Зачарованные сокровища атамана

Александр Зиборов
     Народные предания говорят о несметных сокровищах, спрятанных в пещерах Жигулей и прочих местах Самарской Луки лихими людьми. Исстари они селились тут, были известны как ушкуйники, «русские выкинги», шарпальники… Прибывать сюда казаки, по некоторым сведениям с XIV века. Край именовался Жигулёвской вольницей. Удальцы грабили проходящие по Волге купеческие суда, совершали набеги на сопредельные территории и более удалённые. Нападали на Великий Булгар, столицу Золотой Орды - город Сарай-Берке. Добирались даже до Персии.
                Магические клады
     О сокровищах Степана Разина говорят не только народные предания, но и официальные документы. В 1667 году атаман сходил в Персию «за зипунами», о чём историк XIX века Н.Всеволжский написал: «Стенька опустошает берега Гиляни и Мазандерана. Разбивает посланные против него персидские суда…» Тогда атаман прошёл на стругах от Красного Яра к Гурьеву, от него двинулись на Дербент – Баку: далее маршрут был таковым – Орешт – Гилянь – Фарабад. Вернулся к островам Дуванному и Свинному вблизи Баку, где казаки отдохнули, поплыли вверх по Волге и через Дон возвратился в Кагальницкий городок с неслыханной славой и фантастически богатой добычей. Именно со времени персидского посольства пошла молва о кладах атамана. Говорят, таковые устроены ими в надёжных тайниках жигулёвских пещер.
     В преданиях клады атамана называют заколдованными. Этот признак – магия, волшебство - указывает на два места наиболее вероятного захоронения сокровищ. Во-первых, Молодецкий курган, с которого открывается самый хороший обзор Самарской Луки, а под его скалами находится множество гротов. Они являются началом больших пещер, уходящих в глубину недр. Это жуткое местечко и называется соответственно - «Берег скелетов», так как тут происходит множество несчастных случаев с лодками и судами… Во-вторых, пещеры в Сокольих горах, о которых ходит недобрая слава.
     Говорят, Степан Разин был колдуном чёрнокнижником, пуля его не брала и оковы с него спадали. Легенда о «заговорённости» атамана возникла ещё при его жизни. В народе говорили: «У Стеньки кроме людской и другая сила была — он себя с малых лет нечистому продал — не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кош по Волге плывёт и вдруг на воздух на нём поднимался, потому как был он чернокнижник… Его в острог не раз садили за решётки, да на запоры. А он возьмёт уголь, напишет на стене лодку, спросит воды испить, плеснёт на стену этой водой — река станет! Сядет он в лодку, кликнет товарищей — глянь, уж на Волге Стенька!..»
     В книге «Нечистая и неведомая сила» С.В.Максимов так описывает природный и чародейный дар атамана: «Разину, например, этому поволжскому богатырю-чародею сам Илья Муромец годится только в есаулы. И неудивительно, конечно, что, обладая такой сверхъестественной силой, Разин обогащался и откупами с проходящих торговых судов, и даже царскою казною с разграбленного и сожжённого им первого русского корабля «Орла». Тревожная жизнь, среди поисков новой добычи и преследований со стороны властей вынуждала Стеньку зарывать в землю награбленные сокровища. …и всё длинное побережье, от Симбирска до Астрахани, все эти лесистые Жигулёвские горы и песчаные голые бугры Стеньки Разина – в народном воображении до сих пор считаются местами, где зарыты бесчисленные клады: там лодка с серебром затёрта илом в песках, здесь, в Жигулях, у Разина в дупле – сундук полон платья, а сверху, как жар горит, икона, и заклята та поклажа на 300 лет; там в полугоре, у спуска к Волге, зарыто 12 нош (ноша – мера того, сколько может унести на себе сильный бурлак) серебра в чугуне, покрытом железным листом, здесь, в Шиловской шишке (горе близ г. Сенгилея), подвал, а в нём на цепях четыре бочки золота, охраняемые большим медведем». Имеется легенда и о зачарованном кладе атамана в Царевом кургане, что высится на противоположном берегу Волги от Жигулей.
