Фестиваль фильмов или Иван Фёдорович Крузенштерн -

Гринзайд Влад Младший
          - Давай на фестиваль фильмов сходим.
          -А ваша шарага не работает на  кущей?
          - На суккот что ли? Нет, нас в отпуск выгоняют. Всю неделю не работаем.
          - А детей куда?
          - А у детей садик как раз-то и работает.
          - Давай сходим.

          Так зародилась идея пожить культурной жизнью. Мы, обременённые бытом, тоскуем по культуре-мультуре, завистливо смотрим на праздных горожан в будний день, когда сами бежим с детьми в охапке. И вдвойне обиднее погрязнуть в быту в праздники. А тут прямо в нашей Хайфе проводится фестиваль мирового кино, и самое замечательное, что мы - выходные, а дети хоть на полдня расфасованы по садикам.
надо изучить календарь фестиваля на предмет русских фильмов. Почему именно русских? А потому, что заламывает читать титры - наскоро сварганенные ивритские, а ещё хуже - английские титры. Никакого удовольствия весь сеанс читать мимолётную дрожащую дребедень. Мы ходим на дублированные или русскоязычные фильмы. А какие фильмы дублируют в Израиле? Только детские. Вот и получилось, что лет двадцать не был в кино на нормальном фильме. С детьми хожу исправно, но хочется же мультуры и для себя.
искать российские фильмы. Их оказалось очень мало, некоторые из них мы уже видели, один был в вечернее время, когда детей уже не с кем оставить. Осталось всего два русских фильма - маловато на культурную неделю.
          И тут у Ольки озарение - а ведь можно выискивать в программе фестиваля не только российское кино, но и фильмы бывших советских республик. Они же продолжают говорить по-русски. И действительно, как только географический диапазон расширился, появились новые возможности. Сразу нашли несколько фильмов бывших союзных .
делом пошли на "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова. Прекрасное начало, просто песня - особенно монолог милиционера, ставший уже знаменитым. После такого начала мы экстренно докупили билетов на азербайджанский фильм и казахский фильмы (в обоих случаях в программе значилось, что фильмы идут на русском языке).
фильм, похоже, снимался по принципу Станиславского - "не верю". Сплошная правда жизни о лихолетье девяностых. Большую часть фильма по экрану бродил бритоголовый мужик, посещающий разные злачные места и играющий желваками. Для пущей правдоподобности герои фильма говорили по-азербайджански, перемежая речь русской матерщиной. Поскольку фильм числился русскоязычным, титрами он не сопровождался. Фильм оставлял тяжёлое ощущение, как у человека, попавшего в гущу иноязычного криминала.
впереди ещё почти неделя праздника искусства.
          На следующую ленту супруга пойти не смогла, то ли садик работал по укороченной схеме и не с кем оставить дитятю, то ли ещё что. Остался лишний билет, и Олька предложила пригласить кого-нибудь. И я позвал симпатичную девушку Риту - даму сердца моего хорошего друга. Трепетные воспоминания юности - пригласить девушку в кино, и неважно, на какой фильм. И Рита согласилась на неважно какой фильм.
кинотеатр на Французском Кармеле, непереполненный  - ведь билеты на дневной сеанс.  В "Кригере" дают "Груз 200" Алексея Балабанова. Больней чернухи я не видел в жизни. Полная беспросветность - убийства, эксгумация, сожительство с мёртвым десантником, мухи. И главное, никакого гротеска, всё реалистично, почти чёрно-бело в тёмных тонах. Это был полный и сокрушительный ****ец.
фильма мы ещё некоторое время посидели в зале в состоянии шока, а потом вышли на залитую солнцем улицу. Казалось непонятным, как может светить солнце и щебетать птицы. Если использовать штамп, можно сказать "шли молча". Вот и сходил по-юношески с девушкой в кино.
последний фильм фестиваля - казахская лента "Дневник путевого обходчика". Вот тут уж обошлось без обмана: обещали путевого обходчика, его и показали, обещали по-русски - всё по-русски. Реализма тоже хоть отбавляй - событий мало, зато все в по-довженковски реальном времени. Темень, так хоть глаз коли; солнце, так до выжигания сетчатки; десятиминутный переход по пустынной местности, так ровно десять минут. Станиславский бы поверил.
обходчик идёт по бесконечным рельсам бесконечной же казахской степи. Идёт долго и медленно, останавливаясь на каждой шпале. Одет в свободную рубаху, галифе и мягкие сыромятные сапоги. Без объяснения сразу и не поймёшь, в чём тут суть, но у режиссёра уйма реального времени в реальной степи. И действительно, после десяти минут начинаешь понимать смысл пританцовываний и приседаний обходчика на шпалах. Он ступает на очередную шпалу, покачивается на ней, проверяя её на предмет надёжности, и идёт дальше. Ненадёжные шпалы он отмечает камешком. Следующий сюжет повторяет предыдущий с той разницей, что обходчик постарел и ослеп. Он идёт по тем же шпалам и отмечает их камнями. Он и прежде-то не шибко глядел на творение ног своих, Степной человек доверяет ногам и слуху больше чем глазам. А теперь и подавно - слепые глаза направлены вдаль и камешки он берёт и кладёт на ощупь. Главное в его труде это чутьё.
эпизод показывает молодого казаха. Чтоб казахи не путались у зрителя, подобно многочисленным персонажам "Войны и мира", молодой казах явно моложе казаха из первого эпизода. Но для пущей наглядности он и одет иначе. На нём железнодорожная форма: китель, фуражка, погоны, соответствующие какому-то званию. Но главное, он едет на поезде, чем не грешил предыдущий степной казах. Механизированный молодой казах ищет дефекты шпал более прогрессивным методом, но всё же он внимательно всматривается в колею, пытаясь заметить камни на шпалах. Как бы тихо не шёл поезд, остаётся загадкой, как можно что-то усмотреть на шпалах, починить на ходу или хотя бы запомнить место дефектной шпалы в степи. Но на то ж он и казах.
          В четвёртом эпизоде оба казаха встречаются, и выясняется, что это отец и сын. Они многозначительно молчат - степь не любит болтливых, но под конец они всё-таки обмениваются наболевшим. И, о чудо! И тут без обмана, фильм по-русски. Один говорит заветное слово "стыковка", а второй парирует: "рихтовка". Встреча молодой горячности и зрелой умудрённости, знания и чутья.
в зале загорается, а зритель не понимает, что фильм закончился, и остаётся сидеть, как и после "Груза 200". Какие разные фильмы, а эффект один.

Гринзайд
2014