Исповедь атеиста. Ч. 2

Лана Шмелс
(Начало http://www.proza.ru/2014/04/25/694)


    Как и когда это началось?
    Во времена перестройки множество самой разнообразной литературы хлынуло на книжный рынок. Появились и книги на религиозную тему, которые раньше были под строгим запретом. Я была убежденной атеисткой и особого интереса к подобной литературе не проявляла. Однако какая-то информация до меня доходила, и кое-что со временем я стала почитывать, правда, сначала совсем понемногу.
    И вот, по-видимому, от этого чтения периодически возникали моменты, когда я стала считать допустимым возможность существования Бога. А почему бы и нет? Примерно половину жизни я уже прожила, и мне было приятно предполагать, что после смерти жизнь-то, оказывается, может продолжиться.
    Я все чаще позволяла себе размышлять о религии, и все чаще, погружаясь в размышления, почти убеждалась, что Бог есть. Однако когда  я отвлекалась от подобных мудрствований, во мне вновь просыпался атеист, и я начинала с возмущением думать, ну как я могла поверить во всю эту  (да простят меня верующие) чепуху.
    А однажды я решила прочесть Библию, просто прочесть. Тогда я и подумать не могла, что она меня так захватит.


    Священные книги, как мне кажется, и удобнее, и правильнее читать, консультируясь со священником. Это желательно, но почти неосуществимо. Трудно найти священника, который внимательно и терпеливо будет вначале слушать, а потом и отвечать на все ваши вопросы.
    Священников можно понять. Когда стал рушиться Сов. Союз, рухнула советская идеология, образовался идеологический вакуум, и в поисках новых идеалов огромная масса людей с высшим, а то и с двумя высшими образованиями ринулась в церковь.
    Священникам приходилось бесконечное число раз отвечать на одни и те же вопросы. По-видимому, устав от этого, они стали советовать всем просто жить по церковным правилам, совершать необходимые обряды и не слишком вникать в суть религиозных догм. И в этом нет ничего предосудительного. Истинная вера ведь не нуждается в доказательствах.
    Многие так и поступали. Просто ходили в церковь и делали, что требовалось.
    Конечно, были и такие, кто начал посещать церковь только потому, что это стало «модно». Но и это не страшно, большинство из них со временем спокойно приобщилось к религии.
    Это было время, когда многие ложились спать атеистами, а просыпались верующими.
    Я тоже попробовала, как все, но из этого ничего не вышло. Я не могла делать что-то механически, не понимая, почему именно так, и для чего это нужно. Мне надо было обязательно понять, что к чему, и почему именно так.
    (Пожалуй, потенциально я очень далека от того, чтобы стать идеальной верующей, т.к. сомневаюсь, что когда-нибудь смогу принять на веру что-то без размышления.)


    Итак, я не смогла в одночасье перевоплотиться в верующую. Моя голова разрывалась от множества вопросов. Я быстро поняла, что, к сожалению, по крайней мере, в ближайшее время я не смогу найти священника, который захочет тратить время на беседы со мной.
    Зато я не могла не заметить и преимущества такой ситуации. Я понимала, что любой сведущий в вопросах Библии человек обязательно окажет влияние на мое восприятие Священного Писания. Читая же самостоятельно, я имела возможность составить собственное мнение о том, что я собиралась прочесть. Мне это показалось более интересным.


    Каким был мой внутренний настрой?
    Я по-прежнему продолжала считать себя атеисткой, но мне очень хотелось доказать самой себе, что Бог есть.
    Я с почтением относилась к самой Библии и была уверена, что если даже я не удостоверюсь в существовании Бога, я все равно сохраню это почтение к ней, если уж не как к священной книге, то хотя бы как к важному литературному памятнику. И еще я не сомневалась, что независимо от результата, я не стану позже неуважительно относиться ни к атеистам, ни к верующим.
    Глобальной задачи постичь абсолютно все я перед собой не ставила. Мне всего лишь хотелось составить самое общее представление о содержании Библии и хотелось, чтобы оно было максимально правильным. Я считала, пусть лучше что-то останется для меня непонятым, чем я сделаю о чем-то неправильный вывод.
    И еще. Я немного опасалась, что слишком сильное увлечение религией может привести меня в какую-нибудь секту. Вокруг было много печальных примеров. А потому я решила, на всякий случай, обезопасить себя молитвой:
    «Милый Боженька, помоги мне правильно понять Твою книгу!»
Я решила произносить эти слова всякий раз перед тем, как открою Библию. Это была придуманная мной молитва. Никакой другой молитвы я в то время не знала, даже «Отче наш». Вернее, я знала о существовании молитвы «Отче наш», но я не знала ее слов.
    Почему Боженька?
    В очень далекие детские годы, когда я впервые услышала о Боге, он был назван именно так. Почему-то, в то время, когда я придумала свою молитву, именно такое обращение показалось (почувствовалось) мне подходящим.


