америки в восемнадцатом веке, развитие методизма, фундаменталистского движения, которые, как правило, отвергают попытки приблизиться к Богу на договорной основе, с точки зрения сделки.
   Если человек грешен и образование не способно отвратить его от греха, то что тогда?  Заметим, что Августин, писавший Признания, ещё не тот Августин, который 20 лет спустя напишет Город Бога.  Это произведение написано как отклик на разграбление Рима в 410 г., в котором развиваются некоторые идеи, затронутые в Признаниях, о природе греха и путях избавления от него.   
 Обращение в христианство является частью решения проблемы.
 Обращение началось задолго до этого события, и драму создаёт разговор с   Понтицианием в Книге VIII, части VIII, который путешествовал и описывал монахов Египта.   Это были первые христианские монахи, которые бежали от мира и жили в пустыне, питаясь кореньями, насекомыми, и солончаками.
 У них были видения, и обычные люди приходили к ним за толкованиями  и советами.  Тут сразу возникает вопрос: в таком случае, так ли уж эти отшельники питались одними кореньями? Может быть, люди приносили им что-нибудь, но история, как говорится, об этом умалчивает.
   Во всяком случае, надо иметь в виду, что быть отшельником в те времена
 не обязательно подразумевало, что он вообще не общался с людьми.
   К ним обращались также за помощью больным.
 В каждой религии возникает своей шаманизм.   Отшельник может быть одновременно шаманом, знахарем, мудрецом и т.д.
    Но для этого он должен быть особенным, выглядеть особенным, быть отверженным, не иметь семьи, детей, дом, сад, подружку -  в противном случае он не сможет общаться с потусторонним миром.
 Понтицианий рассказывает Августину об этих людях, и Августин испытывает не только восхищение, но и некоторое унижение пред ними.  Вот, они необразованные, а некоторые даже безграмотные - не читавшие Республику, Гортензия, Тимея, риторику Квинтилиана, сатиры Ювенала - проявляют такие чудеса веры, которые ему, Августину, и не снились, и находятся гораздо ближе к Богу. У них есть понимание сути божественного, которое побуждает их отвергать этот мир.  Августин говорит о них - мы "ползаем здесь в низкопоклонстве в этом мире плоти и крови, в то время как они бросаются грудью на врата рая."
 И этот момент станет основополагающим о его  понимании обращения.
   После своего обращения Августин планировал вести тихую созерцательную жизнь в окружении своих друзей.
  Однако в действительности он пошёл по не столь умиротворённому пути.
 Он отправился в Северную Африку, стал там епископом и проводил время в жарких спорах с донатистами, или по его мнению, еретиками. 
И он погиб, защищая свой город, Гиппо Региус ( современный Тунис) от вандалов.
    Его нельзя считать отшельником. Быть епископом в Римской Империи никоим образом не являлось безмятежным времяпровождением.  Эта должность являлась огневой точкой в идеологической траншее. Это было почётное место,конечно, но его понимание христианского долга в мире не предполагало просто  отказ от удовольствий мира и ведение безгрешной созерцательной жизни. Он отрицает перфекционизм. Он становится активным деятелем, а не просто теологом и философом.
  Перфекционизм - это учение, согласно которому человек может стать совершенным, то есть лишённым малейших дурных качеств. Относительно возможности этого  ведутся споры столь концептуальные, что сторонники перфекционизма постепенно выплавились в либералов, а противники - в консерваторов. Либералы говорят: если вы дадите людям образование, будете воодушевлять их на хорошие дела и давать субсидии, то вы получите хорошее общество.
Консерваторы говорят в ответ на это: люди всегда будут такими какими были, давай им образование или нет, предоставляй им субсидии или нет, воодушевляй их на хорошие дела или нет - они всегда будут думать о том как бы сделать себе получше, нисколько не заботясь о том, хорошо или плохо при этом будет другим людям. Напротив, если государство будет помогать неимущим, то они просто обленятся, сядут  обществу на шею и будут плевать сверху на тех, кто трудится в поте лица.
Обязательно ли нравственность обусловлена образованием?  Гитлер был образован и обожал классическую музыку, Геринг любил искусство, коллекционировал произведения живописи, любил музыку Вагнера,  Геббельс  был хорошо  образован и был не лишён творческой жилки.  Что с того что они любили музыку? Музыку, под звуки которой они загоняли миллионы людей в газовые камеры, литературный дар, который они использовали, чтобы возбуждать ненависть к евреям?
 А если заглянуть в глубины истории?  Цинь Ши Хуанди, Нерон не были неотёсанными мужланами, и т.д.
    Августин был рьяным имперфекционистом. Причём в Городе Бога это выражено более сильно, чем в Признаниях, где эта идея балансирует на грани.
  Имперфекционизм ярко представлен в инциденте с грушами, который свидетельствует о притягательной силе греха.
Ко времени написания Города Бога, ко времени упадка Римской Империи и заметного усиления варваров Августин потерял веру в просветление и духовное развитие человечества, он начинает сомневаться в том, что люди могут заслужить спасение, потому что безнадёжно порочны.
    Если Бог будет судить их по заслугам, они будут прокляты.
 Христианство предполагает, что некоторые люди спасутся, посредством мистической милости, милости, которая не является заслуженной, но и не является гарантированной.
Никто не знает, кого из нас Бог  наметил отправить в ад, а кого - в рай.
  Вера в избранных находится в фокусе Кальвинизма и Пуританизма.
Но кто же эти избранные и можно ли их распознать? Видимы они или нет?
   В пуританской Новой Англии преобладала концепция  видимых избранных и обречённых на проклятие тех, кто выходил за пределы этого круга.
Маленькая община людей, стремящихся к совершенству и считающих, что все кто находится вне их общины  в той или иной степени подвержен греху и в той или иной степени обречён, в то время как у них имеется реальная возможность  после смерти вознестись на Небеса.
Однако если вы считаете, что избранных нельзя определить, тогда всем людям следует посещать Церковь для того чтобы приобщаться к таинствам. Вам следует начать обращать варваров и язычников в христианство. 
  Августин поддерживает идею принудительного крещения.  Если они крещёные, то у них появляется шанс спастись.  Причём желательно крещение с младенчества, потому что крещение уже не связывается с совершенством, а означает лишь начало, вступление в процесс.
  Итак, Августин  утверждает три вещи, которые уже неясно вырисовываются в Признаниях  и которые определённо характеризуют его мировоззрение в дальнейшем - его неприятие перфекционизма, его восхваление милости и понятие греха как неистребимого и неразрешимого.
   Это приобретает ключевую историческую важность в Церкви.
 Церковь является органом, который может быть либо сектантским и маленьким, как мы это видим у Амишей или Пуританской Новой Англии, или он может быть огромным и универсальным, как в случае со средневековой католической Церковью.   Августин стоит за средневековую католическую церковь, которая является политическим органом, органом доктрины, структурой управляемой князьями, и структуру, которая имеет миссионерское влияние на остальной мир.
     На следующей лекции мы поговорим о падении (западной)Римской Империи.
    Но для того чтобы не расстраивать вас заранее, спешу сообщить вам, что  хотя западная часть Римской Империи пала, Церковь выстояла и сохранилась в полном блеске. 


[end of transcript]