                Призрак атамана
     Говорят о кладах атамана много веков, но найти никому не удаётся. Простому смертному их трудно добыть. Большинство заговорены особым способом. Но несмотря на это клады продолжают искать.
     «Разинских кладов бесчисленное множество. По берегам Волги, где он некогда гулял со своей вольницей, некоторые холмы носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина, а одно ущелье слывёт его тюрьмою. В Разинских буграх, по народному поверью, знаменитый разбойник спрятал своё богатство в глубоких погребах, за железными дверями, и теперь оно лежит там заклятое. Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горах, стережёт свои поклажи…» – написал знаменитый русский этнограф и собиратель сказок В.Н.Афанасьев.
     По одному из преданий, когда изловили сотоварищей атамана, то он исхитрился и ушёл-таки от преследователей. Спрятался там, где схоронены его сокровища, мхом оброс, но до сих живёт, ибо не принимает его земля.
     Сам себя он приточил к кладам. Будто бы, будет жить до тех пор, пока не найдут его сокровища. По некоторым поверьям, просроченные клады многогрешный атаман стережёт в надежде, что золотом и серебром откупится на Страшном суде. По ночам он объезжает или обходит все места, где зарыты клады. Видят его в заломленной папахе на белом бешеном коне, промчится – только его и видели. А то плывёт в струге под белыми шёлковыми парусами. Стоит на носу и смотрит в воду. Возможно, выискивает место, где утопил персидскую княжну.
     Бывает, что кладоискатели встречают атамана, и такая встреча не сулит им ничего хорошего. Но обаяние укрытых в потаённых местах несметных сокровищ привлекает всё новых и новых искателей, очарованных романтикой или жаждой наживы. Романтики в красивейших и легендарных Жигулях, Самарской луке сколько угодно, а вот клады в руки не даются. Возможно, пока.
                Клад за бутылку водки
     Летом 1999 года из Загородного парка в Самаре я спустился на тогда ещё дикий берег Волги. Чуть прошёл влево и тут меня окликнул бомж, который сидел у маленького костерка бомжа:
     - Закурить не найдётся?
     Я сказал, что не курю. Хотел было идти дальше, но он протянул мне грязную бумагу:
     - Не хочешь купить? Это карта. На ней указан клад Степана Разина. Он недалеко отсюда, в Царь-кургане. Немного прошу, дай на бутылку.
Предложение меня рассмешило:
     - Сокровище за бутылку водки! А что так дешёво?
     - Клад заговорённый. Кто его найдёт, тот вместе с ними примет на свою душу все грехи атамана и пойдёт в ад.
     Я покачал головой:
     - Нет, с такой «нагрузкой» мне никакие сокровища не нужны.
     - Мне тоже, - эти слова бомж произнёс столь серьёзно, что мне стало не по себе. Вздохнул и бросил бумагу в костёр. – Пусть горит проклятая!
Бумажка задымилась не сразу, какое-то время лежала в огне и лишь потом нехотя загорелась. Мне показалось, что повеяло запахом серы.
     - Откуда она у тебя?
     - Кореш неделю назад дал. Он искал с кем-то клады в Сокольих горах. Во сне к нему пришёл древний старец. Сказал, что он - Степан Разин. Посулил, что отдаст свой главный клад, который находится в Царь-кургане. Но с условием, что он примет его грехи на себя. И тогда проживёт вдвое впротив теперешнего, но затем окажется в аду. Грозил, что в ином случае и месяца не протянет. Неделю назад помер, выпил какую-то отраву. Давно её следовало сжечь, чтобы не вводить никого в искушение. Никакие клады не стоят адских мук!
     Ушёл я, признаться, в сомнениях. Бомж легко мог наврать мне. Но мог и сказать правду. Не знаю.