    И вот настал этот день. День, когда я произнесла свою маленькую молитву и принялась за чтение Библии. Мое первое впечатление?
    Кошмар!!!
    Я прочла первую главу... и пришла в ужас!
    Я была готова встретиться с подтверждением несостоятельности теории гелиоцентризма, однако никакого намека на то, что в центре нашей планетной системы находится Земля, а Солнце всего лишь вращается вокруг нее, я не нашла, зато то, с чем я столкнулась, показалось мне куда более худшим.
    Конечно, было бы очень хорошо, если бы в Библии было прямо сказано, что Солнце находится в центре. Было бы лучше и в том случае, если бы два светила (Солнце и Луна)  были упомянуты раньше, чем Земля, или рядом с ней, но, в конце концов, я смогла как-то объяснить и тот порядок, что был указан в Библии.
    Однако как быть с тем, что трава и деревья были созданы раньше Солнца?!
    Этому не было объяснения! (По крайней мере, в то время).
    Ну, пусть, было бы сказано просто о растениях. Можно было бы предположить, что на самом раннем этапе было нечто более простое, чем одноклеточные сине-зеленые водоросли, какие-нибудь промежуточные проторастения. И уже после они вымерли, уступив место обычным растениям, не способным обходиться без солнечного света. Но нет, в Библии явно говорилось о деревьях.
    Я почувствовала себя в тупике.


    Я не могла читать дальше. Я не могла просто так принять что-то на веру, если это противоречило неоспоримым истинам и не имело рационального объяснения.
    Мне нужно было определить свое отношение к тому, что я читаю. Смогу ли я и дальше с уважением относиться к читаемому, или мое уважение сменится на снисходительно-ироническую доброжелательность.
    Признаюсь, мне очень хотелось как-нибудь оправдать написанное: неизбежные ошибки, вкравшиеся в то время, когда люди передавали сказания устно и не имели научного обоснования многих явлений, ошибки перевода и т.п.


    Несколько дней я читала, перечитывала, вникала, размышляла и, в конце концов, хоть и с большим трудом, но смогла убедить себя, что могу продолжить чтение, сохранив серьезное отношение к книге. Я перешла ко второй главе и быстренько ее прочла.

    Вначале я ненадолго впала в ступор. Это была полная катастрофа!
    Потом мне стало смешно.
    - Ну и как же, милочка, ты будешь это объяснять? – С насмешкой спросила я себя.
    - Ну почему, - думала я мучительно, – почему они вставили эту главу? Лучше бы вообще ее убрали. Или пусть бы убрали первую главу. Или поменяли бы их местами.
    Мне казалось, что эти главы противоречат друг другу, и что любой другой вариант был бы лучше представленного.
    В итоге я потратила на эту главу много дней, но тщетно. Вразумительных объяснений я так и не нашла, но зато, я нашла выход из ситуации.


    Ход моих рассуждений.
    1. Итак, тексты Библии существуют не одно тысячелетие. Представить только, какое число людей с ними ознакомилось. Среди них было много мыслителей, сохранивших свою веру в Бога. Значит, они нашли всему какие-то достойные объяснения. Следовательно, объяснения имеются.
    2. Со временем мне повезет, и я обязательно встречу священника, который поможет мне разобраться с недопонятыми вопросами. Однако к этой встрече я должна подготовиться уже сейчас. Для этого надо выписывать в тетрадь те места из Библии, которые кажутся сомнительными и выходят за рамки логичного объяснения.


    В тот момент я и представить себе не могла, какая толстая тетрадь мне понадобится. Но это неважно. Главное, выход был найден, и я со спокойной душей смогла продолжить чтение, фиксируя и оставляя на потом неразрешимые вопросы.


    Оглядываясь назад, я все больше убеждаюсь, что если бы в самом начале я не пошла на компромисс с собой и сменила бы чувство уважения к Библии на цинизм, то никогда не постигла бы многого из того, что там написано.
    Я бы так и не поняла, что две первые главы очень важны, и что они расположены так, как надо, и что в них скрыт смысл, который нисколько не противоречит науке.
    Я бы не поняла, например, почему Бог запретил есть плоды с дерева познания добра и зла, и почему, вообще, он тогда его «произрастил».
    Сомневаюсь, что я смогла бы найти объяснение говорящему змею или понять суть следующих строчек: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их», и т.д., и т.п.
    В Библии много мест, на первый взгляд, выглядящих довольно абсурдно, но это только на первый взгляд. Все имеет простое, вполне логичное, не противоречащее науке объяснение.


    Итак, с трудом осилив первые две главы, я сумела сохранить почтительное отношение к Библии, и это несмотря на то, что количество непонятых вопросов почти равнялось количеству прочитанных стихов.
    Мне кажется, именно благодаря такому отношению мои терпение и смирение впоследствии были вознаграждены, и Библия поведала мне удивительные вещи.
    Хотя иногда я думаю, что может быть, было бы лучше, если бы я отнеслась ко всему проще, без излишних размышлений и требований. Пусть я так и не поняла бы многих вещей, зато моя жизнь, возможно, потекла бы по-другому.
    Хотя, опять-таки, где гарантия, что она обязательно была бы лучше той, которую я проживаю сейчас.


    Почему я так подробно пересказываю все это?
    Потому что хочу объяснить попонятнее, как пришло ко мне то, что я знаю, и о чем собираюсь поведать вам.


(Продолжение следует http://www.proza.ru/2014/06/09/1311)